«Русские проиграли Канаде уже две войны!» Полемическая дуэль президента ХК «Динамо» Михаила Головкова с канадскими тележурналистами

«Советский спорт» совместно с телекомпанией СВС посетил хоккейную базу «Динамо» в Новогорске
news

ХОККЕЙ. МЕЖСЕЗОНЬЕ
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ

«Советский спорт» совместно с телекомпанией СВС посетил хоккейную базу «Динамо» в Новогорске. Канадцы при поддержке нашей газеты готовят большой фильм, который будут широко показывать в Северной Америке и Европе в связи с 35-летием Суперсерии-72, а также чемпионатом мира 2008 года и Олимпиадой-2010, которые пройдут на родине хоккея.

ТРЕФИЛОВ В МАСКЕ

Президент «Динамо» Михаил Головков встречает журналистов в холле и сразу ведет в музей клуба — на второй этаж базы в Новогорске. Канадские журналисты обалдевают от такого великолепия и даже называют его «маленьким Залом славы НХЛ». Там есть практически все об истории команды.

— А вот фотография Андрея Трефилова, — проводит экскурсию помощник Головкова, который великолепно говорит по-французски. – Замечательный был голкипер! Сейчас в Германии живет, стал скаутом. Мы его попросили прислать снимок для музея. «Без проблем! – согласился Андрей. – Вышлю все, что у меня есть». И отправил семь снимков. Шесть из них… в маске. Все-таки вратари – уникальные ребята.

Изюминка коллекции – серебряная чаша, которой больше полувека. Ее вручили «Динамо», когда команда впервые стала чемпионом. Зачем нам Кубок Стэнли, когда есть свои святыни? А рядом лежит плетеный шлем, в котором в конце 1953 года играл молодой динамовец Виктор (тогда еще не Васильевич) Тихонов.

МИША, ВОЗВРАЩАЙСЯ!

Переходим к главной теме разговора – почему русские звезды уезжают в НХЛ? Канадец пытает вопросами Головкова, который легко поддерживает беседу на английском.

— Сколько могут заплатить игроку в суперлиге? Два-три миллиона долларов за год?

Президент «Динамо» подтверждает кивком головы.

— Пять-шесть миллионов?

— Может быть, другие клубы потянут – «Ак Барс», «Салават Юлаев». Но я вам так скажу: на хорошего игрока любые деньги найдутся.

А вообще нам нужно многое менять в российском хоккее. Например, вводить системы фарм-клубов, чтобы они выступали в высшей лиге и туда можно было бы отправлять игроков. Стоит ввести систему драфта. У каждого ведь клуба есть хоккейная школа! Хорошие игроки остаются в «Динамо». Очень хорошие уезжают в НХЛ.

— Вам не обидно, что Овечкин бесплатно отправился в «Вашингтон»?

— Да, обидно. Поэтому мы не подписываем договор с НХЛ. Хотим, чтобы североамериканские клубы уважали наши контракты. Все просто. Не берите наших хоккеистов, если они имеют договор. Стали свободными агентами – пожалуйста.

— Почему россияне уезжают в НХЛ? Из-за денег?

— Совсем нет. Сейчас в суперлиге платят очень хорошо. Многие возвращаются – Пережогин, Артюхин… Теперь вот Алексей Яшин. Мы не можем приглашать звезд уровня Кросби. Но за середняков успешно боремся.

Правда, если парень с амбициями, он все равно хочет уехать. Например, Михаил Грабовский, который уже за нас играл. В прошлом сезоне уехал в «Монреаль», его отправили в фарм-клуб. Получал он там очень мало (по информации «Советского спорта», $3 тыс. в месяц. — Прим. ред.). Я ему говорю: «Миша, возвращайся! Зарплата у тебя будет намного больше!» — «Нет, — говорит. — Хочу пробиться в «Монреаль».

Да что там за примерами ходить… Мой сын, ему 17 лет, сейчас играет в «Динамо», в следующем году пойдет на драфт. Спрашиваю у него: «Где будешь карьеру строить? Может, в нашем клубе? Зарплата хорошая, оставайся дома». Нет, тоже мечтает о НХЛ! Конечно, я расстроен… Но что сделать, если людей тянет туда? Вспоминаю локаут. Ягр играл в Омске, Дацюк с Афиногеновым у нас… Сказка! Народ шел на хоккей. Но когда в НХЛ наладились дела, все вернулись в Америку.

СУПЕРЛИГА ПОДНИМАЕТ ЗАРПЛАТУ В… НХЛ

— Суперлига – сырьевой придаток НХЛ?

— Я верю, что ситуация скоро изменится. Может быть, через пару сезонов. Мы выстроим свою систему и сможем сохранять хоккеистов. Наших ребят на этот раз неохотно брали на драфте. Только девять человек. Когда такое было в истории? Но есть и обратная сторона медали: тот же Алексей Черепанов следующий сезон проведет в «Авангарде». А там, если сложится, вообще может остаться в Омске, где ему предложат хорошие деньги.

— Кстати, ваша лига страдает из-за предложений клубов суперлиги, — продолжает Головков. — Знаю, неоднократно были ситуации, когда энхаэловцы приходили к своим генеральным менеджерам и показывали им контракт из России, в котором оставалось только поставить подпись, и где была солидная сумма с шестью нулями. Им тут же повышали зарплату в НХЛ!

— А ля гер ком а ля гер… — Канадец произносит фразу из «Трех мушкетеров»: «На войне как на войне». – Вы знаете, что говорят в Канаде? Россия проиграла две войны. Первую – в Суперсерии-72. Хотя вы можете считать ее моральной победой. И вторую вы проигрываете сейчас, когда все ваши звезды уезжают в НХЛ. Она более тяжелая. Не чувствуете себя на фронте?

— Не сгущайте краски. Я просто думаю о своем клубе. Хочу, чтобы он стал лучше.

МИСТЕР МОЛЧУН

На самом деле это только со стороны разговор показался жестким. Головков проявил себя радушным хозяином, отвечал на вопросы деликатно и вдумчиво. А потом пригласил гостей на шикарный обед, от чего канадцы окончательно растаяли. Но самый главный сюрприз их ждал позже. В тренажерном зале появился… Андрей Марков! Да-да, защитник, на которого молится весь «Монреаль» и который совсем недавно подписал с клубом четырехлетний контракт на $23 млн, став одним из самых дорогих игроков обороны в НХЛ.

Марков старательно крутил педали велотренажера и, показалось, немного обалдел, что даже в Москве его достала дотошная канадская пресса. Андрей давал телеинтервью прямо не сходя с велосипеда. Перед этим я поинтересовался здоровьем игрока. В злополучном полуфинале чемпионата мира с финнами (1:2) Марков после атаки Бергенхейма получил серьезную травму колена.

— Я еще до конца не оправился, — сообщил Андрей. – Видите, работаю не в полную силу.

Судя по крупным каплям пота, сбегающим по лицу Маркова, этого не скажешь. Программу нагрузки он себе поставил на полчаса. Время занятия уже истекло, а защитник все крутил педали и давал интервью.

Марков был не слишком откровенен, но к этому в Монреале давно привыкли. Не зря же к Андрею прицепилось прозвище Мистер Молчун. А журналисту, который влезет в душу к звезде «Канадиенс», готовы поставить бронзовый памятник у «Сентер Белл» — арены, на которой выступает самый титулованный клуб лиги.

В конце беседы я узнал, как Марков провел лето. Он ездил на две недели в Доминиканскую Республику, а остальное время был в Москве.

— Отдыхали на пляже Пунто Кана?

— А бог его знает… Может, и Пунто Кана… — задумался Марков.

— А куда пропал Афиногенов? Знаем, Максим тоже тренируется в Новогорске.

— Приболел он. Да и я не хотел сегодня сюда ехать. Стоял в дикой пробке, опаздывал на занятие. Думал уже сачкануть. Но все-таки проявил силу воли.

— И тут вы на нас нарвались. Не повезло, Андрей. Кстати, когда возвращаетесь в Монреаль?

— Не скажу. Вся моя жизнь – сплошная тайна.

В конце тренировки у Маркова явно появилось лирическое настроение. Решили его больше не тревожить.

КСТАТИ

На прошлой неделе президент «Динамо» Михаил Головков приоткрыл тайну «Советскому спорту», что его команда собирается заключить контракт с англо-канадским форвардом, выбранным в первом раунде драфта.

– Сделка пока задерживается, – сообщил вчера Михаил Головков. – Думаю, она состоится в конце этой – начале следующей недели. Пока же, извините, никаких подробностей...

Новости. Хоккей