Илья Ковальчук выиграл «Харламов Трофи»-2004!

Все свои победы и награды Илья Ковальчук посвящает родным, и в первую очередь папе Валерию Николаевичу. Корреспондент «СС» пообщался с отцом обладателя «Харламов Трофи»-2004 и узнал, как Ковальчук-младший делал первые шаги в хоккее, работал над скоростью
news

ХОККЕЙ. НХЛ. ПРИЗ «СС»

Все свои победы и награды Илья Ковальчук посвящает родным, и в первую очередь папе Валерию Николаевичу. Корреспондент «СС» пообщался с отцом обладателя «Харламов Трофи»-2004 и узнал, как Ковальчук-младший делал первые шаги в хоккее, работал над скоростью, финтами, «физикой». В общем, становился тем самым Ковальчуком, от которого сейчас плачут все вратари НХЛ.

– Привел сына в секцию, когда ему было 5 лет и 8 месяцев, – рассказывает Валерий Ковальчук. – У Ильи уже тогда было все в порядке с физическими данными. Много занимался с ним акробатикой, плаванием. Часами играли в футбол. В итоге понял, что циклические виды спорта не для Ильи. Он не может долго крутить педали или бежать на лыжах, потому что игровик по натуре. Подвижный, быстрый, взрывной пацан. Для монотонной работы ему не хватало терпения и спокойного характера.

В секции занимались семилетние ребята. Тренер Виктор Жуков говорит: «Ты же понимаешь, что два года в этом возрасте – колоссальная разница!» – «Витя, он уже готов». И я оказался прав. Через год Илья уже был первым номером команды 1981 года рождения. А в семь лет, выступая на первом турнире – в Апатитах (который проводил Виктор Федоров, отец хоккеиста Сергея Федорова), был признан лучшим игроком. И пошло-поехало!

Раньше я играл в баскетбол: ушел в зал, потому что со зрением были проблемы. Но хоккей – моя главная любовь! Я прилично стоял на коньках и работал с сыном на льду. Послаблений не делал. У Ильи настырный характер, никогда не просил форы. Если тяжело, работал, скрипя зубами.

Когда я привел сына в секцию, он не стоял на коньках. Но надел их и сразу поехал! Быстро научился. Хотя поначалу не катил, а бежал. Тогда я попросил тренера Петра Аникеева, который в свое время занимался с Сергеем Федоровым и Владимиром Константиновым, поставить Илье катание. Ну а скорость у сына всегда была!

Сын за четыре команды играл – три тверских и одну московскую. С помощью врача я внимательно следил за его здоровьем. Но в один момент засомневался: может, я его перегрузил? Что-то Илья затормозил в росте. Но за одно лето 1997-го он вымахал на 10 сантиметров! Тот сезон стал ключевым. У сына благодаря росту появилась амплитуда, улучшилась обводка, скорость. Соперников на чемпионате Москвы он «раздевал», как детей! Забросил 71 шайбу за первенство – рекорд города!

За всю жизнь я не пропустил ни одной тренировки, пока сын не заиграл в «Спартаке». Следил, чтобы хорошо кушал. Знаете поговорку «Нет питания – нет катания»? Правда, как уследишь, когда он в школе ест одни булочки? Но после матчей, когда я его в Москву привозил, мы на шашлыки налегали, восстанавливали энергию. Вот Илья и вырос таким большим.

С семи лет ездили из Твери в Москву. Три раза вокруг экватора объехали! 170 км в один конец. 2 часа 45 минут в дороге. Как заслуженные туристы СССР, в дождь, в снег, в гололед спешили в «Сокольники». Илья тренировался в Твери, но в столице играл по выходным, а иногда и на неделе. Грубо говоря, в десять утра он выступает дома, а в три часа дня должен играть за москвичей. Но сил хватало!

Я давал Илье установки – каждый бросок с акцентом, прицельный, без расслабухи. Лучше промахнуться, чем бездарно бросить по центру или в щитки. Только в углы! Запрещал щелкать в диапазоне 7–8 метров от ворот. Летом на даче я нарисовал «рамку» на стене, положил пластик. Крестьяне огород копают, а мы броски шлифуем. По 200–300 за занятие!

В катании делали акцент на стартовой скорости, где важны первые два-три шага. Скорость вырабатывается лет в семь, и в том возрасте мы часто тренировали ускорения. У Ильи был хороший старт – бегунком. Извините за нескромность, как у Паши Буре. Все закладывалось в детстве.

В 1993 году Илья хорошо выступил на всероссийском турнире, забросил 33 шайбы, и его пригласили в «Динамо». С условием, что если Илья проведет сезон на первенстве Москвы, то пять человек из Твери поедут с «Динамо» на турнир в Штаты. Ради общего блага я согласился. Но не был сторонником динамовского хоккея – силового, прямолинейного. Езда по рельсам – не наш стиль. Больше импонировала игровая импровизация. Как раз «Спартак»-83 показывал такой хоккей. Летом 1994 года спартаковцы ездили на турнир в Миннесоту, и тренер Юрий Борисов полгода уговаривал, чтобы я отпустил сына в Америку. Илья поехал, забросил 22 шайбы и стал лучшим бомбардиром. А потом мы собрались на семейный совет, и Илья решил перейти в «Спартак». Из «Динамо» ушли мирно – мы ведь не подписывали контракт.

Илья – боец по натуре. На упомянутом турнире в Апатитах у сына было боевое крещение. Федор Федоров, который сейчас в «Ванкувере» играет, у борта здорово наехал на Илью. Лицо – в кровь! Виктор Федоров даже выгнал своего сына из игры. А Ковальчук остался и продолжал забивать. Лет в 8–9 выступал на турнире в Ленинграде, и ему разбили голову. «Буду играть!» А у него кровь хлещет! В Харькове в матче против команды 1980 г.р. Илье маску сломали, весь исцарапанный, чуть ли не сотрясение мозга – «Буду играть!» Вот здесь и кроется секрет всех сегодняшних успехов Ильи Ковальчука.

Звездные матчи Ковальчука

В 15 лет, когда Илья играл в матче против «Вымпела», он забил четыре гола за одну смену! Вышел, забил. Партнер выиграл вбрасывание, пас на Ковальчука, сольный проход – гол. И так еще два раза. Дело дошло до того, что родители начали кричать: «Уберите Ковальчука с поля!»

Однажды Илья забросил 8 шайб «Химику» – их тренер просто чертыхался. Всегда принципиальные матчи были с «Динамо». В 1997 году «Спартак» выиграл у динамовцев со счетом 8:5, а сын забросил пять шайб и сделал одну передачу.