Главный тренер сборной России Владимир Крикунов: Четвертое место – это провал

ТУРИН-2006. ХОККЕЙ
РАЗБОР ПОЛЕТОВ
Владимир Крикунов после поражения в матче за третье место от Чехии (0:3) традиционно ответил на вопросы корреспондента «СС» и подвел неутешительные итоги выступления сборной России на Олимпиаде в Турине.
ТАКТИЧЕСКОЕ ФИАСКО
— На матч с чехами мы настроились, — заявил Владимир Крикунов. – Но первый гол, забитый соперником, сломал этот настрой. Наши игроки показали все, на что сегодня способны. Единственное, что могу поставить им в вину: за два матча не забили ни одного гола. По всему остальному у тренерского штаба нет претензий. Хоккеисты действовали самоотверженно, грамотно атаковали. Но, к сожалению, все без толку.
Если со сборной Белоруссии я занял в Солт-Лейк-Сити четвертое место, и это был успех, то с Россией – провал.
— Что же сломало наше нападение? Только то, что Малкин получил дисквалификацию?
— Причем тут Малкин? Вот пятерка Дацюка осталась без изменений, но и она ничего не создала. Мы наткнулись на систему «1-4». Нашу русскую систему, привитую после 1977 года, когда сборная СССР уступила шведам на чемпионате мира в Вене. Мы забыли, как с этим бороться. Хотя у нас многие команды суперлиги показывают такую тактику. Но, видимо, не клубы НХЛ.
— То есть финны и чехи превзошли нас тактически?
— Скорее всего да. Игроки не поняли, что мы от них требовали. Что нужно проходить синюю линию без потерь. Не получалось…
— Куда в последних двух матчах пропала комбинационная игра?
— Не сказал бы, что совсем пропала. Видите, мы опять пытались менять тройки. Дацюк в матче с чехами оказался не в лучшем состоянии. Мы отправили его к Харитонову и Сушинскому, а в первое звено поставили Малкина. Это тоже не дало результата.
— В конце матча с чехами Дацюк забил шикарный гол, но судья его отменил.
— Мы просматривали эпизод. Арбитр прав: крюк клюшки в момент удара по шайбе все-таки был выше плеча соперника. Это опасная игра.
ПЕРЕБИТАЯ СБОРНАЯ
— Если в короткий срок вы наладили оборону, то почему пропало нападение?
— А пять голов шведам? А победа над Канадой в плей-офф, которую мы не могли одолеть 13 лет? Атака исчезла только в двух последних матчах. Слишком сильным было разочарование хоккеистов после поражения от финнов. Огня в глазах хоккеистов я не увидел.
— Почему сборной не хватало силы воли? В трех матчах соперник открывал счет, и трижды мы уступали – Словакии (3:5), Финляндии (0:4), Чехии (0:3). Хотя на чемпионате мира в Вене ваша сборная, наоборот, как раз отличалась характером: тот же четвертьфинал с финнами мы вытащили после — 0:2.
— Может, повлияло то, что энхаэловцы проводят по 82 матча в регулярном чемпионате. Они спокойно относятся к поражениям. И, возможно, не вытягивают из себя все силы, сохраняя их на плей-офф. А там уже творят чудеса… К сожалению, на Олимпиаде в решающих матчах мы этого не увидели. Игроки мысленно соглашаются с результатом, подспудно думая, что еще будет шанс все исправить. Увы, это нереально на таком жестком турнире – 8 матчей за 12 дней.
— Какой смысл проводить олимпийский турнир по столь безумному графику? Может, лучше делать две группы не по шесть, а по четыре команды, чтобы хотя бы через день играть?
— На групповом этапе выходить на лед в режиме «матч – матч – отдых – матч – матч» не проблема. Но потом обязательно нужно дать минимум два дня отдыха перед плей-офф. И не только о подготовке к сопернику идет речь. Играть в таком ритме сложно. Физически сложно… Правда, сейчас скептики скажут: вот Крикунов начал плакаться, потому что занял четвертое место. Финны или шведы в таких же условиях, но стали первыми или вторыми. Однако я все равно считаю, что на Олимпиаде слишком жесткое расписание. И спортсмены не выдерживают. Посмотрите, сколько травм… Полагаю, клубы НХЛ не особо этому рады. Может, стоило пожертвовать еще одной неделей регулярного чемпионата, чтобы все сборные нормально подготовились к Играм?
— Сейчас можете рассказать обо всех травмах подопечных?
— У Волченкова повреждена нога. Ковалев играл с травмой, с какой в суперлиге на лед не выходят. У него сильно забилась подвздошная мышца. Проблемы с пахом у Набокова, Гончара. У Дацюка сломан палец…
— Может, стоило заменить Набокова свежим Соколовым?
— Может быть. Но мы провели два собрания с ребятами. Они сказали: раз попали в такую ситуацию, будем выходить из нее вместе.
ВЗЯЛ БЫ КУЛЯША
— Все олимпийцы, которых пригласил генеральный менеджер Павел Буре, оправдали ваши ожидания? Будь ваша воля, кого-то не взяли бы в Турин?
— Я доволен всем, но как-то по-другому все-таки скомплектовал бы линию обороны. Нельзя брать на Олимпиаду столько чистых защитников-разрушителей. Нужны созидатели. Например, Денис Куляш. Мы уже сейчас видим, что он сильнее многих энхаэловцев.
— Обратно ввести его из запаса было нельзя?
— Никак.
— Вы уже сказали Куляшу, что если бы вернуть время на две недели назад, оставили бы его в сборной?
— Нет. Но знаю, что он переживает. И слышал даже, Денис сделал кому-то заявление, что теперь не хочет ехать на чемпионат мира. Потому что сборную возглавит Вячеслав Быков, а не Крикунов, и его просто в Ригу не возьмут. Спешу успокоить Дениса, это только слух.
— Тренерский штаб совершил ошибки на Олимпиаде?
— Сложно сказать сразу после окончания матча… После глубокого анализа, вероятно, эти ошибки найдем. Но на первый взгляд – мы это обсуждали и с Павлом Буре, и с президентом ФХР Александром Стеблиным – кардинальных просчетов, способных повлиять на результат, не допустили.
— Как оцените первый опыт сборной России, когда команду формирует генеральный менеджер, а руководит ею тренер?
— В целом эта система не мешала... Мы нормально работали с Буре. Он набрал хороший состав. Кого-то лучше найти было сложно. Разве что, повторю, изменения сделал бы в линии обороны. А в атаке все нормально. Но нужны хотя бы два-три дня на подготовку к Олимпиаде. Чтобы мы могли определиться с игрой в неравных составах. А то получается: сегодня мы встретили хоккеистов в аэропорту, а завтра уже в бой.
— Но все сборные в равных условиях…
— Согласен. Однако те же чехи вместе выступают в «Рейнджерс». Им легко создать костяк, договориться по многим вопросам. И мы сами за неделю до турнира разослали тактическую схему в закодированном виде на электронные адреса «сборников». Мой помощник Сергей Немчинов постоянно контактировал с энхаэловцами. Просматривал их, разговаривал… Оказалось, этого мало.
— Что посоветуете преемнику, который повезет сборную на следующую Олимпиаду?
— В приватной беседе я могу ему сказать, кого стоит брать на Олимпиаду, а кого — нет.
— Организация подготовки к Олимпиаде вас устроила?
— Полностью. И Олимпийский комитет, и Росспорт сделали все, чтобы хорошо подготовить команду. А в принципе, знаете, какой я дам совет преемнику? На такой жесткий турнир стоит брать хоккеистов из суперлиги и из НХЛ в соотношении «50 на 50». Поровну. Игроки из нашего чемпионата не так слабы, как кажется. Не так сильно они уступают энхаэловцам. А хоккеистов из суперлиги мы можем лучше подготовить. По крайней мере ты будешь знать, что у тебя на Олимпиаде есть две физически готовые, сыгранные пятерки. Мы финнам потому и уступили, что не осталось сил.
— Но вас до Олимпиады бы съели. Как же так, Крикунов не взял звезду НХЛ в Турин…
— Мне без разницы... Я не боюсь.
НАШЕЛ СЕБЕ ЗАРПЛАТУ
— Может, команде не хватило летних сборов, которые проводились у сборных Канады, Финляндии?
— Нет… Об этом постоянно говорят… Но те же канадцы встретились в августе на три дня. Посидели, пива попили вместе. Это не тот сбор, который нужен для подготовки к Олимпиаде. Команда должна быть в физической готовности. Для того чтобы решать серьезные задачи, нужно иметь хотя бы пару недель.
— Вы для себя окончательно решили, что покидаете сборную после чемпионата мира-2006?
— Да… К тому же в воскресенье провожу встречу с руководством «Динамо». Нам уже четыре месяца не дают зарплату. Ребята, это серьезный вопрос (улыбается).
— Ну вот, а вы хотите сборную оставить. Хотя бы там зарплату получали.
— Так потому и получал, что сам нашел деньги у надежного спонсора! Но я уйду, и все может рухнуть.
— Разве нормально, что поиском средств для сборной занимается главный тренер?
— Это уже другой вопрос.
— Жаль, вам теперь не дадут премиальных за третье место. От ОКР, например, за бронзу обещали 10 тысяч долларов.
— Поверьте, я работаю в сборной не ради денег. Это вопрос престижа. Я бы с удовольствием променял все деньги, которые нашел на зарплату в сборной за целый год, на бронзовую медаль.
— Ваш гонорар от спонсора приемлем для освобожденного тренера национальной команды?
— Не-ет, он несопоставим с зарплатами в клубе – у меня же совместительство. Это совсем другие деньги, чем в «Динамо»… Освобожденный тренер на такую зарплату не пойдет. Я думаю, что не пойдет. Шут его знает, может и найдется доброволец (улыбается).
— Кто лучше других проявил себя в Турине?
— В матче с чехами – Малкин. По крайней мере, в первых двух периодах. А за весь турнир… Звено Дацюка, где также Ковалев и Ковальчук, уступило только в одном микроматче – 0:1.
— Что случилось с Афиногеновым? Несся по желобку на огромной скорости, никого не видел. В «Динамо» у вас он играл иначе.
— Так и Овечкин таким же стал. Значит, их в НХЛ загоняют в такие вот жесткие схемы. Хотя не думаю, что Овечкина сильно связывают в «Вашингтоне». Он – лидер команды. А вот Афиногенов таким в «Буффало» не является. Вот и делает, к чему привык.
— Что вы сказали команде в раздевалке после матча с чехами?
— Ничего особенного. Поблагодарил ребят. Они выложились, сделали все, что могли. К сожалению, этого оказалось мало.
— Какое у вас эмоциональное состояние после Олимпиады? Опустошение?
— Нет, все нормально. Видите, стою, с вами сейчас разговариваю (смеется). Жизнь продолжается. В воскресенье, например, «Динамо» встретится с «Салаватом Юлаевым». Я уже звонил в клуб: там опять с составом проблемы. У нас только три пары защитников и четыре тройки. И то полуперебитых. Ну, понятно, не дают зарплату, и у ребят все сразу начинает болеть (улыбается).





