Тяжело в учении. «ССФ» о том, чем занимались футболисты-студенты в Советское время

СТУДЕНТЫ. 6 июля в Казани начнется всемирная Универсиада. Проблем с кадрами у тренера футбольной сборной Игоря Шалимова нет – практически все футболисты где-то учатся, иначе надо идти в армию. А как было в советские времена?
news
СТУДЕНТЫ. 6 июля в Казани начнется всемирная Универсиада. Проблем с кадрами у тренера футбольной сборной Игоря Шалимова нет – практически все футболисты где-то учатся, иначе надо идти в армию. А как было в советские времена?

Послевоенное поколение футболистов отличалось мастерством на поле и безграмотностью за партами, что неудивительно: с детства гоняли мяч с утра до ночи, на учебу времени не оставалось.
Необразованность, впрочем, не мешала поступать в высшие учебные заведения – футболисты шли туда, как говорится, с черного входа. А уж Высшая школа тренеров – та для некоторых футболистов стала начальной школой. Иные ответы на уроках и экзаменах стали легендарными.

ВОЛНЫ ОТ МАГНИТА

Урок литературы. Вопрос: «Ваша любимая книжка» Ответ: «Сберегательная».

Урок русского языка. Дмитрий Подлесный (нападающий СКА Одесса; 1958–1962) пишет на доске под диктовку длинное предложение. Дошел до края доски, преподавательница: «Перенесите». Задумался.

«Ну что вы встали? Смелее переносите». Подлесный взял доску и перенес.

Урок литературы. «Кто написал «Евгения Онегина?». Знаменитый бомбардир: «Александр Сергеевич Лермонтов».

Урок математики. Учитель: «Напишите два в квадрате». Знаменитый стоппер рисует цифру два и обводит жирным квадратом.

Знаменитый нападающий у доски не может разделить тысячу на пять. Николай Дементьев (нападающий «Спартака»; 1946–1954) подсказывает: «Литр на пятерых» – «По двести!» – тут же соображает ученик.

Знаменитый в хоккее с мячом Николай Дураков вполне мог пойти по футбольной стезе, не заруби его врач – не пропустил в футбольную секцию, обнаружив… порок сердца. Присовокупим байку и о нем.

На вступительных экзаменах по физике в Свердловский политехнический на вопрос «что такое магнитные волны» Дураков ответил: «Вот когда бросаешь камень в озеро, получаются просто волны, а если бросить магнит, получаются магнитные…»

ЗА ТАКОЕ МОРДУ ЧИСТИТЬ НАДО!

Валентин БУБУКИН, нападающий «Локомотива» и ЦСКА, чемпион Европы 1960 года:

– Ваня Моргунов (защитник «Локомотива». – Прим. ред.) на моих глазах написал «море» с большой буквы. И пояснил учителю: «Море – оно же большое!».
Учительница литературы раздала нам проверенный диктант. Один из великих сидел, смотрел на свою двойку – в каждом слове по две ошибки. Встает и говорит:

– Злата Андреевна, это не моя работа!
– Почему?
– Я писал синими чернилами, а здесь все красное…

Рядом с Борей Кузнецовым (защитник ЦСКА, «Спартака»; 70–80-е годы) сидел молодой Сухов. Он играл, по-моему, по второй лиге и трепетал перед Борей. Диктант. Сухов писал грамотно и держал листок поближе к Борису, чтобы ему удобнее было списывать. Объявляют оценки: Сухов – 4, Кузнецов – 2. Нахмурившийся Кузнецов сидит без движения, уставился в одну точку. Вокруг него суетится Сухов:

– Борис Дмитриевич, да я ж не виноват, да вы ж сами…

Боря медленно поворачивается и рычит:

– Сухов! За такое морду чистить надо!

ЭКЗАМЕН ПО… ФЛЮОРОГРАФИИ

Александр ТКАЧЕНКО, полузащитник «Таврии», «Локомотива», «Зенита» в 1960‑е:

– Играя в «Таврии», я пошел и сам поступил на физико-математический факультет. Это вызвало в команде легкий шок, издевательства и насмешки, но и немного уважения – интеллектуал, б…! Четверо из команды тоже без труда поступили на факультет физвоспитания. Юра Глухих после вступительных экзаменов еще до 1 сентября забрел на кафедру и в панике прибежал ко мне: «Санек, выручай!» – «Что случилось, Юра?» – «Только что был на кафедре, там висит объявление: всем, кто не сдал флюорографию, срочно сдать! А я ведь не сдавал. У тебя учебник есть?».

«НУ ЧТО, ГОТОВЫ ПЛАВАТЬ?»

Владимир ПОНОМАРЕВ, защитник ЦСКА в 1962–1969 гг.:

– Нас в обязательном порядке гоняли учиться в Институт физкультуры имени Лесгафта в Ленинград. И вот выпускные экзамены. Едем я, Коля Маношин, Валентин Николаев. В военной форме – шинельки выдали, шапки-ушанки. Холодно, глубокая осень. Приехали, к нам отношение особое – спортсмены, армейцы! Начались застолья, как обычно. Познакомились со всеми преподавателями-экзаменаторами.

Первый экзамен – история КПСС. Выучить невозможно – после первой главы в учебнике все засыпали. Но на экзамене нам дали списать. Второй экзамен – анатомия. Преподаватель вышел, мы все списали из учебников на листочки – осталось только прочитать название мышц и прочее.

Выхожу, кладу листочек на стол перед учителем. На столе – заспиртованная нога, немного формалина пролилось. Мой листочек попал в эту лужицу, и слова стерлись. Стою, что-то мычу, но преподавателю этого было достаточно. Последний экзамен – по плаванию, в открытом бассейне. Но холодно. Накрыли стол, чтобы согреться после экзамена. Приходит преподаватель: «Ну что, готовы плавать?» Показываем на стол: «Готовы!» – «Ну тогда давайте за стол!». Так и сдали экзамен… за столом.

«БОРИС ДАВЫДЫЧ, ТЫ Ж ЕВРЕЙ!»

Валерий МАСЛОВ, полузащитник «Динамо» Москва в 1961–1971 гг.:

– Мы сначала все Малаховку кончали, областной физкультурный. Правда, учились… лет по двадцать, неспеша, с накатом, потому что игроков сборной не отчисляли. Потом была ВШТ. Там стипендия – 300 рублей! Но учиться только два года. Хохмили. Боря Разинский вдруг взялся за английский. Тянет руку: «Нина Владимировна, можно?» Я: «Борис Давидыч, ты же еврей, видно, сбежать на Запад хочешь» Все хохочут… Два года – просто курорт!

Сэм с Эштреком (Семин и Эштреков. – Прим. ред.) все что-то писали. Зачем? Самой плохой оценкой была четверка – ставили вместо двойки. Хотя в нашей группе откровенных двоечников не было. Соколов на госэкзамене: «Когда товарищ Гитлер наступал на Москву…» Или одного спрашивают: «В каком обществе мы сейчас живем?» То есть в социалистическом. А он: «Не знаю, как вы, а я – в «Локомотиве».

ВМЕСТО МЕБЕЛИ – БУТЫЛКИ

Марк РАФАЛОВ, судья всесоюзной категории:

– Однажды весной я в составе экзаменационной комиссии принимал зачеты по правилам игры у киевских динамовцев. «Динамо» тренировал Дед – Виктор Маслов. Ребята сдавали экзамен без проблем.

Но, как говорится, в семье не без урода. Один из ведущих нападающих, знаменитый нарушитель режима, по части правил был ни в зуб ногой. Все четыре члена комиссии поставили ему двойки. На заключительном совещании Дед принялся нас уговаривать исправить на тройку. Мы ни в какую. Тогда Маслов представил козырной аргумент: «Вы бы только видели, как парень живет! У всех ребят свои машины, хорошие квартиры, мебель, а у него нет даже велосипеда, вместо мебели – одни пустые бутылки». Мы сдались.

ИЗ ИСТОРИИ УНИВЕРСИАДЫ

«Американцы звали к себе»

На Всемирной студенческой универсиаде в 1993 году в Буффало (США) Россию представлял… «КАМАЗ» в полном составе. Летал в США и полузащитник Сергей Ильин, представивший «ССФ» трагикомический отчет о той поездке.

– Конечно, тренер Валерий Васильевич (Четверик. – Прим. ред.) погорячился: задачу поставил – выиграть Универсиаду, деньги хорошие посулил, но надо было настоящую сборную сделать, кого-нибудь еще прихватить… Уже в Америке половина команды переломалась, другие красных нахватали. Некому играть. Дошло до того, что второй вратарь, Нигматуллин, вышел в нападении и даже гол забил головой японцам.

Поскольку Универсиада студенческая, справили всем документы. Я, например, в педагогическом «учился». Полетели чартером – вся делегация. Там гимнасты отличились… Иду в туалет. Что такое?! Ноги двигаются в воздухе. Посмотрел вниз – гимнаст идет на руках. Они по стакану вмазали и начали на руках ходить. А мы сидим смирно, нам пить нельзя, ведь задача – первое место.

Сначала отборочный турнир, и мы лучшие! Хотя с нами в группе итальянцы, голландцы и англичане. Потом игра с Нигерией – чемпионы мира среди молодежи, весь состав. Честно говоря, я испугался на разминке: такие атлеты... машины. И против этих амбалов нам играть?! Но обыграли, я сделал четыре голевые и пенальти. После матча за мной начали ходить какие-то люди. «Оставайся, – говорят, – все будет о’кей! Жена есть?» – «Нет». – «Вот и замечательно, остаешься!».

Ну а потом мы проиграли Южной Корее – 1:2, а я получил травму.

На следующий день иду на завтрак, подходят волейболистки из «Уралочки»: «Поехали с нами, есть одно мероприятие». Вот и уехали с Лешей Бабенко, он потом в ЦСКА играл, на целую неделю в гости к американычам на какую-то дачу под Буффало... Человек пятнадцать нас было разных спортсменов. То сидим и пьем, то в город вывозят на экскурсии. Обрабатывали, хотели, чтобы мы остались. Денег выдавали на карманные расходы. Мне говорили: будешь играть в одной команде с Хапсалисом. Тогда в США как раз соккер развивался.

Нас уже в розыск объявили. Две игры оставалось – за 5–8‑е места. Мы, конечно, подставили Четверика. Но я травмирован был, никак не мог помочь. Вернулись к самому отлету. Четверик с нами не разговаривает. И вот сижу, подходит доктор и мне – в пятак. Но удар идет вскользь, и он улетает в проход. Застрял, не может встать. Нас смех разобрал, хохочем. Студенты!

Сборная СССР становилась победителем футбольного турнира Универсиады в 1987 году в Загребе. Для российской команды лучший результат – третье место в японской Фукуоке в 1995 году. На последней Универсиаде-2011 мы заняли 4‑е место.

БАЙКИ ОТ ЛОВЧЕВА

Евгений ЛОВЧЕВ, защитник «Спартака», лучший футболист СССР 1972 года:

ПОЗОР ИНСТИТУТА

– Я поступил в ГЦОЛИФК (институт физкультуры на Сиреневом) в 1968‑м, а окончил через… восемь лет. Конечно, учеба была липовая, появлялся там редко. Но все-таки получил диплом, и 1 сентября 1976‑го меня как знаменитого выпускника приглашают на торжественную линейку. Надел медали, какую-то ленту. После две газеты написали прямо противоположное. «Советский спорт»: олимпийский призер, гордость института. Институтская газета «На старт!»: такие ученики – позор института…

СПРАВКА НА ВОСЕМЬСОТ

– В ВШТ я поступил в 1983 году от… Челябинской области. Они меня рекомендовали, и после ВШТ я должен был вернуться туда работать. Стипендия – сумасшедшая по тем временам! Необходимо было привезти справку о среднем заработке с места последней работы – столько и должны были получать. Правда, потолок стипендии – 300 рублей. Но не все знали, и парень из Ферганы привез справку на 800 рублей. Думал, что платить будут…

А ТРОЙКИ КОМУ?

– В ВШТ в группе я был самым именитым, знал всех преподавателей (ведь восемь лет учился там же, на Сиреневом), со многими был на дружеской ноге. Перед экзаменом по психологии все боятся. Иду к профессору. Он: «Жень, скажи, чтоб не волновались. Кто играл в сборной – пятерки, остальным – четверки, но должен поставить и две тройки. Скажите, кому».

КТО ГДЕ УЧИТСЯ

«Советский спорт» узнал, где учатся футболисты студенческой сборной России.

Вратари:
Егор ГЕНЕРАЛОВ («Динамо» Москва) – Московская государственная академия физической культуры (МГАФК).
Евгений КОБОЗЕВ («Терек» Грозный) – Рязанский государственный педагогический университет.

Защитники:
Дмитрий ГОЛУБЕВ («Мордовия» Саранск) – Тольяттинский государственный университет.
Максим ЖЕСТОКОВ («Рубин» Казань) – Казанский (Приволжский) федеральный университет.
Михаил МИЩЕНКО («Торпедо» Москва) – Казанский (Приволжский) федеральный универ-
ситет.
Алексей НИКИТИН («Енисей» Красноярск) – МГАФК.
Дмитрий НИКИТИНСКИЙ («Томь») – Московский институт физической культуры и спорта (МиФКИС).
Илья ЗУЕВ («Томь») – Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна.
Виталий УСТИНОВ («Ротор» Волгоград) – Московский финансово-промышленный университет.

Полузащитники:
Никита БЕЗЛИХОТНОВ («Кубань» Краснодар) – МГАФК.
Никита БОЧАРОВ («Рубин» Казань) – Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна.
Хорен БАЙРАМЯН («Ростов») – Ростовский институт физической культуры и спорта.
Никита ВАСИЛЬЕВ («Ростов») – Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма.
Денис ВОЙНОВ («Торпедо» Москва) – Московский государственный областной университет (МГОУ).
Игорь ЛАМБАРСКИЙ («Краснодар») – Государственный университет физического воспитания и спорта республики Молдова.
Владислав НИКИФОРОВ («СКА-Энергия» Хабаровск) – Дальневосточная академия физкультуры и спорта.
Семен ФОМИН («Ротор» Волгоград) – Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК).
Алан ЧОЧИЕВ («Локомотив» Москва) – Российская таможенная академия.

Нападающие:
Артем ДЕЛЬКИН («Крылья Советов» Самара) – Тольяттинский государственный университет.
Владимир ДЯДЮН («Рубин» Казань) – Казанский (Приволжский) федеральный университет.
Александр КОРОТАЕВ («Ротор» Волгоград) – Тольяттинский государственный университет.

P.S. Стоит отметить, что в расширенный список команды Игоря Шалимова входили Максим Беляев («Локомотив»), Сослан Гатагов и Дмитрий Каюмов (оба – «Спартак»), Александр Сапета («Динамо»).

Сборная России на XXVII летней Универсиаде в Казани сыграет в группе с Ирландией (матч 5 июля), Мексикой (8 июля) и Китаем (10 июля). В четвертьфинал выходят две лучшие команды.