Александр Бюттнер: Что-то внутри подсказало, что «Динамо» – мой клуб

АЛЕКСАНДР БЮТТНЕР. Он самый яркий новичок межсезонья – не каждый день игрок из «Манчестер Юнайтед» перебирается в Россию. В интервью «ССФ» голландский защитник рассказывает о противоречиях с Луи ван Галом, раскрывает секреты сэра Алекса Фергюсона и выражает надежду, что новый главный тренер «оранжевых» Гус Хиддинк обязательно обратит на него внимание.
«НЕ ХОТЕЛОСЬ СИДЕТЬ НА СКАМЕЙКЕ, Я СЛИШКОМ ХОРОШ ДЛЯ ЭТОГО»
– Я провел в «Юнайтед» два незабываемых года, которые навсегда останутся со мной, – начинает Алекс. – Но наступил момент, когда я должен был покинуть клуб. «Манчестер» – фантастическая команда, лучшая в мире, но пришло время что-то поменять. У меня было много вариантов продолжения карьеры, но сердце лежало именно к «Динамо». Что-то внутри подсказало: это мой клуб. Великолепный тренер, отличная команда, играющая именно в тот футбол, что мне нравится. Кроме того, здесь есть несколько человек, с которыми я знаком еще со времен выступления в Голландии.
– Не советовались с Видичем, выступавшим за «Спартак»?
– Нет, но тот факт, что он играл в России, говорит о многом. Раз игроки уезжают отсюда в большие клубы, ваш чемпионат – серьезный турнир.
– Насколько понимаю, главная причина расставания с «Манчестером» – приход в клуб Луи ван Гала?
– С его стороны нечестно было не дать мне шанса попробовать силы в сборной Голландии. Я этот шанс заслужил. И если он игнорировал меня в сборной, то и в клубе вряд ли дал бы шанс.
Я чувствовал, что ничего хорошего меня не ждет. «Юнайтед» купил на мою позицию Люка Шоу, кроме того, там есть Патрис Эвра. Не хотелось сидеть на скамейке запасных, я слишком хорош для этого. В то же время не могу сказать ни одного плохого слова про Ван Гала. Во время чемпионата мира все видели, что он невероятный тренер, великий тактик. Уверен, в Англии он добьется успеха. Только вот я оставаться не мог. За эти годы Луи ни разу не позвонил, хотя я выступал за основной состав «Манчестер Юнайтед», проводил реально хорошие матчи. Это немного неприятно. Но я смирился с тем, что не получил шанс, и теперь концентрируюсь на «Динамо».

«ДЕНЬГИ – НЕ ПЕРВОСТЕПЕННЫЙ ВОПРОС»
– Переходя в «Динамо», не боялись, что новый главный тренер может и не заметить вас в России?
– Никаких опасений. Знаю, что Гус Хиддинк работал в России, прекрасно знаком с местным чемпионатом и следит за всеми претендентами на место в сборной. Джермейн Ленс получил вызов, выступая на Украине, – это примерно то же самое. Все зависит от меня. Если покажу людям, что играю в отличный футбол, шанс должен появиться сам собой.
– Какие чувства испытывали, наблюдая за чемпионатом мира, видя, как забивает Ван Перси и как добивается успехов Ван Гал? Была ли зависть?
– О нет, что вы! Я не тот человек, который будет кому-то завидовать. Я всегда получаю то, что хочу, и не смотрю ни на кого. У меня своя жизнь, которой я наслаждаюсь, свой футбол, своя семья. Если кто-то добивается успеха, могу только порадоваться за него. Смотря чемпионат мира, понимал, что и я мог бы там оказаться. Знаю свой уровень. Не скрою, иногда было тяжело наблюдать за играми и понимать, что ты в этот момент находишься дома, а не там, в Бразилии. Но никаких плохих чувств нет. И про Ван Гала могу сказать только хорошее, он один из лучших тренеров в мире.
– Кроме «Динамо» какие были предложения?
– Мог остаться в Англии, отправиться в Германию, Францию, Турцию. Но мой выбор пал на Россию. Главный тренер «Динамо» звонил мне много раз, мы подолгу беседовали, и я убедился, что реально нужен клубу. Ни один другой тренер не звонил, а Черчесов звонил. Это меня и подкупило.
– Считается, что в Россию звезды едут исключительно из-за больших зарплат…
– Для меня деньги больше не являются первостепенным вопросом. У меня был отличный контракт с «Юнайтед», я и так достаточно заработал. Все что хотелось – получать удовольствие от футбола, иметь постоянную игровую практику и расти. Посмотрим, что из этого получится.

«СЭР АЛЕКС – ЛУЧШИЙ ТРЕНЕР В МИРЕ»
– Можете объяснить, что творилось с «Манчестер Юнайтед» в прошлом сезоне?
– В первый же мой год в команде мы стали чемпионами. Но перед вторым сезоном ушел сэр Алекс Фергюсон. Для меня он лучший тренер в мире. Дэвиду Мойесу сложно было с ходу влиться в такой большой клуб. Мне кажется, ему не дали достаточно времени проявить себя. И я не сторонник того, чтобы винить тренера, если дела идут плохо. Все-таки мы выходили на поле, а не он. Нам постоянно не хватало немножко удачи, и постепенно это переросло в гнетущее чувство, что ничего хорошего дальше не случится. Мы попали в яму, из которой сложно выбраться.
– Как Мойес реагировал на давление со стороны прессы? Ведь на одном из матчей за его спиной даже сидел человек в костюме смерти с косой…
– Действительно? Я этого не видел. Но людям, находящимся вне клуба, сложно понять, как ему приходилось тяжело. Все были расстроены – игроки, болельщики. И я понимаю их недовольство: мы действительно не имели права так играть. Но иногда случаются такие сезоны, когда ничего не получается.
– В чем тогда секрет сэра Алекса?
– Ему удавалось сплотить команду. Если ты приходил в «Манчестер Юнайтед», то попадал в семью и моментально становился ее частью. Именно благодаря ему я оказался в клубе, он осуществил этот трансфер. Когда я впервые сел напротив сэра Алекса, он разговаривал со мной очень по-доброму, сказал, что от меня требуется только одно – сконцентрироваться на футболе. Очень сильный человек. Если нужно быть злым, он таким и был, и неважно, кто находился перед ним – Гиггз или я. Отношение было одинаковым ко всем.

«ЛУЧШИЙ ДРУГ В «МЮ» – ВАН ПЕРСИ»
– Свой второй гол в Премьер-лиге вы забили в последнем матче сэра Алекса. Та игра с «Вест Бромвичем» закончилась с фантастическим счетом – 5:5. Что вообще происходило на поле?
– Перед игрой он сказал нам: «Это последний матч сезона, просто выйдите на поле и наслаждайтесь тем, что делаете». Естественно, мы хотели выиграть последний матч в его тренерской карьере, но в итоге хорошо что не проиграли. Больше всего игра понравилась болельщикам. Нам тяжело было прощаться с Фергюсоном, потому что для каждого из нас он стал как отец. Не помню, плакал ли кто-то в раздевалке, но в тот момент всем было очень тяжело на душе.
– Как попрощался с командой?
– Объяснил, что для него настал момент уйти, сосредоточиться на семье. И я его понимаю. Он провел незабываемую карьеру, но возраст берет свое. На свете мало людей, которые могли бы достичь таких же высот, как он. Наверное, это был самый подходящий момент для расставания.
– Вашим лучшим другом в «МЮ» был Робин ван Перси?
– Да, и не только потому что мы земляки. Отличный парень. Мы продолжаем дружить, переписываемся буквально каждый день. Но у меня были и другие друзья – Кагава, Янг, Уэлбек, Клеверли, Руни.
– Как себя ведут манчестерские звезды?
– Они совершенно нормальные, обычные ребята. Каждый игрок «Юнайтед» является звездой по определению. Но при этом парни очень добрые, стараются ни в чем не отказывать болельщикам, общаются с ними на равных.
– В Интернете есть ваша цитата, что вы 14 раз признавались игроком матча в составе «МЮ». Если не ошибаюсь, это не соответствует действительности.
– Не знаю, откуда это пошло, но ни в одном интервью я не называл число «14». Меня признавали лучшим в дебютном матче за «Манчестер», я был одним из трех лучших в игре Лиги чемпионов против «Баварии». Но 14 – явный перебор. Порой открываю газеты, читаю свои слова и думаю: откуда они это взяли?
– После победы в матче за третье место на чемпионате мира Ван Перси отдал свою бронзовую медаль болельщику.
– Робина я могу понять. Он провел много лет в сборной, благодарен болельщикам за постоянную поддержку, и с его стороны это действительно широкий жест. Ну и парню, получившему медаль, конечно, подфартило. Я свои медали храню дома. Сейчас строю новый дом в Голландии и хочу, чтобы в будущем все завоеванные трофеи хранились именно там. Специально сделаю для этого огромный стенд. Храню каждый трофей, завоеванный с детства. Для меня награды очень важны.
«НЕ ДУМАЛ, ЧТО МОСКВА ТАК КРАСИВА»
– Когда в первый раз побывали в Москве?
– Примерно месяц назад. Я тогда приехал вместе с семьей, чтобы осмотреться и в итоге подписать контракт. Мне устроили небольшую экскурсию, и должен признаться: ранее даже не представлял, что этот город настолько красивый. Не могу дождаться, когда буду жить там на постоянной основе.
– Странно. Обычно первые впечатления о Москве ужасные – пробки, толпы народа…
– В этом вы правы. Вряд ли я найду цензурное слово, чтобы описать ваш трафик. Но это стало единственным неприятным впечатлением. Все остальное – выше любых ожиданий.
– Пришлось ли вам проходить какой-то обряд посвящения в «Динамо»?
– Нет. А вот когда я только пришел в «Манчестер», на командном ужине меня попросили спеть какую-нибудь песню или произнести речь. Я выбрал второе, поблагодарил ребят и клуб за теплый прием. Вся речь заняла около минуты. А вот Синдзи Кагава пошел несколько дальше и спел перед командой Gangnam style, при этом исполнив забавный танец. Ван Перси, к примеру, когда пришел, спел клубный гимн «Glory, glory Man United!». В «Динамо» пока ни о чем не просили, но если скажут, что нужно спеть, постараюсь что-нибудь придумать.
– Многие футболисты любят ночные клубы. Вы тоже?
– В первую очередь мне нравится проводить время с семьей. Люблю выбираться куда-нибудь с родственниками на ужин. Но иногда могу пойти и на вечеринку с друзьями или одноклубниками. Но я не сторонник вечеринок до упаду.
– В Россию порой приезжают звезды, но, поиграв в нашем чемпионате, через какое-то время меркнут…
– Не думаю, что со мной может произойти нечто подобное. Я вижу, как играют ребята, выкладываются. Тоже не намерен расслабляться, даже в матчах с маленькими командами.
– Собираетесь учить русский язык?
– Естественно, я хотел бы, но это довольно сложно. Пункт в контракте? Нет, такого пункта нет. Если и буду учить язык, то только потому что этого захочу.
– Вы уже провели достаточно тренировок с «Динамо», чтобы сделать выводы. Чем занятия отличаются от тех, что были в «Манчестере»?
– В «Динамо» более тяжелые тренировки, более усердные. Приходится вкалывать больше, из тебя выжимают все соки.
– Удалось ли уже завести новых друзей?
– С Дугласом и Джуджаком мы знакомы еще по чемпионату Голландии. Хорошо общаюсь с Самба. С Манолевым живем в одном номере. Кураньи, Смолов... В «Динамо» все ребята приветливые и отзывчивые. Никаких проблем в общении для меня не существует.





