Стамбул — три футбольных города. Изучаем Турцию по стадионам

Стамбул – редкий пример города, где футбольная культура не просто сосуществует с городской жизнью, а является её базисом. Здесь не люди выбирают клуб, клуб выбирает людей. И определяет стиль их жизни.
Материал подготовлен специально для журнала «Футбол». Ещё больше про российский и мировой футбол читайте в свежем выпуске. Оформите подписку или приобретайте в киосках вашего города.
Стамбул слишком велик, чтобы воспринимать его просто мегаполисом. Это город, в котором переплетаются десятки культур, религий и социальных моделей. Однако есть одна вещь, к которой здесь относятся одинаково серьёзно на обеих сторонах Босфора. Футбол – часть городской среды, её постоянный шум, символ района, маркер локальной идентичности.
В конце августа спецкору журнала «Футбол» в Европе удалось провести несколько дней в разных частях города и почувствовать, как устроена футбольная жизнь Стамбула не с экрана, а в непосредственной близости: на трибунах, в барах, в разговорах с болельщиками, на улицах, где цвета клубов определяют настроение квартала.

Вся экосистема разделена тремя большими клубами: «Бешикташем», «Галатасараем» и «Фенербахче». Они не только определяют футбольную карту города, но и создают три разные модели культурной принадлежности. Чтобы понять, как это работает, нужно посмотреть на Стамбул как на пространство, в котором три футбольные истории сосуществуют одновременно и влияют на жизнь миллионов людей.
Как клубы формируют карту Стамбула
Районы Стамбула сильно отличаются – у каждого свой характер, своё прошлое и свои ритуалы. Принадлежность к клубу здесь часто определяется не выбором, а происхождением семьи или местом, где ты вырос. Несколько дней в городе достаточно, чтобы заметить: клубы распределены не просто по стадионам, а по территориям, где люди живут одинаково, болеют одинаково и передают это от поколения к поколению.
«Бешикташ» – европейская часть, районы вокруг дворца Долмабахче и холмов, спускающихся к проливу. Здесь в уличной культуре много энергии, протестных мотивов и социального движения. Фанатское объединение Carsi 1903 известно не только футбольными акциями, но и гражданской позицией. Это накладывает отпечаток и на стиль боления: громкий, даже бунтарский.

«Фенербахче» – азиатская сторона, прежде всего район Кадыкёй. Вокруг стадиона «Шюкрю Сараджоглу» и прилегающих улиц формируется культура, в которой много семейных традиций. Там спокойно днём и шумно вечером, когда улицы заполняют люди в жёлто-синих цветах. В фан-культуре меньше ультрас-элементов, но больше локальной привязанности и преемственности.
«Галатасарай» – символ исторического центра. От школы, давшей клубу название, до узких улиц Бейоглу – всё связано с культурной и образовательной традицией. Это клуб, ассоциирующийся с элитой, большими ожиданиями и европейскими амбициями. Единственный, кто выигрывал трофеи УЕФА. Поддерживать «Галатасарай» – часть статуса и исторического кода.
Эта территориальная разница кажется теоретической только на расстоянии. На месте всё становится очевидно: в одном районе висит чёрно-белый флаг, в другом – жёлто-синий, в третьем – граффити с датой победы в Кубке УЕФА. Стамбул делится на три футбольных города, в каждом из которых стиль жизни заметно разнится.

«Водафон Парк» – сердце центральной части Стамбула
Стадион «Бешикташа» открыт в 2016 году на месте прежнего «Инёню», что делает его третьей по величине ареной столицы. Она стоит почти в центре города, у подножия холмов Долмабахче. Из-за плотной застройки проектировщикам пришлось вписывать стадион в ограниченное пространство, но именно это создало его особый облик.
Внутри него шум растёт по мере заполнения трибун. На отдельных матчах здесь фиксировали уровень звука выше 120 децибел – один из самых высоких показателей в Европе. На трибунах болеют интенсивно и без пауз. Люди реагируют на каждый эпизод, спорный фол, потерю мяча или прессинг.
После финального свистка район вокруг стадиона не пустеет. По улицам расходятся люди, продолжающие обсуждать встречу. Культура боления здесь не ограничена стенами арены – она переходит на площади, в кафе и в общественный транспорт.

Именно отсюда удобно было отправиться в Кадыкёй – район, в котором Фенербахче живёт так же активно, но иначе.
Кадыкёй – центр повседневной культуры «Фенербахче»
Азиатская сторона Стамбула живёт в своём ритме. Он менее хаотичен, чем в центре, но ничуть не менее насыщен. Именно здесь находится район Кадыкёй – территория, где болельщики «Фенербахче» собираются не только по случаю матчей, а ежедневно.
В Кадыкёе много магазинов клуба и мест, где можно встретить сразу несколько поколений болельщиков. Здесь и школьники, и пожилые мужчины, и люди, пришедшие после работы, но зачастую с шарфом клуба на плече. «Фенербахче» воспринимается местными частью повседневной жизни.
Одним из ключевых мест является Legend Pub Kadıköy – бар, ставший неофициальной фан-зоной. Внутреннее пространство – не пафосная стилизация, а собрание реальных предметов: старые программки, вырезки из газет, фотографии времён Алекса де Соузы (бразильца, отыгравшего за клуб восемь лет), шарфы команды нескольких эпох. На экранах – аналитические передачи и архивные матчи.

Бар даёт возможность увидеть, как выглядит культура поддержки вне стадиона. Во время трансляций сложно найти свободное место, но даже в дни без встреч здесь обсуждают новости клуба. Люди спорят о тактических изменениях, молодых игроках и финансовой политике руководства.
Особенность фанатов «Фенербахче» – их открытость. Достаточно сказать пару слов о последнем матче – и можно легко включиться в разговор. Атмосфера остаётся сдержанной по сравнению с ультрас-трибуной. Это боление «домашнего типа», однако не менее серьёзное.
В Кадыкёе чувствуется преемственность. Люди приводят сюда детей, рассказывают им о старых матчах, показывают легенд клуба. И это формирует культуру, в которой футбол – часть семейного уклада.
Чтобы увидеть ещё одну грань футбольного Стамбула, достаточно пройти несколько остановок трамвая в сторону исторического центра, где доминирует другая цветовая гамма – красно-жёлтая.
«Галатасарай» – клуб как культурный символ
Галатасарай – самый титулованный клуб Турции. Победы в Кубке и Суперкубке УЕФА в 2000 году стали историческим достижением, которое до сих пор воспринимается болельщиками символом национального успеха.
В районах Бейоглу и Фатих встречаются граффити с датами тех побед, а на некоторых старых зданиях можно увидеть флаги клуба. «Галатасарай» имеет репутацию клуба, которому «положено» побеждать.

Чтобы понять отношение болельщиков, поговорил со студентом, представившимся уроженцем Фатиха. Он согласился описать своё восприятие клуба. Вот фрагмент разговора:
«Для нас «Галатасарай» – это не футбол, это часть истории. Мы выросли на историях о финалах 2000 года, несмотря на то что новое поколение фанатов тогда ещё даже не родилось. Если проигрываем дома, это воспринимается как личное оскорбление… Дерби – вопрос чести. Это не игра, а часть классового и идеологического противостояния... Когда мы побеждаем, весь район знает, что победили именно мы. И это важно не меньше, чем результат в таблице».
Люди не «выбирают» «Гала», они в нём выросли.
Три футбольные культуры
В Стамбуле культура боления строится в первую очередь не на любви к конкретным личностям или стилю игры, а на принадлежности.

Эти культуры сосуществуют параллельно и формируют трёхполюсную систему. В Европе есть большие города с несколькими клубами, но такой плотности, как в Стамбуле, почти нет. Здесь три крупных бренда не конкурируют за внимание, они сами создают основу городской жизни.
Районы не примыкают к клубам, они ими формируются. Полная интеграция футбола в повседневность. Бары, уличные кафе, рынки, транспорт – всё отражает клубную принадлежность. У каждого клуба – своя роль, не лучше и хуже, это просто разные культурные модели.





