5 известных футболистов, защищавших свои права в суде

Sovsport.ru вспомнил, какие футболисты обращались в гражданские суды, чтобы отстоять свои интересы.
news

 Капитан «Краснодара» Александр Мартынович подал в суд на РФС с требованием отменить лимит на легионеров, который действует в РФПЛ. Sovsport.ru вспоминает других известных футболистов, которые отстаивали свои права в гражданском суде.

Александр Мартынович

Согласно принятому исполкомом РФС еще в декабре 2011 года решению, понятие «Легионер» изменено на «Легионер – футболист (игрок), не имеющий права выступать за спортивные сборные команды Российской Федерации по футболу в соответствии с нормами ФИФА». Ранее легионерами считались все футболисты, у которых нет российского гражданства. Теперь – те, кто не имеет права играть за сборную России.

В итоге целый ряд футболистов, которые имеют двойное гражданство (белорусы, украинцы, грузины и др.) в РФПЛ теперь считаются легионерами. Например, вратарь «Спартака» Андрей Дикань из Украины.

Однако ситуация еще может измениться: капитан «Краснодара» Александр Марртынович подал в суд на РФС, так как считает, что реформа ущемляет его права. Если игрок добьется успеха, реформа будет признана нелегитимной, и РФС придется пойти на попятную.

Жан-Марк Босман

Жан-Марк Босман был малоизвестным бельгийским игроком – он не прославился вовсе не на футбольном поле. В 1990 году у Босмана заканчивался контракт с бельгийским клубом «Льеж». Клуб пожелал продлить контракт с 75-процентным уменьшением зарплаты, что не устраивало самого Босмана, который получил более выгодное предложение от французского «Дюнкерка». Льеж» запросил у французов большую сумму отступных, а «Дюнкерк» платить отказался.

Стороны так и не пришли к согласию – в итоге Босман подал иск и судился с «Льежем» на протяжении 5 лет. В 1995 году бельгийский суд наконец признал правоту Босмана, что в корне изменило всю трансферную систему в европейском футболе. Теперь игроки по завершении сроков контракта могли уходить из клуба бесплатно, требование компенсации в таких случаях было признано нелегитимным. Это в итоге взвинтило цены на трансферном рынке и привело к нынешней мировой трансферной системе.

Игорь Симутенков

В 2001 году, когда Симутенков выступал за «Тенерифе», в Испании действовало правило – на поле могло выходить не более трех иностранных футболистов (под иностранными понимались легионеры из стран, не входящих в Евросоюз). Игорь нечасто появлялся в составе, так как в клубе было несколько иностранцев. Симутенков посчитал, что действующие в Испании правила лимита на легионеров не соответствуют «Соглашению о партнёрстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским Союзом», которое не допускает дискриминации российских граждан по национальному признаку при приеме на работу в странах ЕС.

Долгая тяжба в 2005 году привела к победе Симутенкова – суд постановил правоту россиянина. Так как подобные соглашения у ЕС действуют не только с Россией, но и с другими странами, лимит на легионеров в странах Евросоюза постепенно был заменен на другие ограничения – клубы теперь должны иметь в своих составах определенное количество доморощенных игроков.

Валерий Карпин

До Симутенкова еще несколько игроков из Восточной Европы пытались добиться отмены статуса иностранного футболиста. В их числе был, к примеру, и Виктор Онопко. Но рекордсмен по количеству матчей за сборную России свою тяжбу проиграл. А вот нынешний главный тренер «Спартака» Валерий Карпин был удачливее. В 2002 году он, выступая за «Сельту», первым из футболистов Восточной Европы добился статуса футболиста Европейского союза в суде.

Георгий Деметрадзе

Известный грузинский форвард Георгий Деметрадзе пошел еще дальше, чем остальные. Нападающий донецкого «Металлурга» подал иск на Федерацию футбола Украины, заявляя, что лимит на легионеров в футболе противоречит конституции Украины, в которой говорится о равных правах любого иностранца, который официально находится на территории государства, с гражданами Украины, за исключением избирательного процесса. Если бы Деметрадзе выиграл суд, ФФУ пришлось бы отменить лимит. Но грузин дело проиграл – его адвокатам не удалось доказать, как именно нарушается Конституция и что именно лимит ущемляет права футболистов.