ФИФА рискует остаться без денег. Обновлённый КЧМ покажут бесплатно в 200 странах

Клубный чемпионат мира сейчас одно из самых обсуждаемых событий футбольного мира. Турнир получил серьёзное обновление со стороны ФИФА и был заявлен как новое престижное первенство для клубов, однако в самих командах, да и среди болельщиков, так не посчитали.
О том, что теперь из себя представляет КЧМ уже написано множество материалов, однако вокруг него происходит немало провокационных и скандальных событий. Огромные финансовые вложения, увеличение участников, странный пиар и реклама и при этом всём интерес к турниру не вырос до масштабов, предполагаемых ФИФА.
В первую очередь даже со стороны компаний, которые должны заниматься освещением первенства. Телевизионные права на показ КЧМ оказались не нужны ряду компаний. В апреле 2024 года The New York Times сообщила о переговорах между Apple TV+ и ФИФА, которые перешли в «продвинутую стадию». По словам источников издания, обсуждался многолетний контракт на $ 1 млрд.

Для Apple это соглашение должно было стать очередным шагом к масштабному выходу на спортивный рынок после подписания в 2022 году десятилетней сделки стоимостью $ 2,5 млрд на показ матчей MLS. В России Okko заплатил $ 7 млн за показ КЧМ.
И это неудивительно, ведь стриминговые онлайн сервисы в последние годы охватывают всё больше и больше зрителей. Разумеется, руководителям этих площадок хочется расширять сферу своего влияния и зарабатывать больше на ком-то ещё, тут как раз им на помощь и приходит многомиллионная спортивная аудитория. Документальные фильмы, сериалы, художественные ленты, обзоры, шоу, программы и, само собой, прямые трансляции. В США эта культура уже нашла отражение в бейсболе, американском футболе и даже реслинге. Вероятно, теперь, когда постепенно приближается Чемпионат мира 2026, настало время и для вида спорта, который за океаном зовётся «соккером».
После весенней инсайдерской вспышки информации дело затихло до июня и лишь тогда появились новые подробности. Оказалось, что за прошедшее время переговоры так и не принесли результата. По данным Bloomberg, ФИФА не устроила цена вопроса – организация рассчитывала заключить сделку не менее, чем на $ 4 млрд. В футбольной организации целиком и полностью уверенны в коммерческом успехе обновлённого турнира, помимо этого, и в спортивном тоже. О чём неоднократно заявлял Джанни Инфантино.

Помимо разногласий по финансовой составляющей, переговоры сорвались из-за планов по передаче эксклюзивных прав на трансляцию клубного чемпионата мира платформе Apple TV+. Это вызвало бы недовольство у потенциальных спонсоров, которые настаивают на показе турнира в общедоступных каналах, бесплатно, а не только через подписку на стриминговый сервис.
Дополнительно ситуацию осложняет и тот факт, что, несмотря на близость старта соревнований, сам формат нового КЧМ до сих пор остается недостаточно понятным для зрителя.
Убежденный в будущем успехе нового продукта президент ФИФА решил, что лучшим решением в попытках получить нужную цену за права на КЧМ будет тендер среди крупнейших телекомпаний. В середине июля 2024 года организация объявила торги на реализацию медиаправ для стран Америки, Азии, Ближнего Востока и Северной Африки в 2025-м и 2029-м годах. Месяц спустя такой же тендер футбольный орган инициировал в Европе и странах Африки (к югу от Сахары). Руководство не насторожил даже недавний неудачный опыт с тендером одного из европейских национальных чемпионатов, входящих в ТОП-5. Речь о не совсем удачном французском эксперименте от 2020-го года.

В попытке спасти положение, 20 сентября 2024 года Инфантино созвал срочную встречу с представителями крупнейших медиакомпаний мира. На переговорах он пытался добиться от них предложений, соответствующих ожиданиям ФИФА.
При этом, как сообщал The Athletic, ведущие европейские клубы уже тогда включили в свои финансовые планы доход от участия в турнире на сумму свыше $ 50 млн.
В конечном итоге, сделку о телеправах заключили, но не с «яблочной» компанией, а с DAZN. Это случилось в декабре 2024-го, а сумма, обозначенная в контракте, равнялась $ 1 млрд. В чистом остатке, для зрителя сплошные плюсы, ведь стриминговый сервис DAZN бесплатно покажет каждый матч турнира, а их целых 63, в 200 странах и это при том, что обычно сервис взимает деньги за подписку, но именно футбол будет бесплатным. Выходит, что Инфантино не добился желанной сумы в $ 4 млрд за права на показ, при этом со стороны «покупателя» условия и требования слегка смягчились для обывателя, ведь посмотреть трансляцию сможет каждый желающий, причём абсолютно бесплатно.







