Двукратный обладатель Кубка Стэнли Сергей Зубов: Спасибо Быкову, что поверил в меня

39-летний защитник Сергей Зубов, подписавший контракт с питерским СКА, дал на днях интервью корреспонденту «Советского спорта», в котором объяснил, почему решил продолжить карьеру в России и оценил свои шансы поехать на Олимпиаду-2010 в Ванкувер.
news

ХОККЕЙ
СМОТРИТЕ, КТО ПРИШЕЛ!

39-летний защитник Сергей Зубов, подписавший контракт с питерским СКА, дал на днях интервью корреспонденту «Советского спорта», в котором объяснил, почему решил продолжить карьеру в России и оценил свои шансы поехать на Олимпиаду-2010 в Ванкувер.

«ДЕНЬГИ – НЕ ГЛАВНОЕ»

В прошлый раз мы общались с Сергеем Зубовым меньше месяца назад. Тогда защитник удивил уже тем, что решил продолжить карьеру. Беды Зубова начались еще в январе 2008 года, когда его пригласили на матч «Всех звезд» НХЛ. Но Сергей в Атланту так и не приехал.

– Вспоминать неприятно… – рассказывал мне Зубов. – Кто-то из соперников нанес бросок по воротам. Я под него подставился, шайба попала в ногу. Сломалась одна из косточек. Врачи команды сначала не разобрались, что это перелом. Продолжал играть через боль, на уколах. И этим только усложнил ситуацию.

Потом началась цепная реакция: если что-то одно в организме не работает, то возникают другие травмы. Начал сильно болеть пах, и пошло-поехало… Едва одно залечивал, как снова появлялись проблемы со здоровьем. В разгар сезона пришлось лететь из Америки в Германию – в специальную клинику. В общем, я перенес три операции за два месяца…

В прошлом сезоне Зубов провел только 10 матчей, в которых набрал 4 (0+4) очка. Ничтожные цифры для одного из лучших защитников лиги, заработавшего 882 (175+707) очка в 1221 матче НХЛ с учетом плей-офф.

Сам Сергей признавался, что в то тяжелое время у него наступил «серьезный моральный сбой». Очень трудно было заставить себя тренироваться через боль. Только большим усилием воли Зубов смог остаться в хоккее.

Теперь же, в июле, Сергей рассказывал, что он обязательно продолжит карьеру. Главное для него – даже не деньги (Зубов получал $5,35 млн. в год в «Далласе». – Прим. ред.), а команда, которая станет бороться за первое место. «Без разницы, будет ли это Кубок Стэнли или Кубок Гагарина», – сказал Сергей, и эта фраза особенно понравилась болельщикам, если судить по отзывам в Интернете.

Но я даже представить не мог, что Зубов окажется в России. Во-первых, Сергей вместе с семьей – уже американцы до мозга костей. Во-вторых, некоторые управляющие клубов КХЛ, с которыми я общался, прямо признавались – «вариант с Зубовым не рассматриваем из-за его серьезных травм. Велик риск, что мы выкинем деньги на ветер и получим дыру в составе».

«УБЕДИЛ СЕМЬЮ, ЧТО НУЖНО ЕХАТЬ В РОССИЮ»

Так что лично для меня новость о том, что ветеран Зубов подписал двухлетний контракт с питерским СКА, стала большой неожиданностью. Я позвонил Сергею в Нью-Йорк, где он обычно проводит лето.

– Решил играть в КХЛ по нескольким причинам, – объяснил Зубов. – Во-первых, моя карьера на закате. Может, это прозвучит пафосно, но я чувствую себя должником перед Россией. Я обязан хотя бы ненадолго приехать на родину и сыграть для наших болельщиков.

Во-вторых, в КХЛ больше площадка, меньше матчей и физической борьбы. Эти моменты именно в моей ситуации очень весомы. Понятно, что хоккей – силовой вид спорта. Я считаю, что в России у меня меньше шансов получить рецидив травмы.

– Вас звали продолжить карьеру в НХЛ.

– Не буду кривить душой, на меня претендовали «Колумбус», «Сент-Луис», «Рейнджерс», «Тампа-Бей» и «Лос-Анджелес». По деньгам я получил бы такой же контракт, как в России. Правда, нужно еще учесть существенную разницу в налогах.

Да, можно было бы остаться в Штатах. Представьте, мы всей семьей срываемся с насиженного места. Это тяжело, особенно для детей. Они ведь у меня – американцы. Для них это громадная перемена.

Мне пришлось приложить много усилий, чтобы убедить домашних в том, что все-таки нужно ехать в Россию.

– Они не соглашались?

– А вы как думали? Если жить 17 лет в Америке – наверное, привыкнешь к стране…

– Но у вас же осталась связь с Россией.

– Разумеется, мы приезжаем в Москву к родственникам. Наши дети навещают своих дедушек-бабушек, есть братья-сестры… Но у моих детей родина уже в Штатах. А мы сейчас будем это ломать. Думаете, так просто?

«КОНТРАКТ НАШЕЛ КАМЕНСКИЙ»

– Кто сыграл решающую роль в переговорах со СКА?

– Не знаю, кто принимал решение в Санкт-Петербурге. Расскажу, что было в Нью-Йорке. Я близко дружу с Валерой Каменским, мы живем неподалеку друг от друга. Зашел разговор, где я могу продолжить карьеру. И Каменский предложил вариант со СКА. Сначала я не придал этому значения…

– Интересно, что Каменский не работает в системе СКА.

– Уж не знаю, как все потом закрутилось, – смеется Зубов. – Но Валерка проявил себя как классный агент.

– А почему не придали значения?

– Еще раз, потому что семья не была готова к переезду в Россию. Мне-то легче всего – садись на сборы, колеси по стране, матчи-тренировки. Привычная рутина. А каково жене? А детям, которым нужно искать англо-американскую школу в Питере?

У меня их двое – 15-летний Павел и 10-летняя Настя. Они разговаривают по-русски, без проблем все понимают. Нужно же как-то общаться с дедушкой и бабушкой? Но вот грамматика хромает, поэтому обычная русская школа отпадает. Впрочем, сейчас можно найти все что угодно, если включить голову. Поэтому со школой разберемся. На семейном совете мы высказывали мнения. Взвесили все плюсы и минусы. И пришли к общему согласию – раз надо, то надо. Работа зовет.

Раньше ни жена Ира, ни Павлик с Настей в Санкт-Петербурге не бывали. Я сам последний раз гулял по Питеру лет двадцать назад, когда он еще назывался Ленинградом.

– Вы общались с главным тренером СКА Барри Смитом? Думаю, он вам рассказал, что Санкт-Петербург – отличный для жизни город.

– Мы постоянно на связи с Барри. Но о Питере как таковом разговора не было. Я больше интересовался командой. Сразу полез в Интернет, чтобы изучить статистику СКА. Клуб-то сильный, неплохо провел регулярку. Да, в плей-офф провалились, но с кем не бывает?

– Кого знаете из игроков СКА? Например, с Алексеем Яшиным много пересекались в НХЛ.

– Еще Дарюс Каспарайтис, Брыла (Сергей Брылин). Одно время к нам в «Даллас» приезжал Серега Гусев. Андрюха ЗюзинАлик Лещев, с которым я еще в ЦСКА играл!

– Да, в СКА вы будете чувствовать себя как дома.

– Но главное, как я говорил вам месяц назад, важно было попасть в сильный клуб.

«Я ПОКА АРМЕЕЦ НА 90 ПРОЦЕНТОВ»

– Сыграло роль, что глава СКА – президент КХЛ Александр Медведев?

– Я раньше знал, что есть Александр Иванович Медведев, который возглавляет «Газпромэкспорт». Один из самых влиятельных людей России. Не особо люблю лезть в политику. Но важно, что Медведев очень любит хоккей. Всегда приятно иметь дело с профессионалами.

К примеру, владельцем «Далласа» был Том Хикс. Тоже очень спортивный человек. И хоккейной командой владеет, и бейсбольной «Техас Рейнджерс», и футбольным «Ливерпулем». Хикс, как и Медведев, знает спорт как свои пять пальцев.

– Вы подписали контракт со СКА на два года?

– Я пока вообще ничего не подписал.

– Интересно…

– Я должен прилететь 12 августа в Санкт-Петербург и вот тогда подпишу его физически – ручкой по бумаге. Собственно, мы с агентом согласились на все условия. Я подтвердил электронное соглашение с командой – вот прилечу в Россию и заключим контракт.

– Но формально вас пока нельзя называть игроком армейцев?

– Скажем так, я пока защитник СКА на 90 процентов, – смеется Зубов.

– Было важно подписать именно двухлетний контракт?

– Посмотрим, как пойдет игра. Хорошо бы растянуть карьеру на два года.

– Команда поможет с жильем?

– Да, обещали помощь в выборе квартиры и школы. Очень благодарен за то, что бытовые проблемы передо мной стоять не будут.

– Вы сейчас тренируетесь?

– Да, занимаюсь сам по себе в Нью-Йорке. Я вообще всю жизнь работаю летом по индивидуальной программе.

– С Алексеем Ковалевым, вашим партнером по чемпионскому «Рейнджерс»-1994, не пересекаетесь? Он вроде бы тоже в Нью-Йорке.

– С Лехой – нет. А вот с Серегой Немчиновым, который в том «Рейнджерс» играл, виделись в середине лета.

«ЛЕД ПОКАЖЕТ, КТО ИЗ НАС ПРАВ»

– Интересно судьба складывается, да? Теперь вы будете играть против Немчинова, который уже главный тренер ЦСКА.

– Время летит так, что ахнуть не успеваешь…

– С Ковалевым вы можете встретиться на олимпийском сборе, который пройдет в конце августа на Ходынке.

– Да, верно. С неделю назад меня пригласили в этот лагерь – я читал список в Интернете.

– А лично вы когда общались с главным тренером сборной Вячеславом Быковым?

– Последний раз – в 2008 году, когда его команда выиграла чемпионат мира в Квебеке. Я его поздравил, хотя разговор получился быстрым. Очень благодарен Славе за то, что он пригласил меня на сбор. Обязательно приеду. Какие могут быть сомнения? Я всегда готов защищать честь своей страны.

– Опять же как складывается судьба… Еще два месяца назад не было ясности, вернетесь ли вы вообще в хоккей. А тут возникает шанс попасть на Олимпиаду в Ванкувер.

– Травмы они были, есть и будут. Другое дело, как с ними бороться. В моем возрасте важно понять, как с этими травмами общаться. Потому что полностью избавиться от них нельзя.

Надеюсь, что именно сейчас я подхожу к своей лучшей форме. И буду хорошо готов к началу нового сезона КХЛ. Ванкувер же для меня где-то далеко впереди. До него еще очень много времени…

– Где же много? Около полугода.

– По моим меркам Ванкувер где-то далеко за горами, – смеется Сергей.

– А вы сами чувствуете в себе силы там сыграть? Генеральные менеджеры КХЛ прямо говорят, что Зубов – это большой риск, он может сломаться в любой момент.

– Я так понимаю, мы живем в свободном мире. Каждый имеет право высказывать свое мнение. И каждый имеет право это мнение оспаривать. Так вот, я буду делать это не на словах, а в работе. Лед покажет, кто из нас прав. И нужен ли кому-то хоккеист Сергей Зубов.

Еще раз я благодарю ФХР и лично Славу Быкова за то, что он поверил в меня и включил в состав.

– Знаю, вы хотели этим летом побывать в Москве, навестить родных. Теперь не получится?

– Почему же? Мы прилетим в Москву, а только на следующий день отправимся в Питер. Ну а еще будет сбор на Ходынке…

– Он пройдет по вольной программе. Необязательно даже жить в гостинице со сборной.

– Но я все-таки остановлюсь в отеле. Хочу повариться в команде, пообщаться с ребятами. Это же уникальный шанс, тем более турнир очень ответственный. Нам нужно быть вместе.

– Сделайте через газету обращение к болельщикам. Вы не играли за сборную с 1996 года, причем мало кто знает, по какой причине вы ее раньше игнорировали.

– Я не люблю распространяться на эту тему. Кто не понимает, почему я не выступал за сборную, – он никогда об этом не узнает. А тот, кто понимает, – он простит. И примет обратно как игрока, станет меня поддерживать. Надеюсь, хоть кто-то за меня будет болеть. Очень хочется в это верить…

– Вы говорили, что у нас есть только пять минут на разговор. Мы же общались почти полчаса. Журналисты точно рады, что Зубов будет играть в КХЛ.

– У меня сейчас дел по горло! Я рвусь на части, – улыбается Сергей. – Спасибо вам огромное за звонок! Теперь продолжим общение в России.

Новости. Хоккей