Форвард сборной Чехии Яромир Ягр: Почему бы нам не победить Россию на играх?

Великий чешский форвард дал интервью корреспонденту «Советского спорта». Яромир Ягр рассказал о футбольной Словении, о возмужавшем Илье Ковальчуке, о шведском клубе в КХЛ, а также о чешско-русском хите «Йожин с бажин».
news

ХОККЕЙ. КХЛ
ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС

Великий чешский форвард дал интервью корреспонденту «Советского спорта». Яромир Ягр рассказал о футбольной Словении, о возмужавшем Илье Ковальчуке, о шведском клубе в КХЛ, а также о чешско-русском хите «Йожин с бажин».

– И где ты пропадал? В Омске не бываешь. Или уже в Уфу переехал? – такими словами встретил вашего корреспондента Яромир Ягр, с которым мы давно на «ты».

В прошлом сезоне знаменитый чешский форвард дал с десяток интервью «Советскому спорту». Последний раз мы общались в Либереце перед чемпионатом мира полгода назад.

– Можешь мне по-английски отвечать, если так легче.

Яромир качает головой:

– Я и по-русски все могу сказать. Скажи мне, если не будешь понимать. Объясню по-другому. Но с вашим языком у меня нет проблем абсолютно.

«СЛОВЕНИЯ И НАС ВЫБИЛА»

– Как настроение? – Ягр хлопает меня по плечу.

– Да как-то так... Наши в футбол словенцам проиграли.

– О, чехи им тоже пролетели. Мы же были с ними в одной группе.

– У тебя в стране тоже началась массовая депрессия?

– Это восприняли как трагедию. Чехи, не побоюсь сказать, умеют играть в футбол. И мы попали в самую легкую группу. Словакия, Словения, Польша… Думали, что без труда попадем в ЮАР. Но сборная играла плохо. Потом сменили тренеров, функционеров. Было нужно выиграть последние четыре матча. Но не получилось…

– Как тебе показалась Словения?

– Мы прилетели в Уфу на матч с «Салаватом», и я застал второй тайм против России. Ваши играли как-то… – Ягр задумывается, подбирая слово.

– Плохо?

– А мы чехи тоже такие, – делает хитрый финт Яромир, который не любит никого критиковать. – Мы по таланту играем. Понимаешь? Хотим, чтобы было все красиво. Мы не итальянцы или югославы, которые играли зло и дрались за каждый кусочек газона. У нас никогда не было такой ярости. Мы – хорошие люди. Но если не поймаем кураж, кого мы победим?

– Сборной России не хватило искры. Ты это хотел сказать?

– А ты видел этих словенцев, когда они к вашим форвардам подходили? Русские-то маленькие, ниже на голову! Как они больших в борьбе за мяч перепрыгнут?

– Словенская легенда Златко Захович сказал, что русским лучше играть в хоккей, чем в футбол. Ты не считаешь, что спорт номер один в России – все-таки хоккей?

– Знаешь, почему футбол считается самым популярным? В него играют все. Если ты стал чемпионом мира по футболу – ты самый сильный на планете. Победить безумно тяжело. В хоккее тоже трудно, но не так. Если ты чемпион мира, то лучший среди 20–30 стран. Конкуренция ниже.

– Хочешь поехать в ЮАР?

– За кого теперь там болеть? Да и не люблю я такие турниры, когда нужно мотаться из города в город. Может, летом опять махну на Уимблдон. Там все матчи в одном месте проходят, – хитро улыбается Ягр.

– Любишь лениться летом?

– Я бы очень хотел! Но нужно тренироваться. Если дашь себе слабину, потом тяжело набрать форму. Я постоянно что-то делаю. Бег, велосипед, теннис. Расслабляться нельзя.

«АВАНГАРД» ПОБЕДИТ КОГО УГОДНО»

– Ты сильно начал сезон. С чем это связано? Олимпийский год? Заканчивается контракт?

– Контракт тут ни при чем.

– А что – нормальный подход профессионала…

– Я всегда стараюсь играть сильно. Да и впервые за карьеру стал свободным агентом только в 36 лет.

Профессионал – это не когда ты гонишься за деньгами. А когда показываешь свой лучший хоккей в каждом матче. Жутко не люблю, когда меня другие обыгрывают. Сразу завожусь.

Но сейчас чувствую себя очень плохо. Я 20 дней ничего не делал. У меня, когда я упал, мышца надорвалась от кости. Вот здесь, – Яромир показывает на ногу. – Никогда такого не случалось. Раньше были травмы, но я мог кататься. А тут даже шевелить ногой нельзя – мышца будет долго срастаться.

Очень трудно возвращаться на лед после такой паузы. Первый матч провел против «Магнитки». Вообще не тренировался. Первые две смены отработал хорошо. А потом думал, что умру, – смеется Ягр. – Не хватало энергии, было тяжело обыгрывать один в один.

– Как ты относишься к перспективе того, что в «Авангарде» могли бы оказаться Форсберг или Нюландер? Ведь тебе нужен классный центр!

– Почему только центр? Как было бы здорово, играй в твоей команде 20 лучших хоккеистов мира! Мы бы всех подряд побеждали. А знаешь, что мне нравится? Когда на тебя вообще не ставят. А ты бац – и чемпион. Обожаю такие штуки. Это круче, чем играть в команде звезд.

– У тебя только раз в карьере такое было – когда ты за «Питтсбург» выступал в начале 90-х вместе с Лемье.

– Вот именно. Чтобы сохранить хороший клуб, нужно вложить в него кучу денег на зарплаты игрокам. А мне очень нравится «Авангард». Я думаю, мы можем победить кого угодно. Но нам еще надо научиться, как играть в отдельных моментах.

– Что имеешь в виду?

– Возьмем, к примеру, матч с «Барысом». Семь секунд до конца. 2:1 в нашу пользу, хорошо играем. И тут, – Ягр щелкает пальцами, – ошибка. Пропускаем, 2:2. Проиграли в овертайме. А плей-офф с Казанью помнишь? То же самое было. Мы еще не готовы дожимать такие моменты. Во многих проигранных матчах уступили в одну шайбу. Все решает единственная ошибка. Или вот ты смотрел последний молодежный чемпионат мира?

– Полуфинал Россия – Канада?

– Да. Русские должны были выходить в финал. Вы были лучше канадцев. Но не знали, как победить. Все решил один эпизод. Но самый важный в матче. Вы просто играли в том моменте. А у канадцев был план, и они вас дожали. Забили гол, сравняли счет, победили в овертайме.

Канадцы тренируют такие стандартные ситуации, когда нужно запихать шайбу в сетку за пять секунд в ситуации «6 на 5». Ты выпустишь на лед шесть игроков, и они железно знают, что делать. Посмотри матчи НХЛ. Играет лучшая команда против худшей: и разница в одну-две шайбы. «Авангарду» тоже надо уделять внимание таким моментам, от которых зависит победа.

«ЧЕХИ ВЫИГРАЮТ ЗОЛОТО ВАНКУВЕРА»

– Помнишь, с кем чехи будут играть в одной группе на Олимпиаде?

– С русскими. А больше не помню.

– Еще словаки и латвийцы.

– Словакия? Ужас. Тяжело нам будет, – хохочет Ягр. – Особенно с русскими. Но ничего, поборемся.

– А что было с чехами на последнем чемпионате мира? Со шведами в четвертьфинале вы играли ужасно.

– У нас ничего не получалось. Так бывает. Не нужно быть лучшей сборной турнира. Надо быть лучшей командой конкретного матча.

– Кто победит в финале Олимпиады – Россия или Канада?

– Давно мне не задавали таких провокационных вопросов! Чехи, конечно же! Все думают, что канадцы и русские будут в финале. А я говорю: нет!

– Чехи вообще хитрые…

– У вас может быть самая звездная сборная. Но одна игра все решит. Кто мог подумать в футболе, что Словения обыграет русских? А? Но случилось же.

– У вас не такая слабая сборная…

– Ты видел статистику НХЛ? Посмотри, как играют чехи. Никого в верхушке.

– Вацлав Проспал неплох в «Рейнджерс».

– Нам нужно 20 таких «проспалов»! Чтобы вся команда была в ударе.

– Слышал, вы и Доминика Гашека хотите в Ванкувер взять.

– Наш главный тренер Владимир Ружичка сразу сказал, что первым номером сборной будет Томаш Вокоун из «Флориды». Ружичка вообще привык говорить о многом наперед. Он не ждет, кто будет на пике формы. Он верит в игроков. И на 99 процентов знает состав олимпийской сборной Чехии.

– Открой побольше чешских секретов. Нам интересно перед Олимпиадой.

– Ружичке позвоните. Он все знает, – улыбается Ягр. – Прямой человек. Всегда таким был.

– Собираешься выступать в Москве на Кубке Первого канала в декабре?

– Пока не знаю. Хотел бы сыграть за сборную перед Олимпиадой. Но надо набрать форму. Я не очень хорошо себя чувствую. Много времени потерял. Но мне нравятся тренировки в «Авангарде». Они трудные, но полезные.

«РАД, ЧТО КОВАЛЬЧУК СОЗРЕЛ»

– Что думаешь о сборной России?

– Так совпало, что у вас в одной команде встретились три выдающихся игрока.

– Кто именно?

Малкин, Овечкин и Ковальчук. Последнего особенно выделю. Мне очень нравится, как он стал играть в последние два года.

– Как ты думаешь, что изменилось?

– Его сделали капитаном в «Атланте». И я слышал, на Ковальчука это сильно повлияло. Он просто иначе начал играть. Может, раньше Илья думал, что нужно тащить все на себя. «Я буду много забивать, это моя работа». Но теперь Ковальчук стал командным форвардом, который не ставит голы во главу угла. Ему важно, чтобы команда побеждала. В этом разница.

– У тебя такое было в карьере?

– Я тоже через это прошел. Если ты играешь только для себя, то никогда не станешь мастером. Переоценка происходит с возрастом. Как в школе – сначала идешь в начальные классы, а потом до старших дорастаешь. Тебя же из детсада не могут сразу в институт забрать. Всему свое время. И я рад, что Ковальчук уже созрел.

– Будет совсем хорошо, если Илья приедет играть в КХЛ. Недавно «Советский спорт» побывал на пресс-конференции комиссара НХЛ Гари Бэттмана. И американские журналисты ему сказали: «Вот КХЛ – лига без крупных звезд…». Меня это задело. А как же Радулов, Ягр, Федоров, Морозов?

– Не обращай внимания. НХЛ – сильная лига с мощным пиаром. Кто хорошо играет, тот получает громкое имя. Но это не значит, что энхаэловцы по мастерству на голову превосходят русских игроков, которых в Северной Америке мало кто знает.

Да, энхаэловцы могут быть звездами. Но никакой гарантии, что они будут звездами в КХЛ. В России другая игра. Возьми американца, запусти на наши большие площадки. Ох, и тяжко ему будет!

– Во время локаута многие энхаэловцы не показали здесь свой лучший хоккей.

– Ага, помнишь? Ну вот! – торжествующе воскликнул Ягр. – Если кто за океаном думает, что в России очень легко играть, – это большая ошибка. Трудно показывать классный хоккей и в НХЛ, и в КХЛ. Это все равно, что проявлять себя и в футболе, и в мини-футболе. Разные ведь игры!

– А что в этом хорошего? Может, лучше сделать стандартные площадки, чтобы хоккей не был как с разных планет?

– Я не думаю, что в КХЛ нужно ввести маленькие площадки, как в Северной Америке. Скорее надо перейти к промежуточному варианту. Сократить ширину «коробки» не на четыре, а на пару метров. Игра станет более динамичной, привлекательной для болельщиков. И сохранится самобытность российского хоккея – техничного, умного. А если ввести североамериканские площадки, это будет уже не русский хоккей.

«ПРОХОРОВУ ПОДСУНУЛИ «НЬЮ-ДЖЕРСИ»

– Никита Филатов не заиграл в «Колумбусе», не прижился в оборонительных схемах Кена Хичкока и вернулся в аренду в ЦСКА. Стоит ли в 18 лет уезжать в НХЛ?

– Нужно смотреть, какой у тебя талант, какой ты человек, в какую команду попадешь. И какой там тренер. Если ты форвард, то тебе легче закрепиться в НХЛ. Защитников же только шестеро в команде, и двое из них проводят по полматча на льду. Вратарь вообще один.

Я в свое время попал в четвертую пятерку «Питтсбурга». Мне было 18 лет. Играл мало, но регулярно. И много тренировался. Обошлось без фарм-клуба. Тренер Боб Джонсон в меня верил, видел мой потенциал. Боб вскоре умер, царство ему небесное. Но он открыл мне дверь в НХЛ.

– Хичкок, получается, эту дверь перед Филатовым закрыл?

– С одной стороны – Никите не повезло. Но с другой – так всегда бывает! Если ты иностранец, то должен быть лучше местных. Русские, которые играют в Северной Америке, это знают. Я сам чувствую на своей шкуре – и по КХЛ, и по НХЛ. Зачем брать иностранца, платить за него большие деньги, если в нем нет чего-то особенного? Давайте лучше своего канадца возьмем.

– Слышал, что шведский клуб АИК готов вступить в КХЛ?

– А где это было написано? В русском Интернете? Тогда охотно верю. Там еще об инопланетянах пишут.

– Это официальный сайт КХЛ сообщил.

– О, тогда шутки в сторону! Было бы интересно поиграть против шведов. Но не знаю, как все будет организовано. Руководству АИКа придется потратить уйму денег и найти много спонсоров, которые любят хоккей. КХЛ – недешевая лига. Одни перелеты чего стоят! Но в идеале, повторю, классная идея.

– А еще президент КХЛ Александр Медведев хотел бы купить клуб НХЛ.

– Он так сказал? Ну, я не знаю. Вот ты бы какую команду купил?

– «Торонто». Самый прибыльный клуб лиги. А заработанные деньги будем переводить в фонд поддержки КХЛ.

– Здорово придумал. Но «Торонто» тебе никто не продаст. Тебе какой-нибудь убыточный клуб подсунут.

– «Финикс», например.

– Хотя после того, как в лиге ввели потолок зарплат, убыточным быть трудно. Каждая команда приносит прибыль. Но «Торонто» – вообще лучшая. Там всегда аншлаги, пусть даже «листья» плохо играют. Это Канада, там с ума сходят по хоккею.

– Но вот русский же купил клуб НБА. Олигарх Михаил Прохоров вложился в «Нью-Джерси».

– А ты видел, как они играют? Это самый плохой клуб НБА! Они к выходным потерпели 12 поражений в 12 матчах. Сейчас жду дерби против «Нью-Йорк Никс», который победил дважды в 12 встречах. Вот будет битва! – умирает со смеху Ягр (забегая вперед, «Нью-Джерси» снова проиграл. – Прим. ред.).

– Думаешь, Прохорова, мягко говоря, обманули?

– Это не я сказал. Это ты подумал.

– Но купил же Абрамович средненький «Челси», вбухал в него деньги. Теперь это один из лучших клубов мира.

– Не забывай, что в футболе можно хоть миллиард долларов вложить в одну команду. А в баскетболе тоже есть потолок зарплат. Ты не сможешь купить пять Коби Брайантов. Никто тебе не даст.

«УХОДИТЬ ИЗ ХОККЕЯ НЕ СОБИРАЮСЬ»

– Знаешь, что наша молодежь подсела на чешский хит «Йожин с бажин»?

– Ничего себе! Этой же песне 30 лет! С чего это вы вдруг?

– Ее просто в КВН перепели. Команда «Станция спортивная» сделала хит о грузчиках. Очень легко найти на YouTube.

– Россия не перестает меня удивлять! Мы, чехи, выросли на «йожине». Недавно выпустили ремикс песни в быстром темпе. Получилось даже лучше оригинала.

– А кто такой вообще йожин?

– Ну как же, поете и не знаете! Это чудовище, которое живет в болоте. На него только самолет с распылителем действует. Лучше не объяснять, смысл понимается с трудом, – смеется Ягр.

– У тебя появилось новое хобби в России? Как проводишь свободное время?

– За мемуары еще не сел. Все то же самое. Отдыхаю, концентрируюсь на хоккее.

– Это скучно.

– Если у меня талант и здоровье, я должен все отдать хоккею. Я долго играть не буду. Вот завершу карьеру и займусь всем, чем пожелаю. Большой грех, если в таком возрасте не посвящать себя спорту, размениваясь по пустякам.

Посмотри на Форсберга. У него все есть. Но почему он снова и снова возвращается в хоккей? Он скучает по атмосфере. По городу, который болеет за тебя. По команде, фанатам. Это одна большая семья. И все ждут, что ты победишь. Это такой драйв!

– Спрошу прямо – ты останешься в следующем году в большой омской семье? И вообще в КХЛ?

– Я буду играть. Хоккей – моя жизнь. Наверняка возникнет проблема выбора. Но сейчас я не хочу думать о том, что со мной будет. Надо спокойно закончить сезон. Взять Кубок Гагарина. И принять решение, где играть дальше.

– Но все-таки… Оцени свои шансы остаться в «Авангарде».

– Я не знаю, какие будут планы у руководства. И вообще не люблю забегать вперед. Объявлю что-то, а контракт сорвется. Пойми правильно. Есть поговорка в Чехии: «Люди хотят, а Бог меняет».

– Мы предполагаем, Бог располагает.

– Вот именно. Так зачем сейчас ломать голову, если Бог все решит за тебя? – улыбается на прощание Ягр.

Новости. Хоккей