По 100 миллионов каждому: как клубы АПЛ обогатятся, продавая ТВ-права

Sovsport.ru рассказывает о беспрецедентном ТВ-контракте АПЛ, который позволяет клубам тратиться на игроков наравне с Китаем.
news

Английские клубы в зимнее трансферное окно по суммам трансферов уступили только китайцам. Но если Поднебесная закупается под борьбу за получение права провести ЧМ, то англичане явно держат в уме умопомрачительный контракт с телевидением. Sovsport.ru рассказывает о беспрецедентном ТВ-контракте АПЛ.

ВНУТРЕННИЕ ПРАВА

Договор с телевидением надо разделить на две части – права внутренние и внешние. Контракт на внутренние права был подписан в начале 2015-го и рассчитан на три сезона — с 2016/17 по 2018/19.

Боролись за внутренние права частные телеканалы SkySports и BT Sport. Обе сети получили права, заплатив за них на 70% больше, чем за предыдущие три сезона. Общедоступный же BBC сохранил за собой право показывать обзоры матчей, а также одну игру тура. BBC заплатил около 200 миллионов фунтов, но эти деньги британские деловые СМИ в подсчетах прибыли АПЛ (приведены в тексте) не учитывают.

Общая стоимость домашних ТВ-прав — 5,136 миллиарда фунтов.

1 SkySports (126 прямых трансляций за сезон) — 4,17 миллиарда

2 BT Sports (42 прямых трансляции) — 960 миллионов

САМЫЕ КРУПНЫЕ СДЕЛКИ ПО ДОМАШНИМ ТВ-ПРАВАМ В МИРЕ

ВНЕШНИЕ ПРАВА

Премьер-лига получит приблизительно 3,2 миллиарда фунтов за трансляции матчей в мире. Договаривается АПЛ с конкретным вещателем региона.

КТО СКОЛЬКО ПЛАТИТ

ТЕНДЕНЦИИ ВНЕШНЕГО РЫНКА

США БЬЕТ РЕКОРДЫ*

В сезоне 2014-2015 матч «Арсенал» - «Манчестер Юнайтед» установил рекорд. В ноябре 2014 года встречу посмотрели 1,41 миллиона человек в США. В целом аудитория сезона составила 214 миллионов зрителей.

Самые популярные: «Челси», «Манчестер Сити», «Манчестер Юнайтед» и «Арсенал».

Статистика: один из 11 человек в США смотрел хотя бы матч прошедшего сезона АПЛ.

ЕВРОПА: НОРВЕГИЯ ВЫХОДИТ В ЛИДЕРЫ

По уверениям аналитиков, европейский рынок почти достиг потолка и в следующие годы не сможет серьезно увеличивать выплаты премьер-лиге за трансляцию матчей. Однако Норвегия удивила всех, страна в одиночку будет отдавать по 45 миллионов фунтов за сезон.

Самые популярные: в топ-10 самых рейтинговых матчей сезона 2014/2015 по пять раз присутствовали «МЮ» и «Челси», четыре - «Арсенал», «Суонси», «Астон Вилла», «Саутгемптон», «Манчестер Сити», «Бернли» и «Сток Сити».

Статистика: Никто в Европе не платит за АПЛ столько, сколько северные страны. Норвегия, Швеция, Дания и Финляндия в общей сложности внесут в казну премьер-лиги 110 миллионов фунтов в 2016 году.

КИТАЙ: САМЫЙ БЕРЕЖЛИВЫЙ

По сравнению с другими странами, китайский телевизионный рынок ведет себя скромно. У местного ТВ есть контракт с АПЛ на шесть лет (2013-2019). И за каждый сезон Китай платит 10,7 миллионов фунтов.

Самые популярные: «МанСити». И все из-за того, что там играет новый фаворит китайской публики аргентинский нападающий Серхио Агуэро.

Статистика: «Сток Сити» в прошлом сезоне трижды попадал в топ-7 самых рейтинговых матчей в Китае.

БРАЗИЛИЯ: АПЛ ТЕСНИТ ПРИМЕРУ

Традиционно любимая в Бразилии Ла Лига постепенно уступает место премьер-лиге. Так ESPN Brazil не пожалел выложить за новые ТВ-права в три раза больше денег: 29,7 миллионов фунтов за 2013-2016 против 100 миллионов за 2016-2019.

Самые популярные: бразильская аудитория в основном смотрит матчи со своими игроками: Оскар, Виллиан и Рамирес в «Челси», а также Фирмино и Коутиньо в «Ливерпуле».

Статистика: любая встреча АПЛ собирает аудиторию приблизительно в 500 тысяч зрителей в Бразилии. Это в два раза больше, чем любая игра в Испании (за исключением класико «Реал» - «Барселона»).

*данные предоставлены Daily Mail

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ МЕЖДУ КЛУБАМИ

В отличие от других больших европейских чемпионатов, деньги от ТВ-прав распределяются между 20 командами премьер-лиги практически поровну.

ВНУТРЕННИЕ ТВ-ПРАВА

1. 50% от общей суммы разделяется поровну между 20 командами;

2. 25% распределяется согласно итоговым местам клубов в турнирной таблице;

3. 25% - деньги клубам, матчи которых показывают в прямом эфире в Великобритании. Чем чаще команда будет мелькать на ТВ, тем больше денег получит. Например, в прошлом сезоне игры с участием «МЮ» показали 25 раз. Согласно нынешнему договору, каждой команде за прямую трансляцию дают 750 тысяч фунтов. Получается, «МЮ» заработал 18,7 миллионов.

ВНЕШНИЕ ТВ-ПРАВА

100% прав распределяются поровну между командами премьер-лиги. Например, в прошлом году каждый клуб получил по 32 миллиона фунтов.

Таким образом, исходя из общей суммы ТВ-прав (2016-19) — примерно 8,4-8,5 миллиардов фунтов — каждый клуб в общей сложности получит около 100 миллионов за сезон.