Концерт для Крооса с оркестром

«ССФ» рассказывает историю о том, как белорусский композитор Юрий Блинов соединил футбол и музыку и при чем тут немецкий полузащитник мадридского «Реала» Тони Кроос.
CONCERTO GROSSO ЭРНСТА БЛОХА

В июне 2014 года пианист и композитор Юрий Блинов разрывался на части, каждое утро заглядывая в расписание репетиций, сверяя его с сеткой чемпионата мира по футболу в Бразилии. Привычка терзать фортепиано час за часом днями напролет что в Белорусской государственной академии музыки, что перед победным международным конкурсом имени Сергея Прокофьева в Санкт-Петербурге или в престижном Карнеги-Холле сейчас мешала. Как там любимая сборная Германии? Что изобрел Йоахим Лев? Во сколько следующие трансляции? А ведь камерный оркестр и сложнейший Concerto grosso швейцарского композитора Эрнста Блоха ждать не будут. «Кончерто гроссо, кончерто кроосо...»
Мысль слить воедино великую музыку и великую игру беспокойной жилкой билась в висках маэстро, победителя Гран-при Шопена и Всеамериканского конкурса пианистов, доктора музыкальных искусств в престижной Высшей школе музыки Истмен. Задумавшись на секудну, что это еще за «кроосо» такое, Блинова озарило: «Тони Кроос! Молодой хавбек из «Баварии», две голевые передачи, как по нотам, на Матса Хуммельса и Томаса Мюллера, который хет-трик с Португалией сделал!». Не воспоминания, а музыка для фанатской души, именины болельщицкого сердца.
КРООС КАК ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ

Да, президент Международной ассоциации пианистов и композиторов, виртуоз фортепианных концертов и большой поклонник футбола Юрий Блинов не ошибся. Не заметить Крооса на том мундиале мог только человек в запотевших от летнего зноя очках или яростный «хейтер» бундестим. Замечательный матч против КриРо и компании. Очередная голевая передача и снова на Хуммельса в 1/4 финала с французами на кипящей «Маракане». Два мяча бразильцам в печально знаменитом для хозяев чемпионата матче-надругательстве, завершившемся со счетом 7:1 в пользу немцев. Убийственный сольный объем работы, статистика под названием «Больше всех точных передач на партнеров по команде». Светлая голова в линии полузащиты в прямом и переносном смысле слова.
Тони Кроос отбарабанил в Южной Америке все игры, включая 120‑минутный финал с Аргентиной, без замен. За что и получил чуть позже заслуженные лавры лучшего плеймейкера мира 2014 года по версии IFFHS. «Серебряная салатница» чемпиона Германии есть, кубков и персональных призов – как грязи в Центрально-Черноземном регионе России. Позже, уже в мадридском «Реале», к списку наград добавились Суперкубок УЕФА и клубный чемпионат мира. И никаких звездных выступлений-истерик на публику, как у иных «галактикос». Тренировки, матчи, жена Джессика, сын Леон и благотворительный фонд Toni Kroos Stiftung для помощи больным детям. Прекрасный повод превратить такую жизнь и достижения в искусство, воплощающееся в звуковых художественных образах. Чем после ЧМ-2014 и занялся Юрий Блинов.
МУЗЫКА ИХ СВЯЗАЛА

Сoncerto grosso, что по-итальянски означает незамысловатое «Большой концерт», – это инструментальный жанр музыки, зародившийся во второй половине XVII века на Апеннинах, будущей родине «катеначчо». Музыкальные справочники гласят, что жанр основан на чередовании и противопоставлении звучания всего состава исполнителей и группы солистов, что бы это для нашего грубоватого фанатско-футбольного разума ни значило. Сoncerto grosso писали и исполняли такие великие композиторы, как Антонио Вивальди, Иоганн Себастьян Бах, Игорь Стравинский и Альфред Шнитке.
И вот из встревоженных игрой № 1 потаенных глубин творческой души композитора Блинова зазвучал Concerto Krooso. Как рассказал сам музыкант, в произведении пять частей. Баллада Greifswald рассказывает о родном городе полузащитника Грайфсвальде, что неподалеку от берега Балтики. Stern des Südens («Звезда Юга», гимн «Баварии») и «¡Hala, Madrid!» («Вперед, Мадрид!», клич фанатов) повествуют в нотах о двух важных клубах в жизни игрока – «Баварии» и «Реале». Колыбельная Leon посвящена маленькому сынишке немецкого футболиста. Часть № 4 Mundial в переводе и разъяснениях не нуждается. 26‑летний Кроос, узнав о таком музыкальном презенте, был в восторге, коим и поделился со всем миром на своей странице в Facebook. Закрепить бы славу и успех чемпионством, да только вот пока в этом сезоне на полях Испании «Барселона» играет первую скрипку, а сам «Реал» сорвал субботний концерт в дерби с «Атлетико», проиграв 0:1.
ФУТБОЛ, ТЮРЬМА И ОПЕРА

История с Тони Кроосом и Юрием Блиновым не единственная, что объединила великую игру и музыкальное искусство. Финский композитор Осмо Тапиа Райхяля, решивший еще в далеком 1977 году болеть за ливерпульский «Эвертон», наверняка и предположить не мог, что однажды напишет классическое произведение, связанное с любимым клубом. Точнее, с культовой фигурой «Гудисон Парка» Данканом Фергюсоном. Здоровенный нападающий «тоффис», который любил, умиляясь, кормить голубей или тихо играть во дворе с детьми, на футбольных полях ломал носы и проверял на прочность ахиллы соперников, дебоширил в пабах и дрался со стражами закона.

В 1995 году Большой Данк, еще будучи игроком «Глазго Рейнджерс», ударил головой защитника клуба «Рэйт Роверс» Джона Макстея. Шотландская полиция завела дело и засадила соотечественника на шесть недель в тюрьму под названием Barlinnie. От этого слова до сих пор липко потеет спина многих британских преступников, так как казенное заведение Ее Величества аж с 1882 года считается самым суровым местом для отбывания наказания. Финский композитор настолько проникся темой, что позже написал 13‑минутную оперу Barlinnie Nine, ведь буйный шотландец выступал за «Эвертон» под № 9.






