«Скачуху давай!». Корреспондент «Советского спорта» побывал на просмотре в «Спартаке-Нальчике» и поработал вместе с командой над «физикой»

«Спартак-Нальчик» – уникальный клуб. Каждую зиму сюда приезжают десятки игроков на просмотр, и каждый год главный тренер Юрий Красножан создает, по сути, новую команду. «Чем черт не шутит!» – подумал корреспондент «Советского спорта», прочитав очередную
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ФУТБОЛ
ПРЕМЬЕР-ЛИГА. МЕЖСЕЗОНЬЕ

«Спартак-Нальчик» – уникальный клуб. Каждую зиму сюда приезжают десятки игроков на просмотр, и каждый год главный тренер Юрий Красножан создает, по сути, новую команду. «Чем черт не шутит!» – подумал корреспондент «Советского спорта», прочитав очередную новость о потенциальных новобранцах команды. И попросился на просмотр. Главный тренер, выслушав просьбу по телефону, сказал только одно: «Форму не забудь»…

«ПОЕДЕТЕ С ОСНОВОЙ»

– Значит, это вы к нам на просмотр? – Юрий Анатольевич жмет руку, встречая меня в гостинице. Игроки в это время собираются в холле перед отъездом на тренировку. Вообще-то команды, как выясняется, здесь две: основной состав (те, с кем подписаны соглашения) и группа игроков, находящихся на просмотре. Она-то тренируется на поле. Судя по всему, и мне туда, раз я на просмотр приехал. Но на деле оказалось по-другому.

– Отведи корреспондента в номер. Пусть переоденется. А потом спускайтесь к автобусу. Поедете с основой, – дает указания работникам клуба Красножан.

Вот так. На просмотр – и сразу с основой! Правда, немного смущает строчка в расписании на день, что висит на двери комнаты врача команды: «10.00. Тренировка (поле + горки)». Что еще за горки? Ну да ладно. Будь что будет. Меня, кстати, поселили с Сергеем Кращенко, тренером вратарей. Он всего два года назад закончил игровую карьеру – в возрасте 37 лет. Говорит, что спокойно мог бы еще играть (недавно сдавал тесты – показатели лучше, чем 15 лет назад)…

– Сергей, а вы свой первый сбор помните? – спрашиваю Кращенко, натягивая бутсы.

– В 87-м дело было. Я тренировался в московской ФШМ, когда за мной приехали тренеры нальчикского «Спартака». Вообще я должен был идти в армию, но как-то там они договорились. На сборе в Сочи два других вратаря сыграли неудачно. А у меня пошло. Оставили. Правда, потом по повестке все равно пришлось отправляться в спортроту ЦСКА.

– Но в Нальчик позже опять приехали? – расспрашиваю тренера уже по дороге в холл.

– Да. «Спартак» снова договорился насчет меня, и я поехал обратно, отслужив полтора года в армии. По дороге оказался в одном вагоне с волейболистками московского «Динамо». Они на матч чемпионата в Нальчик ехали. Познакомился там с очень привлекательной латышкой Байбой. Хотел зайти к ней и подружкам в гости в купе. Но они очень боялись своего строгого тренера: мол, режим.

– Вы вопрос уладили?

– Конечно! Подошел к нему, поздоровались. А он, оказывается моего тренера Владимира Беляева – того самого, которого тенью Яшина звали – отлично знает. В общем, поход в гости к девчонкам он мне разрешил… Только вот незадача: мне из Нальчика на сбор команды в Приэльбрусье надо. Но так хотелось еще с Байбой время провести! Сказал своей сестре, чтоб она позвонила тренерам: мол, мне срочно надо остаться по семейным причинам. Сработало! Четыре дня провел на сборе с волейбольной командой… 


«НАДЕВАЕМ ЛАСТЫ!»

…А на улице тем временем дождь поливает как из ведра. У выхода из гостиницы знакомлюсь с «одноклубниками».

– Тебе надо было на день раньше приезжать! – хлопает меня по плечу высоченный защитник Миодраг Джудович. Он в клубе один из главных старожилов. Больший стаж в команде разве что у Аслана Машукова. – У нас вчера был забег на большую горку. Олений бег – скачками.

 – А сегодня что?

– Горка будет поменьше. Но – покруче.

Так вот, значит, что за горки были в расписании указаны…

«Ребята, надеваем ласты», – отпускает кто-то шуточку. «Не откинуть бы ласты в такую погоду да на неизведанной турецкой горке», – думаю про себя.

– Ну, вперед! – Владимир Кисенков, защитник команды, подталкивает меня в автобус, что подрулил к гостинице.

– Обычно у нас тренировка сначала на природе, а потом на поле перебираемся, – объясняет по дороге защитник Валентин Филатов, с которым сижу рядом. Он поиграл и в «Зените», и даже в румынской «Унире».

Из автобуса выходить боязно: округу заливает, по тропинкам соснового леска текут реки. Хлюпая кроссовками по раскисшему песку, начинаем пробежку. Темп щадящий, выдерживаю спокойно. Добежав до горки, останавливаемся. Но стартовать еще рано. Сначала растяжка, потом… салки. Тренеры разметили фишками квадрат. Трое водящих должны осалить остальных, торкнув им в руки манишку. Это человек восемь плюс корреспондент «Советского спорта».

Мимо мелькают Гогуа, Джудович, Сирадзе, Амисулашвили… Уже воображаю себя в матче премьер-лиги, убегая от них. «Вообще-то надо шагом ходить», – подсказывает мне тренер Сергей Трубицын. И правда, оказывается, все перемещаются как в спортивной ходьбе. Я думал, что ребятам просто бегать лень…

Но главный бег впереди – на горку…

Наверху уже расположились тренеры с секундомером. Командуют: «Поехали!». И Джудович, а за ним Гогуа и все остальные вгрызаются в песок бутсами и кроссовками. Последним стартую я. В лицо летит песок из под ног впереди бегущего, ноги не слушаются и проскальзывают.

– Руками, руками помогай, – подсказывает мне Трубицын после второго подъема. А всего подъемов четырнадцать. Внизу, пока есть пара минут, чтоб отдышаться, спрашиваю у Володи Кисенкова про песчаные тренировки.

– Я сам из Калуги, долго за наш «Локомотив» играл во второй лиге. Мы часто в Анапу ездили. Вот там по песку много бегали, – говорит он.

– А для меня самые убийственные тренировки были у Ешугова Софербия Бачмизовича, – вспоминает Кращенко. – Тоже по песку носились. Только в Крыму. Сил, чтоб дойти до номера, уже не оставалось.

Покидают силы и меня. «Давай, Тема, давай!» – подбадривает Кисенков. Но я пропускаю несколько забегов. Боюсь, как бы меня к автобусу тащить не пришлось…

Ребята, кстати, тоже подустали. Гогуа то и дело ворчит себе под нос. Что-то по-русски, что-то по-грузински.

– Саныч, скачуху дайте! – кричит наверх Трубицыну Гога, как его все называют в команде.

– Дать скачуху – это значит сократить количество забегов, – объяснит мне позже тренер. – Дескать, хорошо поработали, можно бы и поощрение сделать такое. Иногда и правда сокращаем. Тем более ребята на совесть работают.

Подтверждаю: действительно на совесть. 


«НА ПРОШЛЫЙ СБОР ДЕСЯТЬ СЕРБОВ ПРИЕЗЖАЛИ»

Я же «скачуху» сделал сам себе. Работал вроде бы на совесть, но из четырнадцати забегов совершил ровно половину. Тренировку на поле, кстати, отменили. С одной стороны, жаль. С другой – уже выжат как лимон...

– Нормально! – бросает мне Джудович, когда выходим из автобуса по приезде в отель. Для него количество таких, как я (в смысле тех, кто на просмотр приезжает), давно перевалило за сотню.

– Да, людей мимо меня много проходит, – кивает головой Миодраг. – Здороваются, а я никак не могу понять: где-то ведь уже видел человека. Вот на прошлый сбор человек десять из Сербии приезжали. Вроде все – мои земляки, но и их не могу запомнить.

– Вообще мы тут звезд с неба не хватаем, – замечает Джудович. – Да, клубу приходится просматривать много народа. Но никто сюда случайно не попадает. И не играет просто так. Финансы не дают тренерам ошибаться в выборе.

– Сергей Александрович, что про мой просмотр скажете? – обращаюсь к тренеру Трубицыну, который и руководил нашей тренировкой.

– Для первого раза пойдет. Не думал, что у тебя получится половину забегов выдержать. Хотя у нас и посложнее горка есть. На этой тренировке мы работали над физическими кондициями. Со временем увеличим количество забегов наверх до 18. Ну а чтобы посмотреть на вашу технику, удар, надо на поле тренироваться… 


КРАСНОЖАН: ВЫ ГОТОВЫ БЕГАТЬ В ГОРКУ

– Человек, который не готовился к такому занятию, способен бегом подняться на горку пять раз, – говорит уже Юрий Красножан, вернувшийся с тренировки игроков, у которых контракты с клубом не подписаны.

– Я пробежал семь.

– Это функциональная подготовка. А еще есть мяч и поле. Судить, насколько вы готовы играть в футбол, сложно. Пока можно сказать, что вы готовы бегать в горку, – улыбается главный тренер.

– Какой я по счету на просмотре в это межсезонье?

– Сложно сказать. На первом сборе у нас было в общей сложности 53 человека. Сейчас тоже большая группа. Но ведь это не от хорошей жизни. Хотя мы не жалуемся.

– Что самое сложное во время таких сборов для тренеров? Четыре тренировки в день?

– Скорее разговоры с игроками по итогам сбора. Со многими мы не в первый раз встречаемся. Кому-то отказали в прошлом году, теперь в этом… С каждым надо поговорить, объяснить все. Это сложно. С другой стороны – таким образом следим за их прогрессом, ищем более приемлемые условия для приобретения игроков. Но ясно, что селекционная работа должна организовываться другим образом. На данный момент мы этого сделать не смогли…

…Зато, несмотря на ежегодную пересменку игроков, Красножан, его помощники и футболисты, которые составляют небольшой костяк команды (с ними-то я и тренировался) создают отличную атмосферу в клубе. Теперь у меня на память – фото с футболистами после тренировки. Решено: в этом сезоне буду переживать именно за «Спартак-Нальчик».

А чтобы попробовать свои силы на поле, еще вернусь.

Новости. Хоккей