Форвард «Вашингтона» Александр Семин: Счет финала в Квебеке я знал заранее

Один из лучших российских энхаэловцев Александр Семин в интервью «Советскому спорту» рассказывает о ярких моментах жизни, когда на него снисходило озарение, а также о земных вещах – поездках с Овечкиным в Макдоналдс, открытках от фанатов и летнем отпуске
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ХОККЕЙ. НХЛ
ДО ОЛИМПИАДЫ ОСТАЛОСЬ 17 ДНЕЙ

Один из лучших российских энхаэловцев Александр Семин в интервью «Советскому спорту» рассказывает о ярких моментах жизни, когда на него снисходило озарение, а также о земных вещах – поездках с Овечкиным в Макдоналдс, открытках от фанатов и летнем отпуске в Красноярске, который лучше всякого Майами.

Александр Семин не появился на второй тренировке подряд. Хотя мы договорились об интервью в «Кеттлере» — тренировочной базе «Вашингтона».

— Где Семин? – интересуюсь у местных журналистов.

— Видели, как он сыграл в матче с «Филадельфией»? – отвечают они вопросом на вопрос.

— Набрал два очка.

— А пасы какие раздавал? А финты? Это же гений, а не форвард! Если он все время так будет играть, пусть вообще не тренируется!

— У Саши какие-то проблемы с кистью?

— Он обследовался у врача в Нью-Йорке. Тот сказал, что операция не нужна. Семин может играть. Правда, через небольшую боль. Но к Олимпиаде он подойдет абсолютно здоровым.

Из дверей раздевалки выходит сам Александр – в модной куртке, футболке с портретом блондинки, в шапке с цифрой 28 – своим игровым номером.

— Вообще-то у меня appointment. Встреча, — сообщает Семин. – Есть только 10 минут.

…Сели, начали беседу. Говорили чуть ли не час.

«НЕ ДУМАЮ, ЧТО МЕНЯ СГЛАЗИЛИ»

— По мнению вашингтонских журналистов, вы сейчас так здорово играете, что можете вообще не тренироваться.

— Матчи идут через день. Отдыхать тоже надо иногда. А у нас тренировки по желанию. Если бы дело было в начале сезона, я бы постоянно катался. А сейчас мы под 50 матчей уже провели. Чтобы выдержать такой график, нужно лучше восстанавливаться.

Со здоровьем у меня все в порядке. Чувствовал бы боль – не выходил бы на лед. В начале этого сезона я уже так доигрался, что не мог нормально бросать. Всегда нужно лечиться до конца.

— О Семине говорят: если он избежит травм, страшно представить, какой это будет игрок! Помню, в начале прошлого сезона вы лидировали в споре бомбардиров НХЛ.

— В этом чемпионате то же самое получилось. Начал я хорошо, а потом в безобидной ситуации в меня опять въехали… Будем надеяться на лучшее. Всегда ведь травмы быть не могут. Я даже не знаю, чем их объяснить. Возникают на ровном месте.

— Может, вам сходить в церковь, чтобы снять сглаз?

— Я хожу в церковь. Но не думаю, что кто-то навел на меня порчу. Посмотрите, сколько травм в НХЛ в этом сезоне. Неужели у каждого хоккеиста столько недоброжелателей?

— Какой момент в карьере вы считаете своим пиком, когда на льду получалось вообще все? Чемпионат мира в Квебеке? Начало прошлого сезона?

— Когда набираешь форму, то все идет хорошо. Меня устраивает, как я сейчас играю. Никаких трудностей не испытываю.

— Ваша игра меняется со временем? В прошлом о Семине говорили, что он хватает ненужные удаления. Сейчас смотрю матчи «Вашингтона» — ничего такого уже нет.

— Раньше бывали штрафы по глупости. Но я пятый сезон в НХЛ. Знаю, где за что удаляют и как.

«СО ШВЕДАМИ В КВЕБЕКЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНЕЕ, ЧЕМ С КАНАДЦАМИ»

— Когда вылетаете в Ванкувер?

— 14 февраля. У меня уже билет на руках.

— Кто с вами отправится на Олимпиаду?

— Родители подъедут к 16 февраля. Не знаю, буду ли их видеть в Ванкувере. Разве только на трибуне. Это моя первая Олимпиада. Вообще не знаю, что там будет происходить, как мы поселимся в деревне. И не думаю об этом вообще. Представляешь что-то одно, а на деле все равно оказывается другое.

— Волнуетесь?

— Мандражировать не надо. Это может маленько помешать. Нужно выходить на лед и играть, как в обычных матчах. Если вспоминать Квебек – да, финал есть финал. Страсти бурлят, ажиотаж. Но когда игра началась, все улетучивается.

Да и вообще матч с канадцами не таким интересным показался, как та же встреча в группе со шведами. Когда их защитник нанес травму Морозову, а Овечкин забил победный гол за 6 секунд до конца.

Но не скажу, что каждой команде удается взять золото, проигрывая 1:3 и 2:4. Так что и финал недооценивать не нужно.

— Вы тогда сделали дубль. Уверен, все-таки этот матч у вас лучший в карьере.

— Я просто забил два гола. Ничего выдающегося. Да и не стоило там мудрить. Нужно было побеждать и все. Играть как единая команда.

— Сдаюсь. Какой тогда матч вы сами считаете лучшим?

— Например, в этом сезоне мы играли с «Монреалем». Я очень легко себя на площадке чувствовал. И тоже дубль сделал. Иногда в НХЛ бывает, что сбегаешь вперед-назад, и уже тяжеловато. А тут будто был мощный прилив сил. Никакой усталости.

«ЗАКРОЕШЬ ГЛАЗА В НХЛ – ПОЛУЧИШЬ ПО БАШКЕ»

— Болельщики ждут, что увидят на Олимпиаде вашингтонское звено Семин – Федоров – Овечкин.

— Пусть ждут. А я не забиваю себе этим голову. Конечно, хотелось бы еще раз поиграть с Федей. Но это уже тренерская работа, кого с кем ставить. Вроде говорят, что у нас и Дацюк может быть центром. Тут ничего сказать не могу – никогда не играл с Пашей.

— А видели его буллит в ворота «Чикаго»?

— Мне рассказали, что Дацюк снова поиздевался над вратарем. Удивляться нечему – это его стиль, — улыбается Семин.

— Поддерживаете отношения с Федоровым?

— Да, созваниваемся, Серега рассказывает о России.

— Вам интересно?

— Может, для него это что-то новое. А меня в России ничем удивить нельзя. Я же играл дома во время локаута. Что могло измениться за три года?

— Создали КХЛ, меняется организация дела, правила…

— Да ладно! Вот Витька Козлов уехал в «Салават». Рассказывает, что правила какими были, такими и остались. Пока тебя не завалят на лед, игру не остановят. Не так, как в НХЛ: маленько зацепил соперника – получай две минуты.

— Но очевидно, что вашу связку с Овечкиным на Олимпиаде сохранят. Да и сам Саша говорит, что ему играть с Семиным легче всего.

— Мы хорошо знаем, кто куда бежит и где открывается. Можно не глядя отдавать пасы.

— Сейчас вы в «Вашингтоне» выходите вместе с Флейшманом и Лайком. У вас такое же взаимопонимание?

— Мы недавно в одной тройке. Пока таких связей нет. Но меня все устраивает в этом звене. У нас идет игра.

— Однако такой телепатии нет, передачу с закрытыми глазами не сделаешь.

— Это я образно сказал. Я вообще так не играю. Закроешь глаза в НХЛ – и получишь по башке. Здесь этого не прощают.

«САМАЯ ДУРАЦКАЯ ИСТОРИЯ В ЖИЗНИ»

— Я разговаривал с легендой «Филадельфии» Бобби Кларком, и он сказал: Овечкин на площадке – это бык! Всех подминает под себя, идет напролом. Можно согласиться с Кларком?

— Его идут убивать, а Овечкину все равно. С ним никто не может справиться. Единоборство выиграть тяжело. Здоровый форвард, хорошо катит. Да ты сам на него посмотри, — Семин кивает в сторону двери, откуда как по заказу появляется Овечкин вместе с папой Михаилом Викторовичем.

— А себя с каким животным на площадке можете сравнить?

— Ну и вопрос! – удивляется Семин. – Сам не отвечу. Дядя Миша, вы бы с кем меня сравнили?

Папа Овечкин думает и выдает: «Пантера! Есть в игре Сашки что-то кошачье. А как он гол забил «Филадельфии»? Подкрался — и раз!».

— Александр, вообще вы производите впечатление невозмутимого человека.

— А зачем обращать внимание, когда в игре тебя провоцируют? Понятно же, для чего это делают – чтобы вывести хоккеиста из себя, заработать большинство. Для меня все эти тычки и подколки – детский лепет.

— Когда последний раз было такое, что Александр Семин вышел из себя? Не обязательно в игре, а может, и в жизни?

— Даже когда я подрался с защитником «Рейнджерс» Марком Стаалом, меня не захлестнули эмоции… Нет, я не такой. Никогда не взрываюсь.

— А когда вас отцепили от сборной в 2007 году?

— Тогда я просто был в шоке. Не понял, из-за чего это произошло. Вроде бы всех предупредил. Сказал, когда прилетаю. Пять часов в воздухе из Красноярска. Звоню из аэропорта, спрашиваю, куда ехать. А мне в ответ: «Не надо никуда ехать…».

Думаю, что главному тренеру Вячеславу Быкову неправильно преподнесли информацию. Вот и возникло разногласие. Сейчас искать виноватых нет смысла…

— Тем более год спустя в Квебеке случился хеппи-энд.

— Но для меня эта история стала большой неожиданностью. Я даже не хотел смотреть московский чемпионат мира. Но видел все матчи. Даже когда наши проиграли финнам в полуфинале.

— Было больно?

— Обидно. Что из-за непонятного разногласия ты мог быть там, а сидишь дома. Я в Красноярск отправился тем же самолетом. Купил новый билет, снова пять часов в воздухе. Это самая дурацкая история в моей жизни.

— Урок для себя извлекли? Стали реже опаздывать? Меньше доверять людям?

— Нет. Прошло это, и я забыл. Больше не вспоминаю.

«ПОСЛЕ МАТЧЕЙ ДАРЯТ ПЕЧЕНЬКИ И ИГРУШКИ»

— Это будет ваша первая Олимпиада. Раньше вы видели Игры только по телевизору. Какой момент казался самым запоминающимся?

— Во время Олимпиады в Нагано я был маленьким. Смотрел хоккей, поскольку им занимался. Помню пять голов Буре в ворота финнов. Но это было давно.

Пожалуй, самое яркое пятно – матч наших против канадцев в четвертьфинале Турина. А после 0:4 от финнов больше ту Олимпиаду не смотрел.

Я не знаю, почему сборная России так неудачно выступила в полуфинале. Может, не хватило настроя. Меня же там не было. Хотя мог быть…

— Вас не взял генеральный менеджер Павел Буре или главный тренер Владимир Крикунов?

— Что сейчас ворошить прошлое? Это была моя вина.

— А все же? Вас приглашали, но вы отказались?

— Ни в коем случае! Просто я хорошо играл до сезона-2005/06. Но в последнее время перед Олимпиадой у меня пошел спад. А так я считался кандидатом в сборную. И мог бы в Турине поиграть вместе с Овечкиным.

— Не будем о грустном. Саша рассказывал историю, как летом вы отдыхали в Красноярске, поехали в глушь, и там в сельпо Овечкина узнала какая-то бабушка.

— Не такое уж и сельпо. Это был яхт-клуб. Но он и вправду расположен далеко от города. Овечкин заходит, а бабушка вскрикивает: «Это я сплю?». Она долго не верила своим глазам. Но потом убедилась, что это настоящий Александр Овечкин. Расплакалась, бедненькая. Я думаю, она и в городе-то не бывает никогда. Живет и работает где-то в лесу. Но вот об Овечкине знала.

— А у вас были такие же примечательные встречи с болельщиками?

— Меня и в Красноярске-то никто не узнает, — смеется Семин.

— В это я не поверю. Может, фанаты вам что-то дарят, посвящают стихи…

— В Америке бывает. Приезжаешь домой после удачного матча – на крыльце стоят печеньки, игрушки разные, открытки. Правда, непонятно, от кого это все. Послания без подписи. Но я открытки читаю. Мне интересно.

— Что пишут?

— «Забивай побольше голов» и все в таком духе.

— Не было — «Женись на мне»? Овечкину подобное часто пишут.

— Такого не было. Да и бесполезно это.

«ЗАРУЛИВАЕМ С САНЬКОЙ В МАК-АВТО»

— С вами в Вашингтоне живет мама, готовит пельмени, русскую кухню. Вы гамбургеры вообще не воспринимаете?

— Почему же? Иногда походы в Макдоналдс бывают очень удачными. Заезжаем туда с Овечкиным. Например, мы играли в Тампе. После матча пошли в один ресторан, во второй – закрыто. А что делать? Бродить по городу? Отправились в Макдоналдс, набрали бик-маков, картошки.

— Могу представить оторопь фаната «Тампы», который заходит в бистро и видит там звезд НХЛ – Овечкина и Семина.

— Нас не увидишь. Мы в Мак-авто заруливаем на такси, а потом едем в гостиницу.

— Как проводите свободное время в Вашингтоне? Знаю, любите смотреть русские сериалы. «Дети Ванюшина», к примеру.

— Мой последний сериал был о Вольфе Мессинге, который видел сквозь время. Хороший фильм, только тяжелый. Человек прожил жизнь не для себя. Использовали его все. Он умел читать мысли, помогал Сталину, многим другим политикам.

— А у вас когда-нибудь был момент, что вы сами читали мысли, делали точный прогноз? Вот наступило озарение — и все.

— Я предсказал за день до финала, что мы победим канадцев в Квебеке со счетом 5:4. Так и случилось.

— Ничего себе…

— Уметь нужно!

— Логика в прогнозе была?

— Мы как обыграли финнов в полуфинале? 4:0. А финны в матче за бронзу как победили шведов? Тоже 4:0. А шведы в другом полуфинале проиграли канадцам – 4:5. Вот такая математика. Я подумал, что у нас тоже счет должен быть 5:4.

Сказал вслух. А после финала стоим с Ковальчуком в душе. Я задумываюсь: «Илюха, а помнишь, я говорил, что мы победим 5:4?» — «Да, помню»... Вот оно, озарение.

— Где вам лучше отдыхать летом – в Красноярске или в Майами?

— Однозначно на родине. Я вообще в отпуск не люблю много летать – кочевой жизни в НХЛ за глаза хватает. Все-таки думаешь куда-то махнуть, где солнце, море и вода. Съездишь разок в Турцию. Да и пропадает охота.

Красноярск – мой дом. Я там душой отдыхаю. Провожу 4–5 месяцев, все лето. Майами – поваляешься на пляже с недельку после сезона. Там особо делать нечего. Скучно.

ВЗГЛЯД НА КХЛ ИЗ-ЗА ОКЕАНА

«ЛУЧШЕ БЫ НЕ МУЧИЛИ ИГРОКОВ «ЛАДЫ»

— Следите за новостями из «Лады», где вы играли во время локаута?

— Конечно. Я же постоянно общаюсь с Петром Ильичом Воробьевым.

— Такого с тольяттинской командой никогда не было. Хоккеисты бегут оттуда, как из чумного дома.

— А что им еще делать, если в «Ладе» давным-давно не платят деньги? Лучше бы тогда вообще ничего не обещали, чем «завтраками» кормить. Сняли бы команду до начала чемпионата КХЛ. Не мучили игроков…

Понятно, что от клуба отказался АвтоВАЗ. С другой стороны, откуда там деньги, если их на производство не хватает? Сейчас в Тольятти совсем не до спорта.

У нас вообще в 90 процентах случаев команды КХЛ держатся на людях. Значит, к рулю «Лады» пришли люди, которым хоккей неинтересен.

— Какие новости из КХЛ вас больше всего цепляют? Кроме «Лады». Может, побоище в Чехове?

— Это вообще прикол. Кому это было нужно? Ну, смотрел видео. Ничего хорошего. Подрались бы тафгаи, как в НХЛ. Зачем же командой на команду махаться?

— На вашей памяти такого никогда не было?

— Видел однажды. В Красноярске. Играли ребята 1980 года рождения. Я на четыре года младше, сидел на трибуне. Ка-ак началась махаловка! Команда на команду, реально. Помню только, мы с товарищем схватили чьи-то клюшки со льда и побежали. Они тогда в дефиците были.

Такого побоища в НХЛ я не представляю. Если кто-то выскочит со скамейки, когда дерутся другие, автоматом получит 10 матчей дисквалификации. Потом эпизод рассмотрят на комиссии, могут еще ужесточить.

— Недавно вы продлили контракт с «Вашингтоном» еще на один год. После сезона-2010/11 можете стать неограниченно свободным агентом. Существует вариант, что вы вернетесь в КХЛ? Хотя бы один процент.

— Не скажу. Зачем будоражить народ? Я буду играть в «Кэпиталз» по контракту еще полтора сезона. Меня все устраивает в «Вашингтоне». А как дальше сложится жизнь – никто не знает…

Новости. Хоккей