Чемпион мира-2009 Алексей Терещенко: Звоню жене после полуфинала – ты там не родила?!

На двух последних первенствах планеты сборная России билась в финале с канадцами и дважды их побеждала. За наших парней, сражающихся в Квебеке и Берне, болела вся страна. Но вот самый главный турнир года позади. Лед на площадках растоплен, клюшки до конц
news

ХОККЕЙ. ЧМ-2009
ПРЕМЬЕРА РУБРИКИ: В ГОСТЯХ У ЧЕМПИОНА

На двух последних первенствах планеты сборная России билась в финале с канадцами и дважды их побеждала. За наших парней, сражающихся в Квебеке и Берне, болела вся страна. Но вот самый главный турнир года позади. Лед на площадках растоплен, клюшки до конца июля отправлены в чулан, игроки, наконец, вернулись домой. А наши корреспонденты отправились в гости к чемпионам мира, чтобы познакомиться с ними поближе…

Первым на наше предложение заехать в гости откликнулся двукратный чемпион мира Алексей Терещенко:

– Записывайте адрес, жду вас завтра – мы с женой будем дома.

Честно говоря, мы и не сомневались, что Алексей от откровенного разговора не откажется. Знакомы с ним давно. Случалось не только приятно беседовать, но и спорить. Год назад, после того как наши эксперты выставили российским сборникам оценки за выступление на чемпионате мира, Терещенко сам позвонил в редакцию и… не согласился с расстановкой приоритетов.

– Звезды есть в любой команде, — сказал тогда нападающий. – Они на виду, и их высоких оценок никто не оспаривает. Но почему у игроков, которые ловят на себя шайбу, пластаются на льду в меньшинстве, баллы всегда ниже? Несправедливо!

…После долгого спора аналитики «Советского спорта» согласились с аргументами Алексея. И в этом диалоге проявились главные качества его характера – неравнодушие к своему делу, тяга к справедливости и умение отстоять свою точку зрения.

СОСЕДИ – ЕРЕМЕНКО И ЩАДИЛОВ

Разговор этот вспомнился, когда наш автомобиль рвался из Москвы по Минскому шоссе. Один из лучших российских центрфорвардов живет в 14 км от МКАД в собственном двухэтажном доме. Ну, пожалуй, еще не живет, а только обживает. Алексей и его жена Вика обзавелись своим жильем только два года назад и сейчас едва закончили ремонт.

– Дом жена выбирала. Я лишь одобрил, когда вернулся со сборов,– рассказывает Терещенко, когда мы располагаемся в его гостиной. – Сначала думали купить квартиру. Но цены в Москве такие, что дом оказался выгоднее. Да я и рад. Тут вышел – сам себе хозяин. От города близко. Сосед – Игорь Щадилов (защитник «Салавата Юлаева». – Прим. ред.). Еще метрах в двухстах Сашка Еременко (товарищ Терещенко по «Салавату Юлаеву» и сборной России. – Прим. ред.) строится. Здесь все родное. И до родителей рукой подать.

Значит, коренных динамовцев все же тянет домой… Кстати, как дела у Игоря? В начале сезона он получил тяжелую травму. Сильно повредил глаз…

Слава богу, все в порядке – зрение у Игоря восстанавливается. Вот на днях с ним воду проводили – у нас скважина общая, на два участка.

– Уют в доме должна создавать жена, – продолжает разговор Терещенко. – Поэтому ремонтом занималась только она. Правда, из-за этого пришлось пойти на жертвы: почти весь последний год мы жили раздельно. Вика здесь, а я в Уфе. Она и новоселье здесь в феврале одна справляла. Но когда случался выходной, я сразу мчался в аэропорт. Хоть на денек, но прилетал. А когда мы вылетели из плей-офф в первом раунде, уступив «Авангарду», даже горько пошутил – наверно, это потому, что тебя рядом не было.

И тут же отправились в сборную – готовиться к чемпионату мира!

Действительно, дома прожил в общей сложности пока только недели три. Но свою лепту внес – придумал, где сделать стенд с наградами, тренажерный зал… И еще одна интересная комната есть. А пойдемте, покажу!

«ПАПА МЕНЯ «РАСКОЛОЛ»

По дороге притормаживаем в прихожей – возле стенного шкафа с хоккейными наградами. Золотых медалей набралось уже прилично – тут и два последних чемпионата мира, и победы – в составе «Салавата», «Ак Барса», «Динамо»…

– А вот моя самая первая медаль, – бережно достает золотой кругляш Алексей. – В 1992 году – мне тогда 12 лет было – ее завоевали на турнире в Стокгольме.

Когда мы доходим до заветной двери, Терещенко расплывается в улыбке: «Здесь – моя гордость!». Причина понятна с первого взгляда: вдоль стен выстроились стенды с хоккейными свитерами трех клубов и сборной России.

– Вообще тут будет домашний кинозал, – объясняет Алексей. — Но это неважно. Главное — на стенах повешу вот эти свитера с автографами команды. Тут одежка со всех сезонов, когда я что-то выигрывал, – и Россия, и мир, и серебро «молодежки»… Вот только... Свитер из Квебека хотел в самом центре поместить, а теперь еще и бернский прибавился…

Так ведь и он наверняка не последний – на очереди Олимпиада в Ванкувере, чемпионат мира в Германии…

Не возражаю, — Алексей неожиданно становится абсолютно серьезным. – Я горжусь тем, что носил эти свитера. По-хорошему горжусь – я был членом этой команды — чемпиона мира.

Родные тоже вами гордятся?

Безукоризненно я выступаю только в маминых глазах. Жена может и попрекнуть: «Что-то ты сегодня неважно…». Но главный мой критик – папа. С ним во время чемпионатов мира созванивался после каждой игры. И начинался разбор полетов – покритикует, подскажет… Вот сейчас в Берне, после игры со швейцарцами, он сразу на меня насел: «Плохо двигаешься!». Я и так, и этак: «Вроде нормально…». Он допытывает: «Да что я – не вижу?!». Пришлось расколоться – небольшая травма.

На днях тренеры сборной России Вячеслав Быков и Игорь Захаркин в редакции «Советского спорта» и в беседе с нашими корреспондентами высказали мысль, что сейчас игроки тренерам верят. Верят в то, что эта сборная будет побеждать. Готовы подтвердить их слова?

Быков и Захаркин создали команду, где… все вместе – и тренеры, и игроки, и обслуживающий персонал. Они говорят: мы играем за страну, за болельщиков, за себя. И мы действительно им верим. Скажу больше, я уверен, что даже те ребята, кто не попал на чемпионат мира, не обижаются. Ведь на сборах они готовились к турниру вместе с нами. Значит, готовили нас. И в нашей победе есть доля их труда.

Быков и Захаркин продолжат клубную карьеру в Уфе. У вас контракт с «Салаватом» наоборот закончился…

Есть несколько предложений от сильнейших клубов КХЛ. Решение приму на днях.

«ВИКА МЕНЯ ПОЛГОДА ДИНАМИЛА…

…От воспоминаний о чемпионате мира Алексея отвлекает жена Виктория. Вот уж кому точно нельзя тревожиться! В самом скором времени семья Терещенко увеличится еще на одного человечка. Алексей нежно поглаживает жену по животу – ждать уже недолго.

— Девочка родится, — раскрывает секрет Вика.

Имя еще не придумали?

Обсуждаем…

Признаемся, нас мучает вопрос: в семьях хоккеистов специально подгадывают, чтобы роды пришлись на лето – отпуск игроков?

Многие пытаются подгадать, — признает Вика. – Но у нас все вышло случайно. Хотя я ужасно рада, что Леша будет рядом. Не представляю, как из роддома выходить без папы. Я мужу так и заявила: если тебя не будет дома – не выпишусь! Буду тебя в роддоме ждать.

Алексей может лично присутствовать при родах...

Если Вика захочет, я готов, — отвечает Терещенко. – Хотя не хотел бы видеть, как мой любимый человек мучается от боли… Для меня ее слезы – как ножом по сердцу.

— Милый, не волнуйся, твое присутствие совсем не обязательно, — успокаивает мужа Вика. – Главное, чтоб ты был недалеко. За три недели чемпионата мира я измучилась. Еще матчи такие нервные. После Белоруссии и США Леша телефонный разговор начинал с одного вопроса: «Ты там не родила после таких игр?». А я действительно переживала жутко…

Как вы вообще познакомились?

— Первым увидел Вику я, — берет слово Алексей. – В ноябре 2002-го, случайно, в электричке…

— Интересно, что вы там делали? С каких пор игроки нашего элитного дивизиона добираются до дома на пригородных поездах?

Да я и сейчас часто езжу на метро – чтобы сэкономить время. И тогда тоже добирался до Переделкина, где жил с родителями, поездом. Так вот, спешу домой – на урок английского. Иду по вагону – вижу девушку красивую. Вика ехала с мамой, и сразу подойти к ней я постеснялся. Следующая станция – моя. Смотрю, она тоже выходит. Ага, уже интересно. Сажусь вместе с ней в автобус…

— Об уроке, конечно, уже забыли.

— А вот и нет! Проследил ее до дома, посмотрел, в какой подъезд вошла, и — рванул домой английским заниматься. Уважение к знаниям мне еще первый тренер привил – мы на тренировки всегда с дневниками ходили…

—И что же, Вику у подъезда вечерами караулили?

Зачем? Позвонил одному другу, не буду уточнять, где он работает: «Мне нужны все номера телефонов, фамилии, имена и возраст людей, проживающих в таком-то доме, в таком-то подъезде».

Задачка... Сколько этажей в доме было?

17 этажей и 68 квартир. Но методом исключения – по возрасту и полу – список сократился до 11 телефонных номеров. Посоветовался с родственниками – с кого обзвон начинать? Муж сестры и посоветовал – выбирай Викторию, не ошибешься. Имя для спорта очень подходящее. Я послушался. И сразу попал на Вику.

— Позвонил, поздоровался и говорит: можно я задам вам несколько вопросов, — продолжает рассказ жена Алексея. – Я растерялась: социальный опрос, что ли? Ну, спрашивайте, говорю. Начинаются вопросы: вы часто ездите в электричках? А с мамой ехали в такой-то день? Да, отвечаю… Голос такой вежливый, трубку бросить неудобно. Так и познакомились.

Алексей сразу назначил вам встречу?

Да она полгода меня динамила! – «перехватывает шайбу» Терещенко. – Встретились мы только 3 апреля. Да и то получилось, что я ей сюрприз преподнес…

— Но почему ждать пришлось так долго?

Опасалась я, — улыбается Вика. – На меня все знакомые знаете, как обрушились? Чего только не выслушала…

— Что у всех хоккеистов вместо головы шайба, — со скептической улыбкой вставляет Алексей.

— Да, и это тоже, — продолжает Вика. – Но я, между прочим, за тебя заступалась. Хотя и общалась только по телефону. А вот ты до сих пор не веришь, что одно свидание пришлось отменить из-за температуры. Динамщицей меня обзываешь! А у меня ангина была.

Вспомните свою первую встречу.

Я знал, что Вика учится в институте и работает экономистом в одном из отделений Центрального банка, — вновь берет слово Алексей. — Приехал к ней на работу и засел в засаде. Часа два ждал. Смотрю, выходит…

— А я с работы выбегаю, в институт тороплюсь,— продолжает Вика. — Краем глаза вижу – незнакомый «Мерседес» на стоянке. А сама лечу к метро… И вдруг: «Здравствуйте, я – Алексей». Даже не знала, что ответить – первый раз тогда Лешу увидела. Он подвез меня до института, дождался конца лекции и еще домой отвез. Мне еще девчонки завидовали: «Какой у тебя поклонник… Дверь открыл, в машину посадил».

— Что-то я такого не помню, — хмурится Алексей. – Сказки рассказываешь…

— Было! Один раз, но было, — настаивает Вика. – Ухаживал ты красиво. Добивался меня! И я это, между прочим, очень ценю.

…ЗАТО ПОТОМ ПРИНЕСЛА УДАЧУ!»

Когда вы поняли, что это уже не просто знакомство?

Алексей обнимает жену и задумывается:

— Нашу жизнь перевернула Казань…

— Действительно, пока Леша играл за «Динамо» и мы жили рядом, то относились к нашим отношениям слишком легко, — признается Вика. – А вот когда он подписал контракт с «Ак Барсом» и уехал… Разлука быстро все расставила по местам. Мы виделись раз в месяц, и это было невыносимо. Я продержалась до Нового года. А потом переехала жить к Леше. Тогда мы, наверное, и стали семьей. А официально расписались два года спустя – в 2007-м…

Зная характер Алексея, мы почти уверены, что ваши родители против брака не возражали.

Да они его любят больше, чем меня! – в шутку возмущается Вика. – Я с мамой уже ругаюсь: у тебя дочка или сын? Почему ты все время на его стороне? А папа вообще в восторге. Еще когда я только встречалась с Лешей, начал за «Динамо» болеть.

Алексей, в одном из наших прошлых разговоров вы признались, что встреча с Викторией принесла вам удачу.

Точнее, моя карьера пошла в гору, когда Вика начала ходить на хоккей – в 2005 году. После этого я уже трижды становился чемпионом России и дважды – чемпионом мира.

— А сначала ты мне запрещал на матчи ходить, — вставляет Вика. – Но я тоже решила сделать ему сюрприз и отправилась на игру с его мамой. Помню даже, что тогда вы выиграли в плей-офф у «Нефтехимика» (в четвертьфинале ЧР-2005. – Прим. ред.).

«МЕНЯ ИНТЕРЕСУЕТ… МОНТЕ-КРИСТО»

Давайте вернемся в наши дни. Хоккейный сезон уже закончен. Чем будете заниматься до рождения дочки? Знаем одно из увлечений Алексея – катер.

Вика не любит его, — в голосе Терещенко звучит искренняя обида. – Я ей говорю: поехали кататься. А она мне: у меня от него волосы дыбом.

— Он просто очень быстро гоняет, — оправдывается Вика. – Даже с берега смотреть на это страшно. И волосы после твоих виражей я действительно расчесать не могу. Я люблю ездить спокойно, смотреть по сторонам…

— Еще летом у меня футбол, — продолжает перебирать хобби Алексей. – Первенство Можайского района. И никаких скидок, что я чемпион мира, там нет. Играю опорного полузащитника и уже дважды чемпионом становился. Азарт, удовольствие – и заодно хорошая подготовка к сезону.

Что-то у вас все интересы на спорт съезжают…

Нет, мы вот в театр начали ходить, — вступается за мужа Вика.

— Да, были на мюзикле «Граф Монте-Кристо», — подтверждает Алексей. – Очень понравилось. Правда, Вике пришлось мне сюжет вкратце пересказать, а то не сразу понял, что к чему. В отпуске обязательно прочту этот роман.

— У нас в библиотеке он есть. Можешь уже сегодня приступать, — подначивает Алексея жена.

Времени на оба тома хватит – отпуск же вам продлили до…

— 30 июля, — подхватывает фразу Вика. – И здорово – нечего по три месяца к сезону готовиться. Мне и дочке муж дома тоже нужен.

P.S.

Мы же надеемся, что в сборную России Вика будет отпускать Алексея всегда. Ведь именно он вышел на финале на решающее заключительное вбрасывание в нашей зоне. Помните? До конца золотого матча семь секунд, счет 2:1, канадцы девятым валом прут на наши ворота…

— Я понимал – какая на мне ответственность, — вспоминает тот момент Терещенко. – На площадку тогда вышли два центрфорварда – я и Горовиков. Умнейшее решение тренеров – если судьи меня вдруг отстранят, на вбрасывание встанет Костя. Канадцы выпустили против меня Спеццу. А я ведь ему в первом периоде вбрасывание проиграл, и нам забили гол. После этого внимательно присматривался к действиям канадцев. И тогда, за семь секунд до конца, был уже полностью уверен, что шайбу им не отдам. Задача была – не проиграть вбрасывание вчистую. Но мне удалось убрать шайбу под себя, прикрыть ее корпусом… Я на всякий случай даже коньком на нее наступил! А потом просто отшвырнул ногой в угол…

— Когда я увидела, что Леша на вбрасывание едет – глаза закрыла, — признается Вика. – Кричу: «Дайте мне кроссворды – не могу смотреть на это больше!». А когда их открыла — Леша уже обыграл канадца…