Корреспондент «France Football» в России Константин Клещев: Это напоминало премию «Оскар»
Корреспондент «France Football» в России Константин Клещев, который принял участие в голосовании по выбору обладателя «Золотого мяча», рассказал «Советскому спорту» о расхождениях в футбольном мире: как получилось, что журналисты в большинстве своем голосовали за Рибери, а тренеры и футболисты – за Роналдо?
- Это случается уже не в первый раз. Несколько лет назад журналисты проголосовали за Снейдера, но с учетом мнения тренеров и капитанов выиграл Месси. Тогда его победа показалась несправедливостью, - вспоминает Клещев.
- А сейчас? Есть повод для скандала или жаркой дискуссии?
- Уместна дискуссия о несовершенстве критериев. Совершенных систем, когда результаты полностью всех удовлетворяют, не существует. Даже ходят слухи, что кто-то кого-то якобы просил голосовать «как надо». Но это лишь слухи. Разрыв между претендентами оказался минимальным. Раньше столь острой борьбы не наблюдалось, победитель имел приличный отрыв в голосах. Плотность между претендентами связана с тем, что раскрученные Роналдо и Месси ничего существенного не выиграли, а Рибери выиграл все.
Проблема расхождения во взглядах, по-моему, заключается в том, что и тренеры, и капитаны сборных, проживающие вдали от футбольных центров, вообще слабо следят за последними событиями. Они голосуют за имена. Где-то в Азии и Океании лучше знают о Месси с Роналдо – за них и голосуют. Они в общей массе не учитывают, что, скажем, Рибери выиграл в минувшем году все, что только можно.
- Журналистский мир кипит: мол, мы более объективные, а они…
- Об этом я говорил с коллегами из «France Football». Не сказать, что коллеги подвергают критике объективность критериев при голосовании (тем более большая выборка голосующих подразумевает справедливый итог!), но… В общем, все понимают, что магия имен имеет свое воздействие на голосующих. ФИФА нацелена на глобализацию голосования и от генеральной линии не отступит.
На мой взгляд, если человек побеждает во всех турнирах и производит сильное впечатление, то заслуживает большего признания, чем тот, кто в среднем забивает больше одного мяча за матч, но при этом не держал в руках трофеев.
- Когда и при каких обстоятельствах журналисты потеряли власть над «Золотым мячом»?
- Все менялось постепенно. В начале девяностых годов члены жюри-журналисты, представляющие примерно 50 европейских стран, сами могли составить пятерку лучших. Волей-неволей я всегда включал в эту пятерку кого-то из россиян. Доходило до абсурда – как-то албанец назвал пятерых своих соотечественников. Тогда «France Football» сам начал составлять список номинантов на «Золотой мяч». Начали с 30 игроков. Потом произошло очередное изменение -- включали не только европейцев, но и всех футболистов, выступающих в Европе. Наконец, «Золотой мяч» стал истинно мировым трофеем. Эволюция продолжалась и, возможно, еще продолжится. Ныне список номинантов определяет «France Football» совместно с экспертным советом ФИФА.
- О самой церемонии. Вы поверили в слезы Пеле, Роналдо, его родственников и девушки?
- Слезы Пеле не редкость, я видел это не раз. Сентиментальный он человек, как и многие бразильцы. Роналдо - большой артист. Он может повести себя в соответствии с нужным ему сценарием. Красиво смотрелись слезы на публике, особенно когда рядом любимая мама, девушка. Но он получил «Золотой мяч» тяжело, после нескольких попыток, оставаясь не раз вторым. Кажется, эти эмоции - и театр, и искренние эмоции одновременно.
Они все – Роналдо, Месси, Рибери, Ибрагимович - великие. Даже если бы последний взял приз, то нашлось бы немало причин, почему лучший именно Ибра.
- Не находите, что атмосфера церемонии «Золотого мяча» значительно изменилась за последние годы?
- И это не очень нравится. Из милой и демократичной процедуры, когда обладателя «Золотого мяча» встречали в Париже, водили в редакцию, знакомили с болельщиками и приглашали на ужин по-домашнему, церемония обрела интонации пафоса, оттенки гламура. По-прежнему в зале много футбольных людей, но само действо больше напоминает вручение «Оскара». Все больше блеска и меньше тепла. Не удивлюсь, если в следующий раз ведущей станет Леди Гага, а церемония пройдет не в Цюрихе, а у подножия египетских пирамид.
Выбор Константина Клещева: Франк Рибери, Криштиану Роналдо, Арьен Робен





