Трехкратная олимпийская чемпионка Ирина Роднина: Незаменимый, добрый, беззащитный…

Пять лет назад на канале «7ТВ» выходила авторская программа Ирины Родниной «После пьедестала»
news

ПОМНИМ

Пять лет назад на канале «7ТВ» выходила авторская программа Ирины Родниной «После пьедестала». Рассказывалось в ней о жизни чемпионов после завершения их спортивной карьеры. Гостем одной из передач стал Евгений Мишаков.

– Да, была такая программа, – вспоминает Роднина. – С несуразным названием. Потому что телезритель сразу начинал думать, будто после завершения карьеры спортсмены едва ли не оказываются за бортом нормальной человеческой жизни, не живут даже, а доживают, порой влача жалкое существование. Так бывает, но далеко не всегда. Я же стремилась рассказать, как у моих героев после спорта происходит переоценка жизненных ценностей. Они ведь абсолютно нормальные люди, правда, порой беззащитные.

– Программу с участием Мишакова помните?

– Ну конечно. Мы ведь с Женькой из одного общества – ЦСКА. Каждый день сталкивались в дверях родного Ледового дворца на Ленинградском проспекте. Хоккеисты всегда были моими кумирами. Они ведь такие мужественные, большие. Да и мой тренер Станислав Жук многое копировал у Анатолия Тарасова в силовой подготовке. Часто мы, фигуристы, вечером оставались на хоккей, болели за ЦСКА.

А программа… Мишаков ведь тогда пришел в студию не один, а с друзьями и бывшими партнерами – Виктором Кузькиным, Александром Рагулиным и Эдуардом Ивановым. Душевный вышел разговор, искренний.

– Каким помните Мишакова?

– Он в команде был незаменимый. Никогда ни с кем не ссорился. Всегда приветливый, за шуткой в карман не лез. И очень хозяйственный! Если надо поточить кому-нибудь коньки – пожалуйста. Точил всей команде, ребята к нему в очередь становились. Поправить ботинки – тоже нет проблем. Не хуже профессионального сапожника подошьет.

Его доброта поражала, его любили. Вы от кого-нибудь слышали о нем хоть одно дурное слово? И никогда не услышите.

Немножко угловатый, но такой трогательный… И ранимый, по жизни незащищенный.

– Почему же? Ведь он получал олимпийскую стипендию.

– Да не в олимпийской стипендии дело. На эти 15 тысяч рублей нормально прожить трудно. Да и получать ее наши олимпийские чемпионы стали только недавно. А как им жилось до этого, лучше не спрашивайте. Мишаков был очень больным человеком. Вы ведь знаете, что ему, когда он еще играл, удалили все мениски. А весил Женька всегда прилично. Ноги не справлялись с такой массой – кости стачивались. Поэтому после окончания спортивной карьеры он даже с палочкой с трудом передвигался.

– О чем шла речь в телевизионной программе?

– Мы вспоминали наше житье-бытье. Первую мою и последнюю для Рагулина и Мишакова Олимпиаду-72 в Саппоро (Роднина тогда победила в паре с Алексеем Улановым. – Прим. ред.). В последний день Игр мы всей делегацией пошли на хоккей. Встречались наши с чехами. Так Мишаков два гола забил, и сборная СССР победила…

– …со счетом 5:2 и стала олимпийским чемпионом.

– Мишаков обо всем рассказывал с юмором. Вспомнили даже, как его с Кузькиным за какой-то проступок отстранили от игр, они только тренировались. У Тарасова ведь не забалуешь. Но потом он их помиловал.

– Вы знали семью Мишакова?

– Нет. Но, думаю, такой большой и добрый человек, как Женя, да еще и хозяйственный, был хорошим семьянином. И очень жаль, что лучшие люди от нас уходят в первую очередь. Нет с нами Рагулина (он умер в 2004 году. – Прим. ред.), теперь вот не стало Мишакова. Мы же начинаем заботиться о ребятах после их смерти.

ТАКИМ ЗАПОМНИМ

КАК ОН ОХРАНЯЛ ЦСКА…

Мишаков был завсегдатаем на домашних матчах ЦСКА. Любил приходить в армейский Ледовый дворец за час-полтора до начала игры. И всякий раз совершал один и тот же ритуал. Войдя в помещение, просил охранника уступить ему место на вахте.

С трудом садился на стул и минут 10–15 «дежурил», встречая своих бывших товарищей по оружию и просто знакомых у служебного входа…

… И ШУТИЛ НАД СВОЕЙ СМЕРТЬЮ

В прошлом году вышла в свет большая энциклопедия хоккея в двух томах, четвертое издание. В заметке, посвященной Мишакову, указаны годы жизни и… смерти знаменитого игрока: 1941–2002. Узнав об этом, Евгений Дмитриевич отреагировал с присущим ему юмором:

– Вот как? Значит, долго жить буду…

Гражданская панихида состоится сегодня с 11.00 до 13.00 в Ледовом дворце ЦСКА.

Новости. Хоккей