«Он: «А Visa, Mastercard?» «Фабио, вообще никакие!» Секреты адаптации к жизни вне поля

Глава соответствующего отдела ЦСКА Пётр Геллер рассказал, какой прорыв произошёл в части помощи клубов своим футболистам за пределами стадиона. Теперь всё продумано до мелочей.
news

18 сентября в «Лужниках» прошла одна из самых массовых конференций России и стран СНГ по теме футбольного бизнеса и трансферного рынка ФУТКОНФ 2025. Было много интересных выступлений и спикеров. Спортивный директор «Балтики» Армен Маргарян рассказал о работе селекционного отдела клуба, руководитель медицинского департамента ЦСКА – об осмотре футболистов перед заключением контракта, спортивный юрист Юрий Зайцев – о юридическом сопровождении международного трансфера, руководитель академии «Ростова» – о пирамиде молодёжного футбола в клубе и так далее.

Суперприз 5 млн ₽ в лотереях

Реклама 18+

Материал подготовлен специально для журнала «Футбол». Ещё больше про российский и мировой футбол читайте в свежем выпуске. или приобретайте в киосках вашего города.

Шеф-редактор «Советского спорта» посетил это увлекательное мероприятие, послушал всех спикеров (а были среди них, например, глава отдела подготовки тренеров Академии РФС Сергей Овчинников, помогающий Леониду Слуцкому в «Шанхае» Олег Яровинский и директор по развитию РУСТАТ Владимир Кравцов) и выбрал для читателей журнала «Футбол» выступление Петра Геллера, главы отдела адаптации футболистов ЦСКА – явления для российского футбола достаточно нового. Так, армейцы основали новое направление в своём клубе всего пару лет назад, в августе 2023 года. А сейчас без него невозможно представить ни один топ-клуб, ведь каждый футболист – ценный актив, который должен расти в цене, а не падать.

FUTKONF-2025-pfc-cska.webp
ФУТКОНФ 2025 / Источник фото: ПФК ЦСКА

В ЦСКА берут футболистов за руку ещё до подписания контракта и ведут до окончательного ухода из команды. Здесь просчитывают всё – от поиска жилья и регистрации на «Госуслугах» до атмосферы при знакомстве с главным тренером. Давайте же заглянем за кулисы одного из самого эффективных российских топ-клубов.

«Пытаемся принимать умные решения»

– Все мы завязаны на адаптации футболиста после подписания контракта, но для начала хотелось бы в целом рассказать, что такое наше направление Player Care. Название это английское, потому что из европейского футбола пришло. В России мы его назвали «отделом адаптации».

В эту систему входит огромное количество вопросов: и адаптация в клубе, и бытовые вопросы, и прочее. По факту её главная цель – создать внутриклубную среду, чтобы футболисты понимали, что клуб им во всём поможет, и это позволяло бы им полностью сосредоточиться на футболе.

Player Care зародилась в Англии ещё в начале 2000-х. Когда Юрий Жирков перешёл в «Челси», ему дали две визитки – риелтора и переводчика. Сказали, мол, занимайся своими вопросами. Но с тех прошло уже 20 лет, и сейчас во всех ведущих лигах эта система широко развита, потому что все клубы поняли, что, когда вы покупаете футболиста за большие деньги, он становится вашим активом и вы не можете все проблемы этого актива свалить на него, потому что, если его цена из-за этого снизится, проблемы будут уже у клуба.

Yuri-Zhirkov-Chelsea-GettyImages.webp
Юрий Жирков / Источник фото: Getty Images

Что отличает нашу систему от некоторых других в российских клубах, где тоже есть отделы адаптации, – они больше заточены под легионеров в первой команде, мы же работаем со всеми футболистами по базовым четырём направлениям: первая команда, молодёжная, академия и игроки в аренде.

В ЦСКА решили запустить это направление, потому что мы пытаемся выжать максимум из своих ресурсов и принимать умные решения в условиях, когда у нас бюджет ниже, чем у конкурентов. Это не стоило нам дополнительных денег, но помогло наладить огромное количество процессов, которые касаются футболистов, сделать их более эффективными.

Работа нашего отдела заключается в том, чтобы всё организовать, проконтролировать, чтобы всё было без задержек и заминок.

Беспроигрышная ставка 3000₽ от БЕТСИТИ

Реклама 18+

«Фабио, возьмите с собой наличные. Потому что ваши карточки у нас не работают»

Взаимодействие с футболистом можно разделить на пять этапов. Первый – до перелёта. Мы стараемся связываться с футболистами и их представителями ещё до того, как они вылетели из своей страны, отправляем им презентации о России, Москве, ЦСКА и РПЛ. Мы перевели их на несколько языков, поэтому всем нашим новичкам удаётся пролистать их на их родном языке.

Сразу уточняем нюансы, что им нужно взять с собой наличные, потому что сейчас, к сожалению, иностранные карты у нас не работают, что их удивляет. Перед тем как Фабио Челестини к нам прилетел, мы связались накануне и сказали: «Фабио, возьмите с собой наличные на первое время, потому что ваши карточки у нас не работают». Он говорит: «Вообще?» Я говорю: «Вообще». Он: «А Visa, Mastercard?» «Фабио, вообще никакие. Надо быть к этому готовым».

Chelestini-ria.webp
Фабио Челестини / Источник фото: ПФК ЦСКА

По игроку мы отправляем медицинский опросник, чтобы собрать знания о том, были ли у него травмы, и составляем расписание на первые дни пребывания в Москве с указанием графика и места проживания. Приходится даже указывать, что будет переводчик, потому что агент одного из футболистов умудрился сам нанять переводчика на несколько дней в Москве, думая, что тут будут сложности с коммуникацией. И ещё до перелёта пытаемся понять, есть ли семья, дети.

После перелёта проходит очень мало времени. Тут главное – встретить в аэропорту, заселить, подготовить к УМО (углублённому медицинскому обследованию. – Прим. «Футбола»), объяснить, когда можно есть и когда нельзя.

Во время самого УМО главное – жёсткий тайминг. Понятно, что само расписание медосмотра уже отработано до автоматизма. Главное, чтобы футболист нигде не опаздывал. Зачастую бывает, что клубная машина стоит у отеля, а футболист сидит в лобби отеля и пишет, что машина не приехала, хотя достаточно просто выйти, чтобы увидеть, что она на месте.

После прохождения УМО и до подписания контракта бывает разный период времени, в последний день трансферного окна это может быть два-три-четыре часа, в другие периоды – два-три дня. В это время мы знакомим футболиста с Москвой, с клубной инфраструктурой, подбираем локацию, где он будет жить. Всегда даём недели полторы в отеле, чтобы игрок проездил по всей нашей инфраструктуре и понял, где хочет жить, чтобы в спешке не принять неправильного решения. Матеус Алвес, например, за полторы недели три раза поменял мнение, где он хочет жить, однако в итоге остановился на одном месте и очень им доволен.

В это же время разъясняем порядок выплат зарплаты и прочее и систему Fan ID.

«Одиночкам проще и выгоднее ездить на такси»

После подписания контракта начинается самая важная часть работы. Мы окончательно закрываем вопрос с жильём и транспортом, помогаем нанять водителя, если надо. Как правило, если футболист приезжает с детьми, он берёт водителя, мы ему сами так советуем. А если футболист приехал один, как Лионель Верде – он один с девушкой живёт, то ему просто проще и финансово выгоднее ездить на такси.

Lionel-Verde-pfc-cska.webp
Лионель Верде / Источник фото: ПФК ЦСКА

Первое знакомство с главным тренером – тоже важный момент, который должен пройти в правильной атмосфере, в правильное время и в правильном месте.

Разъяснение регламентов чемпионата России и Кубка России берёт на себя медиагруппа. Сайт «Госуслуги», сим-карты – эти вопросы тоже вызывают у иностранцев головную боль. И разъясняем требования миграционного законодательства, потому что одни приезжают без визы, другие – по визам, у кого-то переезжают девушки и семьи – на короткий или на долгий срок. И мы объясняем, как в этой ситуации надо действовать.

В идеальном мире организационная часть адаптации должна занимать не больше недели, но график плотный, в неделю бывает по три игры, с выездами и прочим, так что это занимает полторы-две недели.

«Главный тренер говорит на пяти языках»

Вторая часть адаптации – социальная – не имеет конечного срока. У кого-то она протекает быстро, у кого-то – медленнее, у кого-то, к сожалению, очень медленно, но это единичные случаи. Тут три важных момента.

Разъяснение нюансов жизни команды – в каждой команде свои нюансы, как проходит быт и так далее. Полтора года назад пришёл футболист, фанат дополнительной работы в тренажёрном зале. Тогда у нас был тренерский штаб (по-видимому, речь о Владимире Федотове и его помощниках. – Прим. «Футбола»), который не приветствовал дополнительную работу. Их подход был в том, что они дают достаточно нагрузки в процессе. Такие вещи я стараюсь разъяснять, чтобы футболист заранее понимал, как штаб воспринимает те или иные вещи.

Petr-Geller-pfc-cska.webp
Пётр Геллер / Источник фото: ПФК ЦСКА

Помощь в преодолении языкового барьера. Тут есть всего два-три классических метода. Берём первые три команды и связываем с людьми, которые говорят на одном языке. Сейчас у нас много молодых футболистов, между собой им общаться легко и просто, и такого прямо серьёзного барьера нет.

Бывает, что приехал Секу Койта, который говорит на французском, а в команде уже есть Милан Гайич, который говорит на французском, потому что приехал из Франции. Они могли общаться между собой.

И тут очень большой плюс в том, что у нас главный тренер (Фабио Челестини. – Прим. «Футбола») говорит на пяти языках – английском, испанском, итальянском, французском и немецком. Он практически с любым футболистом сможет найти общий язык.

«Мойзес поехал показывать Алеррандро Красную площадь»

Стараемся знакомить с Москвой, российской культурой, советуем рестораны русской кухни, помогаем находить рестораны и магазины, где можно приобретать продукты из их частей света. Этот процесс не имеет конечной точки, он достаточно долгосрочный.

У нас есть курс по истории ЦСКА, потому что мы стараемся погружать всех не только в языковую среду, но и в историю клуба. Нам уже больше 100 лет, у нас огромная история, и, когда футболисты это видят, их отношение становится ещё более лояльным. Проводим исторический квиз среди игроков первой команды, академии и сотрудников офиса. Есть серия лекций для футболистов ЮФЛ – тут и история клуба, и антидопинг, и базовое взаимодействие со СМИ. Стараемся развивать их всесторонне, чтобы они узнавали какие-то вещи, которые помогут в дальнейшем. Ещё у нас есть курс первой помощи и курс по этикету.

Mojzes-pfc-cska.webp
Мойзес / Источник фото: ПФК ЦСКА

На экране появляется слайд с цитатой защитника армейцев Мойзеса. Говоря в интервью клубной пресс-службе об адаптации новичков, он отметил: «Конечно, я всем помогу. Например, с Матеусом проговорили определённые моменты: «Если тебе что-то понадобится, я обязательно помогу. Можешь рассчитывать на меня». Отмечу, что сотрудник нашего клуба Пётр Геллер на высшем уровне помогает в адаптации, поэтому все новички могут быть спокойны».

Это Мойзес недавно сказал – спасибо ему. Он у нас команде как такой «дядька» среди наших бразильцев и всех остальных. Когда они приезжают, он старается помочь как может. Когда приехал Алеррандро, он его сам повёз его показать Красную площадь. И всегда старается их внедрить в команду. Мойзес нам иногда подсвечивает какие-то проблемы и вопросы, которых мы не видим и которыми с нами по разным причинам не делятся – стесняются, ещё что-то.

В завершение отмечу, что отдел адаптации запустился благодаря Роману Бабаеву (гендиректор ЦСКА. – Прим. «Футбола»), бывшему спортивному директору Андрею Мовсесьяну), Эдуарду Безуглову и Илье Кедрину, который сейчас в «Динамо» исполнительный директор, а у нас был заместителем генерального директора по юридическим вопросам. Они сразу поняли, насколько это необходимое направление, поэтому всё получилось.

Заглавное фото: РИА Новости / ПФК ЦСКА
Новости. Футбол

Ахмат - Оренбург

Сегодня в 16:00

Ахмат
Оренбург

Ставка: Оренбург, Победа

Команда Оренбург выиграла 3 гостевых игр подряд по ударам в створ

Сделать ставку 4.6

Реклама 18+