Генерал обороны. Так зовут в канаде защитника «Монреаля» Андрея Маркова – олимпийскую надежду сборной России

Корреспонденты «Советского спорта» взяли интервью у одного из сильнейших защитников лиги Андрея Маркова, который рассказал, почему не включает Овечкина в свою символическую сборную, ссорился ли он с вратарем «Канадиенс» Кэри Прайсом и как соседские дети
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ОЛИМПИАДА-2010
ДО ОТКРЫТИЯ ОСТАЛОСЬ 3 ДНЯ

Корреспонденты «Советского спорта» взяли интервью у одного из сильнейших защитников лиги Андрея Маркова, который рассказал, почему не включает Овечкина в свою символическую сборную, ссорился ли он с вратарем «Канадиенс» Кэри Прайсом и как соседские дети в Монреале зовут его на улицу играть в хоккей.

«В «ДИНАМО» И ПОДРАТЬСЯ МОГЛИ»

Недавно в Монреале громыхнул скандал. Газетчики писали, что после одного из неудачных матчей защитник «Канадиенс» Андрей Марков подъехал к своему вратарю Кэри Прайсу и кинул ему в лицо: «Если ты не хочешь играть, зачем вышел на лед?».

Сам Андрей никогда не отбывает номер на площадке. И другим не даст. В прессе стали шуметь, что в «Монреале» пошел раскол и команда не попадет в плей-офф. Но вскоре Марков и Прайс помирились, а у «канадцев» началась победная серия.

– Что случилось на самом деле? – спросили мы у Маркова в раздевалке «Канадиенс».

– Да кто вообще это придумал? – возмутился Андрей. – Я так считаю: происходящее в команде должно оставаться в команде. Это как в жизни. Если у людей в семье случаются ссоры, это не выносится на публику.

Хоккей – мужская игра, тут кипят эмоции. Ничего серьезного у меня с Прайсом не произошло. Вот когда играл в России за «Динамо», у нас на тренировках вообще могли вспыхнуть драки. Но потом выходишь на матч – и вы вместе бьетесь за победу. И человек, с которым у тебя была ссора, станет твоим лучшим другом.

– Через день после инцидента в Интернете появилось фото, где Марков на раскатке обнимается с Прайсом. Помирились?

– Это вы других наших фото еще не видели!

«НАСТРАИВАЛ СЕБЯ НА ПОЗИТИВ»

У Маркова с тем же Прайсом произошла еще одна неприятная история. В первом же матче регулярного чемпионата наш защитник боролся за шайбу у ворот, а голкипер «Монреаля» неловко попятился и острейшим лезвием распорол Андрею сухожилие. Это был несчастный случай – конек попал в сантиметровую щелку между щитком и ботинком Маркова.

Пока врачи не объявили диагноз, было подозрение, что один из лучших защитников сборной России пропустит Олимпиаду. Такие травмы лечат и по полгода. Но Марков быстро вернулся в состав. И даже ввел моду в раздевалке «Монреаля». Теперь многие надевают на игру специальные носки конькобежцев – их не порежешь даже ножом.

– Что чувствовали в первые дни после травмы, когда не могли двигаться?

– Когда только сделали операцию, было совсем тяжело. Дурные мысли лезли в голову. Но со временем я осознал, что травма не так серьезна, как о ней говорили врачи. Нужно было настраивать себя на позитив. И поскорее вернуться на лед.

Я не валялся в кровати. Если долго лежать одному дома, то крыша съедет. Начал ездить в коллектив к ребятам, смотрел их матчи. По утрам посещал докторов. Мне много звонили из России – и главный тренер сборной Вячеслав Быков, и Евгеньич (доктор «Динамо» Валерий Конов. – Прим. ред.). И даже Владислав Третьяк прилетал ко мне в Монреаль. Когда чувствуешь такую поддержку, становится гораздо легче.

– Вы вернулись в игру на полтора месяца раньше, чем ожидали врачи. И сразу же начали набирать по 2–3 очка за матч.

– Если бы чувствовал себя плохо – не погнал бы себя на лед. Просто я пошел на поправку. И очень соскучился по хоккею.

«КАПИТАН? НЕТ!»

Маркова трудно назвать самым разговорчивым собеседником. Но в следующей теме он заперся, как черепаха в панцире. Тем более что рядом стояли монреальские журналисты и ждали, когда Андрей закончит давать интервью на русском и уделит им хотя бы минутку.

– Овечкин стал капитаном «Вашингтона», Ковальчук был капитаном в «Атланте» до обмена в «Нью-Джерси». Многие считают, что Марков – лучшая кандидатура для капитанства в «Монреале». Вам не предлагали это звание?

– Нет.

– Вообще никогда?

– Я же ответил: нет.

– А газеты писали, что да. Но вы отказались.

– Нет, нет и еще раз нет. Я не хочу об этом говорить. Зачем распускать слухи? Когда поступит конкретное предложение, тогда можно обсудить эту тему. А сейчас бессмысленно. Я просто играю в хоккей, никаких фантазий.

…О том, что Марков после ухода Койву и Ковалева может стать капитаном «Канадиенс», не говорит в Монреале только ленивый. Если Андрей хотя бы намекнул о своем согласии в прессе, на следующий же день главный тренер Жак Мартен собственноручно нашил бы букву «С» на свитер русского. Но Марков не только молчаливый, но и очень скромный. Он никогда не будет выпячивать свое «я».

«ОВЕЧКИН НЕ В МОЕЙ ШЕСТЕРКЕ»

Канадские репортеры все-таки дорвались к Генералу обороны, как они называют Маркова. И начали его пытать вопросами о Майке Комисареке. Бывший напарник Андрея в «Монреале» ушел в межсезонье в «Торонто». И там сдулся, прямо говоря. Он уже не показывает прежней игры, да и мешают травмы – из-за них Комисарека отцепили от олимпийской сборной США.

«Не считаете ли, что Майк должен отдать вам половину своей зарплаты?» – воскликнул кто-то из журналистов, намекая на то, что Марков раскрутил своего партнера – и тот сорвал большой куш в «Торонто».

Сами догадываетесь, что ответил Андрей. Теперь он выходит в связке с Райаном О’Бирном, который прибавляет не по дням, а по часам.

– Мы много общаемся с партнерами, – рассказывал нам позже Марков. – А знаете, какой главный принцип для защитника? Чем ты незаметнее, тем лучше сыграл. Надо быть проще. Как нас учили в детстве: получил шайбу – отдай побыстрее. Если что-то не получается, для этого есть напарник, чтобы мы страховали друг друга. Хоккей построен на ошибках. Их не делают только роботы. Поэтому в паре важны спокойствие и взаимовыручка.

– Стандартный вопрос, который мы задаем многим игрокам: составьте свою символическую шестерку партнеров за карьеру. Вот Александр Овечкин, к примеру, поставил Маркова к себе в защиту.

– У меня было столько классных партнеров, что я могу сделать целую олимпийскую заявку из 23 человек. Но давайте определим шестерку, ладно. В ворота ставлю Виталия Еремеева…

– А с Набоковым вы не играли в «Динамо»?

– Играл. Но все равно – Еремеев… С защитой очень трудно. Кто же будет напарником?

– Вспомните своего современника. Кем восхищаетесь, против кого играли. Лидстрем, Нидермайер, Гончар…

– Все, выбрал – Александр Хаванов. Мы с ним взяли золото России в 2000 году. Теперь нападающие. Тут еще сложнее.

– Не хотите сделать алаверды Овечкину?

– Пускай будут Паша Дацюк, Макс Афиногенов и Лева Бердичевский. Овечкин – классный форвард, но мы с ним очень редко играли в одной пятерке. Когда будем чаще выходить вместе, тогда Саша попадет в мою команду мечты.

– Против каких нападающих вам играть интереснее?

– Чем они сильнее, тем лучше. Ты сосредоточиваешься на хоккее, хочешь переиграть конкурента. Пытаешься его прочитать, угадать мысли. Я могу сравнить это с шахматами. Нужно видеть игру на пару шагов вперед.

Форварды – они все разные. Тот же Овечкин бежит напролом и обладает хорошим броском. Или Габорик, очень быстрый и резкий. У Кросби свой стиль… Но тем интереснее их переигрывать. Если это удается, я получаю большое удовольствие.

«КАКИЕ УСЫ? У НАС ВСЕ СЕРЬЕЗНО!»

– Не обижаетесь, когда эксперты хором твердят, что самое слабое место у олимпийской сборной России – защита?

– Все, наверное, смотрят на наше звездное нападение. Оно у нас лучшее в мире. А на оборону не обращают внимания. Но хоккей – командная игра. И пахать в обороне должны не только защитники с вратарем. Все будет зависеть от нашего единства.

– Быков с Захаркиным уделяют особое внимание тому, что в сборной должен быть тотальный хоккей и форвардам нужно отрабатывать в обороне?

– Раньше надо было об этом напоминать. А сейчас – иначе никак. Хоккей сильно изменился. Если кто-то филонит в обороне, бросая своих товарищей в меньшинстве, – такая команда далеко не уедет. Поэтому уже никто из форвардов не ждет паса у чужой синей линии. Все возвращаются в защиту.

– Сборная России встретится 18 февраля со словаками в Ванкувере. Что скажете о вратаре «Канадиенс» Ярославе Галаке? Он очень хорош в этом сезоне.

– «Монреаль» набрал ход, и Галаку доверяют место в воротах. Он нам очень помогает. Но я бы не стал проводить параллели между клубом и Олимпиадой. Там будет совсем другое давление, нежели в НХЛ.

– Вы били ему буллиты?

– Уже забыл, когда последний раз это делал.

– Кто проиграет в «Вашингтоне» в конкурсе буллитов, тот разносит воду в раздевалке. В «Питтсбурге» отращивают усы. А у вас?

– А у нас другие задачи. Нам нужно попасть в плей-офф. Поэтому никаких конкурсов – у нас все серьезно.

«В МОНРЕАЛЕ МОЖЕШЬ ПРОСНУТЬСЯ НИКЕМ»

Марков – неординарный человек. Когда он знакомится с русским репортером, может протянуть ему руку и сказать: «Меня зовут Андрюша». Или пошутить в микст-зоне на чемпионате мира в Квебеке перед прессой всего мира: «Что происходит у нас в «Монреале»? Спросите Геннадия Богуславского, он все знает».

Приведенный ниже диалог о книге – из этого же ряда. Причем сначала Марков заявил: «Умные мысли умных людей». Попробуй разобрать, шутит он или нет.

– Ковальчук с Малкиным любят играть в дурака в Интернете. А что вы делаете в Сети?

– Смотрю фильмы онлайн. Русские.

– Какие, например?

– Названия не запоминаю. Хотя вот из последнего: «Яйца судьбы».

– Фильм про гастарбайтеров Равшана и Джамшута?

– Да. Легкое кино, чтобы поприкалываться.

– А книги?

– Я вообще не великий читатель. Но у меня стоит дома трехтомник, который я купил прошлым летом в Москве. И никак его не открою. Называется «Великие мысли великих людей». Наверное, когда повзрослею, то начну читать эту книгу.

– В «Монреале» вас уже считают великим игроком. Над вашим шкафчиком в раздевалке даже висит эмблема «Хоккейный зал славы». Намек на то, что Андрей Марков после завершения карьеры не может там не оказаться.

– Ну, это там уже давно. Еще когда в раздевалке повесили портреты знаменитых игроков прошлого. «Монреаль» – команда с великой историей. Этого нельзя не чувствовать. Ты можешь быть здесь очень крутым хоккеистом, а на следующий день проснуться никем.

Мурашки бегут по коже, когда выходишь на стадион, где за тебя болеют больше 21 тысячи зрителей. В этом городе все живут хоккеем, все его понимают. И сегодня ты здесь – король, а завтра тебя будет освистывать вся эта огромная аудитория.

– С вами когда-нибудь такое было?

– Со мной – нет. Такое бывает, если кто-то ушел из «Монреаля». Например, Комисарек. Или если мы играем с «Бостоном», который тут очень не любят. Знаете, как здесь освистывают капитана «Брюинз» Здено Хару?

Фанаты выплескивают эмоции. А мы играем для них. И все равно хотим нести радость людям. Такая у нас профессия.

«ДЕТИ ЗОВУТ НА УЛИЦУ»

– Вы жили невдалеке от «Форума» – легендарного стадиона «Монреаль», который уже переоборудовали в супермаркет. Почему решили переехать за город?

– «Канадцы» недавно открыли новый тренировочный каток. До него мне теперь ехать буквально 10 минут. Очень удобно. Да и район хороший и спокойный. Мне там нравится.

Бывает, правда, что соседские дети начинают играть на улице в хоккей. И звонят мне в дверь – или чтобы я с ними побегал, или просто дал автограф. Там живут франкоязычные семьи, для которых хоккей – это культ.

– Научились говорить по-французски?

– Знаю только пару слов. У меня нет таланта к изучению языков. В быту хватает и английского.

– Вы в курсе, кто у вас соседи слева и справа?

– Особо нет. Они знают, кто я. А у меня нет времени, чтобы лезть к кому-то в душу или знакомиться. Не такой я человек. У меня свой круг общения. Стараюсь его поддерживать.

– В общем, на барбекю вас не зовут.

– Я и сам могу барбекю приготовить. Или по-нашему пожарить шашлык. Близких людей я всегда жду в гости.

…В конце разговора Марков показал нам иконостас «Монреаля» – мраморную доску, на которой выбиты обладатели всех индивидуальных трофеев НХЛ в истории клуба. То, что там пока не написано «Андрей Марков, «Норрис Трофи», лучший игрок обороны лиги» – большая несправедливость.

Ну да какие его годы? Маркову лишь 31 год.

Новости. Хоккей