Метка и марка

Итак, «Рубин» без Бердыева. Курбану Бекиевичу, по Высоцкому, «есть что спеть, представ перед Всевышним». Двукратный чемпион России, победитель «Барсы» и «Атлетико», самый грозный и неуязвимый соперник для «Зенита» в последние годы. Марочный тренер, пусть марка эта и темноватого оттенка.
Не то удивило, что татарстанские власти с Бердыевым расстались, а то, что его злобно выгнали, послав черную метку. Значит, сильно раздражал. И к тому же ни в какую не хотел проститься с «Рубином» полюбовно. Коллегам Курбана Бекиевича стоит у него поучиться умению удерживаться на хлебном месте. В моменты, когда его дееспособность можно было подвергнуть сомнению, Бердыев непременно выдавал тот или иной примечательный результат. От «бронзы» в первый же премьер-лиговый год до свежих свершений в Лиге Европы. Вот только с двумя чемпионствами кряду, пожалуй, погорячился. Резко повысив тогда планку ожиданий и требований.
А еще слишком уж искусственно сменял угрюмую замкнутость на обаятельное красноречие, когда нужно было укрепить свой образ незаменимого и заботливого отца-основателя. Настолько прикипел душой к своему детищу? Но вот странность: с некоторых пор к Бердыеву стали назойливо приставлять то ли управленцев, то ли контролеров, и едва ли не с каждым он оказывался на ножах. Странность – потому что по местным обычаям принято единоначалие, тем более в контексте вполне успешной деятельности. Вот и напрашивается вопрос: а кем Бердыев был в большей мере – тренером или бизнесменом?
Восток – дело тонкое, привычную логику не применить. В моем, например, восприятии «Рубина» последнего образца поселились контрастные ощущения. Одно – стойкое: Бердыев исчерпал в казанском контексте свой тренерский потенциал. Другое – накатившее: команде, даже с учетом кадровых потерь, сейчас была по силам Лига Европы, тем более что на пути в четвертьфинал нарисовалась пара любимых Бердыевым испанских соперников. Потому что Курбан Бекиевич умел собрать команду в кулак в нужные себе моменты.
Но раз уж даже реальный шанс прозвучать на всю Европу не стал весомым бердыевским аргументом – значит, распри зашли далеко. Что ж, татарстанские власти вправе помечтать о замене темной марки «Рубина» на осветленную. Совсем скоро мы узнаем степень клубной компетентности при выборе сменщика (что доставляет затяжную головную боль даже в клубах, к пересменкам у командного руля привычных). А еще любопытнее будет последить за дальнейшим приходом-расходом игроков. Оценить то есть, какая будет установлена планка качества (читайте – уровень клубного богатства). Тогда и узнаем, был ли Бердыев скрепой или тормозом.





