«Нас назвали врунами. Как будто мы какие-то пацаны…»

В интервью Le Monde бывший президент ФИФА Йозеф Блаттер заявил, что будет биться до конца за «свое честное имя».
«НИКОГДА НЕ БЕРИ ДЕНЕГ, КОТОРЫХ НЕ ЗАРАБОТАЛ!»
- Комитет по этике
ФИФА отстранил от футбола вас и Мишеля Платини на восемь лет. В сложившейся
ситуации насколько правильно оставить прежней дату выборов президента ФИФА - 26
февраля 2016 года?
- Конечно, выборы надо перенести. Но еще не ясно все последствия санкций против президента ФИФА и президента УЕФА. Мы оба, не договариваясь, решили действовать одинаковым образом (обратиться в апелляционную комиссию ФИФА и Спортивный арбитражный суд – Прим. ред.). Потому что не можем согласиться со всем тем, что на нас навешали. По сути поставлена под сомнение честность двух авторитетов в футболе. Они (Комитет по этике) заявили, что не было никакой устной договоренности между Платини и Блаттером (о выплате двух миллионов швейцарских франков Мишелю Платини в феврале 2011 года). Значит, мы оба – несерьезные люди. Нас назвали врунами. Больно это слышать. Как будто мы какие-то пацаны. Но в моем-то возрасте… Я уверен, у Мишеля такая же реакция. Они нас допросили, а потом приняли решение – как будто все, что мы говорили, прошло мимо их ушей. Противно даже.
- Вы обратитесь в
Апелляционный совет, в швейцарский суд… Но
стоит ли, не устали? Ведь сорок лет отпахали в ФИФА…
- Я буду биться. Меня главным образом возмутили две вещи. Первое: меня обвинили в непорядочности. Второе: обвинили в том, что я якобы заплатил за что-то (за голоса европейских стран для своего переизбрания президентом ФИФА в 2011 году). Но это позор, такие вещи просто невозможны в нашей семье!
Для меня это было немыслимым еще в двенадцать лет, когда я подрабатывал в гостинице. Отец говорил мне: «Никогда не бери денег, которые не заработал. Нельзя решать какие-то дела с помощью денег». Получается, я сейчас наплевал на эти принципы. Но я так все не оставлю. Буду бороться до конца. И, если понадобится, обращусь в швейцарский суд – он ведь должен защищать своих соотечественников. Так все перевернуть…
Думаю, господин Платини правильно сделал, что не пошел на этот допрос (в арбитражной палаты Комитета ФИФА по этике 18 декабря. Зеппа Блаттера допрашивали там накануне в течение восьми часов). Он сказал, что все уже без нас решили. Сняли только обвинения в коррупции (оставили обвинения в злоупотреблении служебным положением, спровоцировании конфликта интересов и в бесхозяйственности). Если бы была еще коррупция – отлучили бы от футбола на всю жизнь. Платини, наверное, богаче, чем я – должен заплатить 80 000 швейцарских франков (74 000 евро) штрафа, а я только 50 000 (46 295 евро). Хотя смешно! Если бы нас дисквалифицировали пожизненно, тогда бы мы не платили штраф.
«НАДО БОРОТЬСЯ!»
- После оглашения приговора вы сказали: « Я еще вернусь». Что
это значит? Обратитесь ли вы за поддержкой к национальным федерациям?
- Многие национальные федерации прислали мне письма с поддержкой - в основном африканские, но есть и из Европы. Они мне написали: «Не пускай дело на самотек. Надо бороться». Все мне это говорят.
- Кажется, вы хотите
перенести боевые действия в политическую плоскость…
- Я не буду вмешиваться в избирательные кампании. Буду нейтральным по отношению ко всем пяти кандидатам. Хотя кое-кто из них просит, чтобы я выступил в их поддержку. Не знаю, захочет ли Платини вернуться на свой пост, даже если успеет «отмыться». УЕФА уже установила день выборов президента в начале мая. Я же лично буду биться просто за свое честное имя. Уверен, национальные федерации призовут к ответу этот комитет на съезде. В правилах по этике ФИФА написано, что палата по расследованию, обвиняя кого-то, должна предоставить четкие доказательства. Они должны доказать, что мы в чем-то не правы. А они говорят: «Это вы должны доказывать свою невиновность». Да это противоречит всем юридическим нормам!
- Насколько независим
комитет по этике? Может быть, он принимает решения под давлением США и
швейцарского правосудия?
- Не думаю, что в дела комитета по этике вмешиваются американские или швейцарские власти. Хотя вопросы напрашиваются сами собой: давили ли на них? Или же на них повлияли СМИ, которые заранее вынесли обвинительный приговор? Было ли все задумано против Платини - чтобы он не стал президентом ФИФА? Или против меня тоже?
«КТО ЖЕ ЗНАЛ, ЧТО У НИХ ЗА ДУШОЙ…»
- За последние пять
лет приличное число членов исполкома были отлучены от футбола. Вот и ваш генеральный
секретарь Вальке снят с должности. Неужели ФИФА так прогнила?
- Об этих людях сейчас много разговоров. Это тоже одна из причин моей отставки, которую я объявил через четыре дня после переизбрания. Тогда уже было приличное давление на ФИФА. Власти США, ФБР объявили нас мафиозной организацией. Но когда я ушел с поста президента, ситуация изменилась. Теперь, ФИФА, по мнению американцев, перешла в разряд жертв. Обвиняют уже не ФИФА в коррупции, а руководителей национальных федераций, конфедераций, кроме (это надо отметить) европейской. В УЕФА пока не вскрыли ни одного случая коррупции. Те же, кого арестовали (еще не известно, совершили они что-то или нет), были членами КОНКАКАФ (конфедерация футбола Северной и Центральной Америки и стран Карибского бассейна) и КОНМЕБОЛ (конфедерация Южной Америки). Но, конечно, и ФИФА не снимает с себя ответственности.
- Когда вы были президентом
ФИФА, не хотели произвести чистку аппарата?
- Я инициировал в 2011-м году создание комитета по этике, для этого понадобилось определенное мужество. Но это было надо сделать –для контроля членов исполкома. Но УЕФА выступил против - они не хотели, чтобы мы их контролировали. Другие то конфедерации были согласны… Но вот что получилось. Тот, кто реформировал КОНКАКАФ и был объявлен Спасителем, тот, на кого я так рассчитывал, кто стал вице-президентом ФИФА, президентом своей конфедерации, директором рабочей группы по борьбе против расизма и дискриминации…. его же первым и арестовали (27 мая в Цюрихе)… Я не могу отвечать персонально за каждого из этих людей, кто же знал, что у них за душой.
«ЭТО - ЧИСТАЯ ПОЛИТИКА…»
- Мишель Платини назвал
«политическим» процесс, который затеял комитет по этике. Согласны?
- Наверное, именно так и есть. Кто за всем этим стоит? Я знаю, что Платини очень насолил одному из нынешних кандидатов на президентство, который ему помог в свое время на выборах президента УЕФА. Я говорю о принце (Иордании) Али. Но какую роль мог играть принц Али во всей этой истории? Не знаю. Но я разделяю мнение, что все было задумано скорее против Платини, чем против меня. Хотя какая теперь мне разница! Скоро мне будет восемьдесят.
- В последнее время складывалось
впечатление, что вы не очень то хотели, чтобы Мишель Платини стал вашим
преемником. Хотя это понятно: он ведь потребовал вашей отставки 28 мая…
- Мы с ним жили всегда в согласии. По идее он должен был однажды меня сменить. Но изменилась ситуация. Может быть, другие конфедерации испугались роста влияния Европы – такой могучей и ненасытной. Поняв сложившуюся ситуацию, Платини сказал в прошлом году: «Я не буду баллотироваться в 2015-м году».
- Этим объясняется
ваш разрыв с ним?
- Знаете, этот разрыв стал следствием одной удивительной истории. Я имею ввиду изменение его позиции, когда Катар получил ЧМ-2022. Вмешательство это было или рекомендация (не хочу употреблять более сильное слово), но точно - чистая политика. Всегда в выборы страны-организатора ЧМ вмешивалась политика. Одна страна или группа страны были влиятельнее других и тем или иным способом могли склонить чашу в свою пользу. А доклады по странам-кандидатам – это уже второстепенное. Конечно, победу Катара в выборах в конечном итоге определило вмешательство французского президента (Николя Саркози), то есть его рекомендации Мишелю.
«ЧУВСТВУЮ СЕБЯ БОКСЕРСКОЙ ГРУШЕЙ…»
- То, что Катар
получил ЧМ-2012, стало для вас миной замедленного действия?
- Ни в коем случае. Победил Катар, и я так же начал работать с этой страной, как и с Россией. Съездил в Доху два или три раза. А вот настоящий удар получил, когда в Швейцарию нагрянули американцы (27 мая) – причем в штаб-квартиру ФИФА, в то самое время, когда проходил съезд. Это был шок. Я еще полностью от него не отошел.
- Почему вы только
через пять лет вспомнили о «вмешательстве Франции» и господина Саркози в выборы
страны-организатора ЧМ-2022?
- Ну не через пять лет, а несколько раньше. Это общеизвестная история. Все это уже было и в СМИ, все это обсуждалось… Говорили об этом даже на исполкоме. Надо же иногда возвращаться к прошлому, прояснять что-то. Ну что еще сказать…
- Франция
действительно повлияла на ход истории, определив победу Катара на выборах?
Катар выиграл у США четырнадцатью голосами против восьми…
- Я думаю, что футбол никогда отрицательно не влиял на ход истории. Наоборот, влиял только положительно, действовал примиряющее. Но в нынешней геополитике этот ЧМ-2022 используют в своих целях и Запад, и Восток, и Штаты. А я чувствую себя боксерской грушей, между молотом и наковальней во взаимоотношениях Швейцарии и США, и, может быть, даже еще в более глобальной политической игре. Наверное, мое время прошло. Поэтому я и сказал: «Все, ухожу». Но пока перевыборы не прошли, кто бы что ни говорил, я являюсь избранным президентом ФИФА.
«БЫЛ БЫ КТО-ТО ДРУГОЙ, РАЗБИРАЛИСЬ БЫ С НИМИ ТРИ - ЧЕТЫРЕ ГОДА…»
- В деле об
обстоятельствах избрания стран-организаторов ЧМ-2018 и ЧМ-2022, которое
рассматривает швейцарский суд, есть 133 эпизода с подозрительными финансовыми операциями. Так эти
два ЧМ пройдут в России и Катаре или
нет?
- Все будет, как решил исполком. Эти чемпионаты состоятся. Если кто-то вел себя неподобающим образом до или после голосования (2 декабря 2010 года), сделал какие-то незаконные денежные переводы - должен понести ответственность. Во всем мире люди всегда доверяли швейцарским банкам. Теперь это доверие подорвано. Если швейцарские следователи ищут деньги… Но ведь обнаружили же выплату двух миллионов швейцарских франков Платини в начале 2011 года. Один швейцарский банк перевел эту сумму некоему физическому лицу. Возникло сомнение, не «грязные» ли это деньги.
- Почему ФИФА не
опубликовала доклад Майкла Гарсия,
который расследовал обстоятельства избрания стран-организаторов ЧМ-2018 и ЧМ-2022?
- Да, наверное, и опубликовали бы, если б все эти люди, которые фигурировали в докладе, стали бы предметом разборок в комитете по этике. А этого ведь не было. Зато с сумасшедшей скоростью рассмотрели мое дело и дело Платини. Был бы кто-то другой – разбирались бы с ними три или четыре года… Но ведь исполком и не имел права публиковать отчет Гарсия. Я лично не читал этот отчет. Мы его передали швейцарским властям в октябре или ноябре 2014 года, чтобы продемонстрировать, что нам нечего скрывать, играем в открытую. К тому же мы сами подали жалобу в суд.
- Как думаете, какой
урок надо извлечь из всей вашей истории?
- Когда господжин Авеланж (президент ФИФА в 1974-98 годах), пригласил меня на работу, он сказал: «Надо, чтобы футбол стал универсальным языком между народами». Тогда, в 1975-м мы занимались футболом преимущественно в Южной Америке и в Европе, но совсем мало в Африке и Азии. Я начал работать в этом направлении, и футбол стал таким универсальным языком. Финансовая ситуация в ФИФА – отличная. С главными спонсорами заключены контракты до 2026 и даже до 2028 года. Когда кончится весь этот базар, произведем перезагрузку и снова займемся собственно футболом.
«БЛАТТЕР – СОВСЕМ НЕ ПЛОХОЙ ПАРЕНЬ…»
- Говорят, вы пишете
книгу. Когда она будет выпущена? Это мемуары?
- Да, пишу книгу. Это скорее будет сборник разных историй из жизни, а не биография или исповедь. Надеюсь, выйдет сразу после конгресса ФИФА (26 февраля 2016 году). Там есть совершенно неизвестные вещи. Анекдотические. Я выбрал такой формат, прочитав книгу «Во время перекура» - бывшего немецкого канцлера Гельмута Шмидта, он недавно умер (10 ноября), ему было 96 лет. Я подумал, что надо написать что-то в этом роде. Но я то не курю, поэтому назвал бы книгу иначе, типа: «Моя миссия – футбол».
- Владимир Путин
сказал, что вы заслужили Нобелевскую премию мира…
- Он сказал, что спорт заслуживает такой премии. Я прекрасно знаю, как ее (премию) присуждают. Поэтому уверен, сейчас ее никто из футбольных людей не получит. А так, конечно, было бы очень здорово… Если бы не эти цунами, которые обрушились на нас. Футбол работает на дело мира. Я встречался со столькими руководителями государств! И многие считают, что Блаттер – совсем не плохой парень.
- Швейцарский судья
открыл уголовное дело против вас в сентябре не только из-за выплаты Мишелю
Платини, но и из-за контракта с Джеком Уорнером и футбольным союзом стран Карибского
бассейна на получение телевизионных прав показа ЧМ-2010 и ЧМ-2014…
- Да, открыли дело. Но до приговора пока далеко. Но никто меня не переубедит, что на самом деле все связано с событиями 27 мая (с арестом нескольких лидеров ФИФА в Цюрихе).
- Что вы будете
делать после съезда 26 февраля, когда вы официально уйдете со своего поста?
- Сейчас занимаюсь своим здоровьем. Недавно прозвенел один звоночек. Но вроде полегчало. Хочу просто жить, потому что вся жизнь еще впереди. Хочу жить с моей любимой подругой, с моей семьей. Буду работать и на радио журналистом. Радио Франс Интернасьональ меня уже попросило сделать репортаж с одного матча на Кубок Франции…
- Если бы сейчас
перед вами сидел Мишель Платини, что бы ему сказали?
- Я бы ему сказал: «Видишь, мы были для них слишком влиятельными фигурами. Вот и решили расправиться сразу с двоими». Мы иногда не сходились во мнениях, но, повторяю: Платини – честный человек.





