История двух билетов. Чем канадский хоккей за 115 долларов 50 центов лучше нашего за 400 рублей?

Наш спецкор, с перерывом в полторы недели посетивший матчи НХЛ и КХЛ в качестве простого зрителя, сравнил потребительские качества хоккейных зрелищ. Этот анализ при всей его возможной некорректности наглядно показывает, к чему нашей лиге надо стремиться,
news

ХОККЕЙ. КХЛ/НХЛ
ЭКСПЕРТИЗА «СОВЕТСКОГО СПОРТА»

Наш спецкор, с перерывом в полторы недели посетивший матчи НХЛ и КХЛ в качестве простого зрителя, сравнил потребительские качества хоккейных зрелищ. Этот анализ при всей его возможной некорректности наглядно показывает, к чему нашей лиге надо стремиться, а к чему, возможно, вовсе и не надо.

ПОКУПКА БИЛЕТОВ

У НИХ

Идея похода на игру «Ванкувер» – «Лос-Анджелес» возникла спонтанно, буквально за день до матча. В тот момент я находился в Уистлере, расположенном в 120 километрах от Ванкувера. Там я освещал этап Кубка мира по биатлону. Времени, чтобы спуститься с гор в город специально для покупки билетов, не было. Да и разумно ли это, когда под рукой компьютер с доступом в Интернет?

Итак, заходим на сайт «Кэнакс», по ссылке оттуда переходим на адрес авторизованного дилера, выбираем не скупясь места по самому центру (когда еще в следующий раз доведется своими глазами НХЛ увидеть?), вводим данные кредитной карты, жмем кнопку «Оплатить»…

Никаких проблем? Как бы не так! Доставка билетов в Уистлер в два раза повышает их стоимость. При этом передать их моему доверенному лицу в Ванкувере – нашему собкору Ивану Зубову – продавцы отказываются. Билеты должен забирать только сам владелец кредитной карты. Вариант откладывания билетов на кассе самого стадиона у них тоже почему-то не предусмотрен. В итоге приходится искать другого билетного агента.

Я нахожу его в Лос-Анджелесе, цены – процентов на 30 выше, но зато более гибок подход к доставке. Пара звонков, подтверждающих личность, отправка по электронной почте отсканированного загранпаспорта и собственноручно подписанного заявления на снятие денег с карты, и все – завтра в день игры билеты будут у Ивана. Он, кстати, уверяет, что покупка билетов за два номинала (включая доставку) за сутки до матча – почти удача.

Готов поверить, учитывая, что на игры «Ванкувера» все билеты продаются без остатка с 2002 года, а люди, желающие стать владельцами сезонных абонементов, ждут в очереди по пять-шесть лет. Однако двухчасовое бдение в Интернете ради того, чтобы отдать 234 доллара, удачей я все равно назвать не готов.

У НАС

Канадская билетная эпопея – верх цивилизации по сравнению с российскими реалиями. Запланировав поход на третий полуфинальный матч «Динамо» – «Ак Барс», я первым делом обратился к интернет-сайту московского клуба. Заказать билеты в режиме онлайн оказалось невозможно. Звонок по указанному в соответствующем разделе телефону прояснил ситуацию: все билеты проданы. Пришлось обращаться к перекупщикам из билетных агентств. Одному из них, в котором мне наконец согласились продать билеты, хотел бы сделать бесплатную рекламу. Вот краткая история моих взаимоотношений с представителями ООО «Билет на досуг».

В пятницу заказал билеты с доставкой на субботу. Полсубботы прождал курьера. Не дождавшись, позвонил. Извинились, сказали, не справляются с наплывом заказов. Перенесли доставку на воскресное утро. В день матча тоже никто не приехал. Позвонил. Сказали, что подвезут билеты к станции метро «Спортивная» за час до игры. Привезли. Но не в центральный сектор по тысяче, как договаривались, а в боковой. Тетушка сказала, что хорошие билеты остались «у моих девочек, которые стоят у касс».

«Девочки» предлагали билеты в центральный сектор С7, но по две тысячи. До начала игры оставалось 20 минут, выхода не было, пришлось брать. При этом на билете (приглядитесь к фото!) матч был назван четвертьфинальным! Для сведения компетентных органов: мобильные телефоны всей цепочки организованной группировки «девочек» имеются в распоряжении редакции.

Оценка (максимум - 5). У них – 3. У нас - 1

ПЕРЕД ИГРОЙ

У НИХ

На хоккей пошли компанией. Чтобы спуститься с гор с комфортом, арендовали машину. Припарковаться, естественно, хотели как можно ближе к «Джи. Эм. Плэйс» – домашней площадке «Кэнакс», вмещающей 18 630 хоккейных болельщиков. Поскольку 17 тысяч из них являются владельцами сезонных абонементов, весь подземный паркинг отдан под их нужды. Нам же как одноразовым посетителям охрана предложила искать парковку «где-нибудь в округе». Поскольку мы катастрофически опаздывали (до начала игры оставалось 10 минут), было принято решение посчитать округой прилегающую к Ледовому дворцу парковку для служебных машин. Типично по-русски наплевав на запрещающие знаки, мы бросили автомобиль в двух шагах от входа на трибуны.

В результате мы без проблем успели сесть на свои места, чтобы тут же снова встать – исполнялись гимны. Слушать стоя два музыкальных номера подряд, да к тому же исполняемых а капелла не самыми лучшими в мире тенорами, утомительно. Но людям, видно, нравится, раз последние фразы певцов тонут в овациях.

Вообще разогревать зрителя перед игрой здесь начинают минут за 20 до стартового вбрасывания. Никаких сногсшибательных ноу-хау не обнаружено: объявление составов, рассказ диктора о рекордах, которые могут состояться в этой игре.

Любопытно, что на раскатку вместе со стартовой пятеркой хозяев выходит шестилетний мальчик в желтой форме. Это – результат одной из многочисленных маркетинговых акций с участием болельщиков, которые то и дело устраивает менеджмент «Кэнакс». Так, ребенок может выиграть в лотерею на сайте и выйти на лед со своими кумирами, а владелец сезонного абонемента на каждой игре может оказаться «фанатом дня», получив за это свитер с автографом любого игрока плюс бесплатный ужин на двоих.

У НАС

С парковкой проблем не было – бесплатно бросил машину на одной из улочек, прилегающих к «Спортивной». Два милицейских досмотра прошли без претензий с моей стороны. Одна беда: пока плёлся от «Спортивной» да общался с барыгами, замерз сильно. Решил отогреться чаем в буфете Малой спортивной арены (30 рублей за 150-граммовый пластмассовый стаканчик). Дабы не пропустить предматчевое шоу, отправился с напитком на трибуну. Охранник был непреклонен: с чаем – нельзя. А с колой, видимо, можно – если помните, именно бутылки с ней полетели на лед по окончании матча. А я еще фыркал на дикторов «Джи. Эм. Плэйс», навязчиво предупреждавших о том, что «пить нужно ответственно». Однако само питие-то – и не только чай! – на канадской арене разрешали. Пришлось бросить дорогостоящий чай недопитым.

Предстартовые минуты сопровождались выходом на лед бело-голубого талисмана Волка и малолетних фигуристов с незамысловатым танцем. Потом певица запела Гимн России. Стало ясно, что со звуком у нас – ну полная беда. То ли аппаратура на Малой подкачала, то ли акустика совсем дрянная…

Выход команд на лед – из темени, под софитами – похож на энхаэловский стандарт. Вот только за океаном почему-то не стесняются называть состав соперников, хотя бы его стартовую пятерку.

Оценка. У них – 3. У нас – 2.

ИГРА

У НИХ

117-й сектор, 13-й ряд, 103-е место – самый центр, номинальной ценой в 115 американских долларов (4025 рублей по официальному курсу на день покупки). Площадка – как на ладони. Наблюдая потом за еще одним матчем «Кэнакс» с журналисткой галерки под куполом арены, должен признать, что хоккей в «Джи. Эм. Плэйс» удобно смотреть абсолютно из любой точки. Думается, такой эффект не в последнюю очередь достигается маленькими размерами коробки. Даешь усеченные арены в КХЛ!

Сразу бросается в глаза, что ледовые эмблемы спонсоров в НХЛ столь же блеклые, как и у нас. Да и борта такие же – испещренные следами от шайбовых бомбежек. Однако на телевизионной картинке этих изъянов не заметно. Там все выглядит идеально, в чем мы можем убедиться тут же, не вставая с места. Дело в том, что под потолком в центре зала висит огромный ТВ-куб, на четырех сторонах которого идет полноценная трансляция матча – со всевозможными повторами, обильной статистикой. Таким образом достигается потрясающий для болельщика эффект: он не только ощущает себя участником ТВ-шоу, но и может в режиме онлайн видеть это шоу на экране.

Особенно впечатлили меня, конечно, выходы на авансцену арбитра. Когда он подъезжает к судейскому столику и на весь зал в микрофон объявляет что-то типа «номер 24, две минуты за игру высоко поднятой клюшкой!», накатывает ощущение, будто ты сам находишься на льду. Пустячок, а приятно.

Правда, надо заметить, что мое приподнятое настроение не слишком-то поддерживали местные болельщики. На спортивные события они реагируют как-то слишком театрально: охами-вздохами.

У НАС

Центральный сектор С7, 109-е место на одном из последних рядов – 22-м. Номинал сидения под крышей – 400 рублей. Но – о, ужас! – спекулянты и тут умудрились меня надуть. Продали мне место, с которого просматривается лишь треть площадки. Две других закрыты выступом строительной конструкции. Такую проблему, конечно, и маленькими площадками не решишь. Решить ее можно только поиском другого места, которое я вскоре и обрел на том же ряду, но чуть ближе к центру площадки.

Видно было отлично – врать не стану. Но – только саму площадку. Вместо табло я наблюдал подвешенные к потолку свитера Шталенкова и Мышкина. Вместо девушек из группы поддержки (может, и правильно, что им не нашлось места в Ванкувере?) – Петухова и Жибуртовича. Даже если б на Малой по примеру НХЛ подвесили ТВ-куб, то и его бы мне заменила память о прославленных динамовских ветеранах – прямо передо мной красовались «одежды» Билялетдинова, Поставина и Волкова.

Зато порадовал настрой болельщиков. От их слаженных кричалок и песнопений захватывало дух. При этом с ребенком, конечно, я бы на хоккей идти не отважился. Хотя многие, видел, ходят. Наверное, у них заранее заготовлен ответ на вопрос, почему с первых же минут игры у арбитра появляется новое имя на букву «п».

Оценка. У них – 5. У нас – 3.

ПЕРЕРЫВЫ

У НИХ

Кроме двух 17-минутных перерывов между периодами, в НХЛ есть еще 90-секундные ТВ-паузы в каждом из отрезков игры. В них вкрапляются представления болельщиков дня, анонсы благотворительных акций спонсоров.

В большие перерывы надувную касатку (талисман клуба. – Прим. ред.) запускают дирижаблем летать по дворцу, а человек, одетый в костюм морского зверя, разыгрывает на льду нехитрые конкурсы среди болельщиков. Их проведение занимает около двух минут, поэтому можно сказать, что большую часть перерыва болельщики предоставлены сами себе. Точнее – на их разграбление предоставлены многочисленные фастфуды. Тем удивительнее, что они, несмотря на свою реальную многочисленность, собирают вокруг себя «мавзолейные» очереди. Пройти до конца хотя бы одну из них за время перерыва не представляется возможным. Посему неудивительно, что в первые пять минут каждого периода зал полупустой. Чуть меньше времени теряешь на попытке попасть в туалеты, хоть их здесь и несметное количество.

Вздохнуть более-менее свободно можно в клубных магазинах. От разнообразия товаров в клубном шопе, конечно, кругом идет голова. Здесь есть все: от брендированных слюнявчиков для самых маленьких болельщиков до игры «Менеджер НХЛ» для самых старших.

Интересная штука – фанатские аукционы. По всему периметру фойе выставлены различного рода раритеты, так или иначе связанные с историей «Ванкувера». Желающие прибрести их могут сделать это на конкурентной основе, записав на листе бумаги свои координаты и сумму, с которой готовы расстаться. Кто даст больше, тот и забирает вещь после игры.

У НАС

У нас тоже существуют рекламные паузы в игре. Их, правда, заполнить чем-либо так и не догадались. Как и остальные антракты. Единственные развлечения, приготовленные для зрителя, оставшегося в перерыве на трибуне, – полеты дирижабля да пируэты заливочной машины.

В чем мы реально можем соперничать с НХЛ, так это по очередям в туалеты. Толпы за питанием у нас зато куда меньше канадских. Правда, и ассортимент продуктов скуднее. Об атрибутике же и говорить нечего. О чем вообще вести речь, если под продажи шарфов-маек-кепок на Малой спортивной арене приспособили… обыкновенный гардероб!

Главной фишкой подтрибунной жизни однозначно объявляю художника, который за небольшую плату рисует портреты болельщиков в динамовских цветах. До этого в НХЛ еще не додумались.

Оценка. У них – 4. У нас - 2

ПОСЛЕ ИГРЫ

У НИХ

Когда исход игры ясен заблаговременно, зрители минуты за три до конца матча начинают тянуться к выходу, чтобы не тратить много времени на стояние в пробках при выезде с подземной парковки. В любом случае за 10 минут все 18 тысяч спокойно – без давки и спешки – покидают арену. Мы так вообще благодаря наглой парковке через 10 минут уже ехали обратно в Уистлер.

Для чистоты эксперимента на следующий раз я отправился со стадиона в метро. Там, конечно, была небольшая давочка, но быстро рассосалась. Что сделали для этого канадцы: заменили турникеты живыми людьми для увеличения пропускной способности, а также поставили в дополнение к автоматам нескольких сотрудников для продажи билетов с рук. Таким образом проблема столпотворения на входе в метро была решена за 15 минут.

У НАС

От трибун до места парковки дошел быстро. Без эксцессов. Для очистки совести попробовал зайти и в метро. Там тоже все тихо. Сомневаюсь, что в этом есть какая-то заслуга специальных служб, но факт остается фактом.

Оценка. У них – 5. У нас – 5.

РЕЗЮМЕ

У НИХ

У НАС

Средняя оценка

4,0

2,6

Дано: десятикратная разница в цене и разница в оценке в полтора раза. По соотношению цена/качество меня, верно, должна больше привлекать наша лига. Увы... А вот в Ванкувере я бы, несмотря на дороговизну, пару раз в сезон на матч выбирался бы. Причем не столько как на спортивное мероприятие, сколько на значимое явление городской общественной жизни. Как на известный спектакль или нашумевшую кинопремьеру.

И еще. Затеяв этот эксперимент, я в глубине души надеялся, что сервис-то, понятно, у нас будет хуже, чем у них, но качеством хоккея мы их задавим. Однако между скучноватой игрой угрюмого «Ванкувера» с тупым «Лос-Анджелесом» и матчем «Динамо» – «Ак Барс» (0:1) я, по зрелищности и мастеровитости, могу поставить знак равенства. Однако не забудем, что у нас на площадке были команды, входящие в четверку лучших, а за океаном – клубы, занимающие в лиге 11-е и 25-е места.

Новости. Хоккей