V4x3 l 1430336600480

Не раз приходилось слышать, что посещаемость матчей премьер-лиги неуклонно растет. Так ли это на самом деле? Корреспондент «Советского спорта» провел экспертизу.

ПОЧЕМУ НАРОД НЕ ИСПУГАЛСЯ ХОЛОДА?

Помог разобраться в непростых вопросах исполнительный директор РФПЛ Сергей Чебан.

– Сергей Владимирович, подводя итоги 21‑го тура, вы отметили рост посещаемости. Каждый матч собрал в среднем по 17,5 тысячи зрителей…

– 17 423, если быть точным! – прерывает меня Чебан, демонстрируя свое знание предмета. – Тут важно другое. Вы же прекрасно понимаете, почему, скажем, в 11‑м туре был установлен рекорд посещаемости. Тогда состоялось дерби «Спартак» – ЦСКА (54 228 зрителей. – Прим. ред.). Но в 21‑м туре – и в этом вся прелесть! – не было такого суперматча, и в то же время результат все равно сумасшедший. Хотя, казалось бы, весна, морозы… Чем объяснить? Хорошо сработали клубы. Нельзя сказать, что горячий чай стал определяющим фактором. Но совершенно точно люди почувствовали к себе уважение и внимание. Вот, пожалуйста, и результат.

– Вы посмотрите, какой интересный у нас чемпионат, – в голосе Чебана слышатся нотки восторга. – Сейчас будет очередной тур – ну потрясающие же матчи! Я даже ставку не рискнул бы сделать. Все настолько непредсказуемо – каждый может выиграть у каждого. И это здорово!

КОММЕНТАРИЙ «СОВЕТСКОГО СПОРТА»

Что стало определяющим фактором весеннего скачка посещаемости, сказать и вправду сложно. Вероятнее всего, здесь стоит говорить о целом комплексе причин, повлиявших на зрительскую активность, и угощение горячим чаем тоже сыграло в плюс.

Как бы то ни было, факт остается фактом: холодный, снежный март стал самым успешным месяцем в нынешнем сезоне, превзойдя показатель даже теплого июля.

Кроме того, в 21‑м туре был зафиксирован и еще один уникальный результат. Сразу четыре матча собрали аудиторию, превышающую 20 тысяч зрителей, чего ни разу не случалось за последние три года. Другими словами, всплеск посещаемости наблюдался равномерно в большинстве городов, а не стал следствием проведения какого-то топ-матча.

КТО И КАК ОПРЕДЕЛЯЕТ КОЛИЧЕСТВО ЗРИТЕЛЕЙ?

Продолжаем беседу с Чебаном.

– В «Советском спорте» внимательно следят за посещаемостью. Полагаем, что официальные цифры, публикуемые на сайте РФПЛ, часто значительно ниже тех, что предоставляют сайты клубов. Читатели газеты, особенно из числа болельщиков «Спартака», жалуются, что показатели занижаются. Как вы можете это прокомментировать?

– Схема довольно проста. Мы используем данные, которые указаны в протоколе матча. Происходит это так: официальное лицо матча (делегат) уточняет цифры посещаемости у другого официального лица, отвечающего за билетную программу. Затем протокол подписывают представители обоих клубов. Конечно, эти данные могут быть некорректными по сравнению с теми, которые публикуют клубы. Другой вопрос, какими источниками они пользуются?

– В европейских странах, например, количество зрителей, пришедших на стадион, определяют электронные турникеты. Болельщик покупает билет, проходит на стадион – и вся информация фиксируется. А что у нас?

– Согласен. И мы к этому сейчас приходим. Планируется, что с июля, то есть со следующего сезона, на всех стадионах будет установлена система контроля доступа. Такие технологии уже есть на «Локомотиве», в «Лужниках»… Это позволит нам определять посещаемость вплоть до одного человека. Там будет учтено все.

– А знаете, чем хороша новая техника? – продолжает исполнительный директор РФПЛ. – Тем, что сейчас есть не только стационарные турникеты, но и переносные. Правда, у них есть недостаток – человеческий фактор. То есть человек, отвечающий за это устройство, может пропустить, например, сразу пятерых болельщиков, когда, скажем, много народу. Поэтому стационарные турникеты, конечно, лучше – через эту «вертушку» незамеченным не пройдешь.

КОММЕНТАРИЙ «СОВЕТСКОГО СПОРТА»

Признаться, цифры, которые публикует сайт РФПЛ по домашним матчам «Спартака», очень часто вызывают недоверие. Так, по данным РФПЛ, матч 20‑го тура «Спартак» – «Терек» посетили 17 685 человек. А по информации официального сайта красно-белых – 24 500. Та же история и с матчем 21‑го тура «Спартак» – «Локомотив». В официальном протоколе прописана цифра 24 443 человека, а на сайте клуба – 30 000.

Как такое возможно? С этим вопросом я обратился к пресс-атташе «Лужников» Анжелике Бирюковой.

– У нас система контроля доступа четко фиксирует каждого посетителя, – доносится из трубки обворожительный голос. – Считывается штрихкод, и вся информация остается в памяти.

– А может быть такое, что система учитывает только проданные билеты, но не учитывает абонементы?

– Нет. Потому что на абонементе тоже есть штрихкод.

– А возможны ли какие-то сбои в системе, например из-за погоды, морозов?

– Нет, это тоже исключено...

Однако по имеющейся информации эта система контроля учитывает все же не всех посетителей. Например, она не считает людей, пришедших на матч по пригласительным билетам. Правда, таких привилегированных едва ли набежит на несколько тысяч…

КОГДА СЛУЧИТСЯ БУМ?

– Лидерство «Терека» по посещаемости домашних матчей можно назвать одной из главных сенсаций сезона… – обращаюсь к Сергею Чебану.

– Нет, для меня не сенсация. Когда приезжаешь в Чеченскую Республику, такое ощущение, что попадаешь в страну футбола. И стадион новый, и высочайшего качества газон, и погода располагает…

Я давно занимаюсь вопросом посещаемости и могу сказать, что сейчас мы достигли некоего потолка, – продолжает Чебан. – Все дело в том, что нас ограничивает инфраструктура. Мы не можем предоставить болельщику те условия, которые он заслуживает. К сожалению, игра команд значительно опережает уровень инфраструктуры. И когда она придет в соответствие, мы будем наблюдать настоящий футбольный бум.

– В последние годы средняя посещаемость премьер-лиги колеблется в районе 12–12,5 тысячи. Когда нам ждать, что этот показатель поднимется до уровня, скажем, 15–17 тысяч?

– Я думаю, что где-то через сезон – когда запустят новые стадионы. Сейчас уже появилась «Анжи-Арена», в Питере началось какое-то движение... Плюс надо смотреть, кто выйдет из ФНЛ, – заключает Чебан.

КОММЕНТАРИЙ «СОВЕТСКОГО СПОРТА»

Пожалуй, главным фактором успеха грозненской команды является новый стадион. 20 мая 2011 года на «Ахмат-Арене» состоялся первый официальный матч «Терека». И вот результат: по сравнению с весной 2011‑го средняя посещаемость домашних матчей «Терека» выросла более чем в два раза!

Строительство новых арен – только первый шаг. С него начнется наверстывание упущенного.

Связанные материалы: