«Судейская бригада совершила подвиг…» Как работал лучший советский арбитр

Воспоминаниями о Павле Казакове, одном из лучших арбитров мира, делится Марк Рафалов.
news

Вчера на Ваганьковском кладбище открыли памятник арбитру Павлу Казакову, считавшемуся одним из лучших в мире. О друге и коллеге рассказывает судья всесоюзной категории Марк Рафалов.    

- Хороших судей много, почему именно Казакова признавали лучшим?
- Дело не только в профессиональных качествах, его считали эталоном честности. Вот мы приезжаем на стадион, и тренеры, и игроки говорят: «Ну, с таким судьей сегодня будет настоящий матч!» То есть все знали, что Казаков никогда не будет подсуживать. И по мировому рейтингу он ведь оказался выше Латышева. Единственный арбитр, который пятнадцать раз оказывался в десятке лучших судей СССР! Судил на чемпионатах мира, Олимпийских играх. А первый его международный матч был в 1971-м: «Челси» – «Манчестер Юнайтед». На следующий день в World Soccer появилась статья под заголовком «Браво, мистер Казаков!» И при всем при том был очень скромным. Если посмотреть групповые фотографии, он никогда не стоит в первом ряду, всегда где-то сзади. Много лет преподавал на кафедре футбола в институте физкультуры, возглавлял эту кафедру, ему предлагали написать диссертацию, ее даже защищать не надо было, но он категорически отказался…

- Есть особо памятные истории?
- Историй много. Вот, к примеру, матч в Ереване: местный «Спартак» против «Зенита», 1962 год. Главным был Казаков, я – на линии. Перед матчем ему пытались дать взятку – пришел в номер администратор «Спартака». Я стоял на балконе в номере и слышал, как это было. Павел Николаевич его выгнал взашей. А потом, когда в матче возникли сомнительные по мнению хозяев моменты, они считали, что это такая месть со стороны Казакова. К примеру, считали, что «Зенит» забил первый гол после ошибки судьи. А дело было так. «Зенит» атакует, передача на фланг, судья на линии Босых делает отмашку «вне игры», но защитник «Спартака» выбивает мяч к центру поля. Павел показывает Босых – «Я вижу!», и игру не останавливает. Но на его несчастье, мяч подхватывает Коля Рязанов, передает Дубровскому, и тот, не доходя до штрафной, лупит в девятину – страшный мяч! 1:0. Все орут: «Вне игры же было!» Потом еще эпизод. Сильный удар, мяч летит мимо ворот «Зенита» и попадает в руку кому-то из защитников в штрафной. Казаков показывает: «Играть!». Снова крики. У меня на линии ереванец подыграл рукой, я поднял флажок – в меня летит бутылка и попадает в ключицу. К счастью, не массой своей, а горлышком. Ключица не сломалась, но все равно огромная гематома была… Прерывали игру на полчаса. Приехал целый полк солдат, окружили поле.
«Зенит» выиграл – 2:0, а мы пять часов не могли уйти со стадиона! Скандал был грандиозный. Анатолий Акимов был тогда тренером в Ереване. Он пришел, подписал протокол и ушел. Ничего не сказал. А минут через пять возвращается: «Ребята, меня заставляют писать протест. Дайте, пожалуйста, протокол». Павел: «Я могу не отдавать вообще-то – вы же его подписали. Но, пожалуйста, пишите…»  Просмотровая комиссия  всем поставила двойки. Такой ужас творился! Переворачивали, поджигали машины рядом со стадионом. А потом, когда мы летели в Москву, пассажиры узнали Казакова и начали кричать в салоне: «Казаков – негодяй!» Но руководство «Зенита» прислало в спорткомитет телеграмму: «Судейская бригада во главе с Казаковым совершила настоящий подвиг…» Когда дело слушалось на коллегии, нас полностью оправдали, а наказали армян и дисквалифицировали стадион.

Новости. Футбол