Больше, чем золото. Горькое поражение сборной России наш спецкор переживал вместе с ее неординарными болельщиками

В атмосфере хоккейного безумия, поглотившей вчера Ванкувер, наш спецкор вместе с болельщиками разбирался, в чем мы проиграли сейчас и как надо готовиться к Сочи.
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ВАНКУВЕР-2010
VIP- ЛОЖА

В атмосфере хоккейного безумия, поглотившей вчера Ванкувер, наш спецкор вместе с болельщиками разбирался, в чем мы проиграли сейчас и как надо готовиться к Сочи.

РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА

– Читай это! – водитель автобуса, который обслуживает нашу гостиницу, тычет мне в лицо значком. – Ну, теперь ты понял, что это для нас значит?

На значке написана фраза «Больше, чем золото». Это ответ на просьбу объяснить, что для канадцев значит победа в хоккейном турнире. «Больше, чем золото»: мы слышим это ежедневно из телеприемников, видим этот слоган на билбордах. По местному «ящику» даже рекламный клип на эту тему идет. Красивый и пафосный. В нем доступно объясняется: произойти на домашней Олимпиаде может все, что угодно. Но только не хоккейное поражение.

КОММЕНТАТОР СКОБРЕВ

Ближайший к стадиону выход со станции «Стадион» предусмотрительно закрыт полицией в целях безопасности. А путь из другого как раз опасностями и пестрит. На каждом шагу к тебе кидаются люди с табличкой «Мне нужны билеты». Мольба в их глазах ни в какое сравнение не идет с той показной, что всегда в глазах местных нищих.

За сколько купишь? – зарождаю надежду в пареньке-безбилетнике.

– Полторы тысячи долларов максимум! И то, если у тебя хорошие места, – хоккейное безумие началось.

– Флажки, флажки! – кричит стоящий по ходу движения толпы продавец. – 10 долларов за большой, пять – за маленький. У кого еще нет флажков?

Да у всех уже есть! А если не флажки, так фирменный свитер канадской сборной. Впечатление, что эти кленовые толпы – части несметной армии, вставшей по зову родины на ее защиту.

Неужели трибуны будут настолько чужими? Первый же обход свидетельствует: конечно же, нет! Вон, на галерке освоились ребята с флагом, на котором написано «Сибирь». А вот на козырных местах в середке партера еще ребята с нашим триколором. Из Москвы, естественно. А вот к перилам почетной ложи любовно прилаживают российское полотнище президент Континентальной хоккейной лиги Александр Медведев и его зять, президент московского «Динамо» Михаил Головков.

Как настроение, Александр Иванович? – интересуюсь.

– Протяните кулак! – командует он с верхотуры. Я подчиняюсь и тут же получаю могучий тычок кулак в кулак. С настроем в этой ложе все ясно. А прямо под нашими ВИПами, там где сидят радио- и телеколлеги, обнаруживаю... двукратного медалиста Игр Ивана Скобрева. Он нацепил наушники и уже готов впервые в жизни выйти в эфир.

Какими судьбами? – интересуюсь у человека, только что назначенного знаменосцем сборной на церемонии закрытия.

– Да вот «Маяк» попросил поучаствовать в репортаже, – улыбается Иван.

Волнуетесь?

– Совсем не так, как несколько часов назад, когда посещал лагерь хоккейной сборной. Я им клюшку принес, чтоб автографы оставили. Ну и стушевался. Такие великие люди кругом, мастера...

ПЕВЕЦ СЮТКИН: КАНАДА СЫГРАЛА ПО-СОВЕТСКИ, МЫ – ПО-КАНАДСКИ

«С горящими сердцами» – синим по белому льду хоккейной арены начертан девиз Игр-2010. И канадцы следуют ему неукоснительно. Их запредельный настрой оборачивается покером в ворота Набокова в первом периоде, мы отвечаем лишь шайбой Калинина.

Ищу утешения под куполом арены, где заметил министра спорта Виталия Мутко с супругой. Лучше б не искал. На лице у него крупными буквами написано: «Марибор-2».

– Что ж это такое происходит-то? – недоумевает Виталий Леонтьевич. – Вроде и в желании бороться никого не упрекнешь, но результат-то на табло! Неужели канадцы просто настолько сильнее?..

Настолько и даже больше – показывает период номер два. Во втором перерыве общаться с соотечественниками становится решительно невозможно. Кто-то, как олимпийский чемпион, член Международного олимпийского комитета Александр Попов, просто отводит взгляд. Кто-то, как великий хоккеист и тренер Борис Михайлов, нервно здоровается и тут же деловито отворачивается к площадке. Лучше всего это состояние сформулирует мне отец нашего хоккеиста Сергея Федорова: «Правду говорить не хочу, а врать совесть не позволяет».

Наш ВИП-народ оттаивает только поздно вечером в «Боско-баре», открытом в самом центре Ванкувера. И начинает изливать свою боль.

– Все сразу настолько не задалось, что я тут же вспомнил Турин, – делится певец Валерий Сюткин. – Матч с финнами. Я орал, срывая голос. За моей спиной сидел Вячеслав Старшинов. И он после одного из первых вбрасываний сказал: «Сынок, не кипятись, сегодня проиграем – прости, но это всегда сразу видно». Канадцы настолько быстро избавлялись от шайбы, настолько мастерски передвигались, что сомнений в их превосходстве не было. Обидно, что они сегодня показали образец той игры, которую в свое время демонстрировали советские хоккеисты. Мы же зачем-то играли как раз по-канадски.

АДВОКАТ БАРЩЕВСКИЙ: ХВАТИТ ПО ФЕДЕРАЦИЯМ ДЕНЬГИ ВОРОВАТЬ!

– Больше всего обидно за болельщиков, – чеканит популярный адвокат Михаил Барщевский. – За людей, которые, как я видел, за собственные деньги приехали из Магадана, Красноярска, Хабаровска. Они приехали болеть за команду, которая, с моей точки зрения, сыграла из рук вон плохо. Непрофессионально. И это особенно обидно.

Вообще эти Игры показали, что непрофессионализм в нашем спорте носит системный характер. Возьмите фигурное катание. Почему наши тренеры воспитывают чужих спортсменов? Значит, им не предложили достойных условий на Родине! И это при том, что в спорт вбухиваются огромные деньги. Значит, пора заканчивать по федерациям деньги воровать! Я очень надеюсь, что период неотставляемых ветеранов в нашей стране подходит к концу.

МУЗЫКАНТ БУТМАН: НЕ ПОЛУЧАТЬ, А ЗАРАБАТЫВАТЬ ДЕНЬГИ

Витиеватый саксофон Игоря Бутмана скоропостижно прервал свою импровизацию: на экране шли последние секунды матча Швеция – Словакия.

– Сейчас мы наконец поймем, что славянский народ может выигрывать в хоккей даже у олимпийских чемпионов! – сказал в микрофон Бутман, который в свое время профессионально занимался хоккеем. И оказался прав: словацкая сборная одержала сенсационную победу – 4:3.

Через минуту, когда я жду Игоря у входа в заведение, мимо вихрем проносится форвард сборной России Максим Афиногенов. С такой же скоростью он сегодня после игры пробежал, не проронив ни слова, сквозь смешанную зону.

– Мы слишком легко выпустили игру из-под контроля, – с грустью констатирует Игорь. – И в наших рядах не нашлось лидера, который смог бы повести команду за собой. Мы пропускали какие-то элементарные голы, когда нападающие забывали помогать защитникам. У нас была какая-то странная тактика, когда нас, особенно Овечкина, били, а мы не отвечали. Наверное, надо было менять Набокова уже при 4:1. Зачем было усугублять его моральное состояние?

Не думаю, что в данном случае проблема исключительно в тренерах. Все значительно глубже. Нам надо обеспечить нормальную работу детского и юношеского спорта, сделать так, чтобы наши профессиональные хоккеисты деньги не получали, а зарабатывали. К сожалению, на сегодняшний день это не так. Контракты в НХЛ подкреплены рыночной хоккейной экономикой. У нас же пока нет. Пора приводить доходы игроков к реальностям нашей лиги и жизни в стране.

ВИЦЕ-СПИКЕР ГОСДУМЫ ЖУРОВА: В НАШЕЙ СБОРНОЙ КАТАЛИСЬ ФИГУРИСТЫ

– Все-таки 3:7 – это чересчур, – сокрушается вице-спикер Госдумы, олимпийская чемпионка Светлана Журова. – Но я знаю, почему так вышло, мне знакомые канадцы рассказали. Весь последний год здесь прошел под лозунгом «Умереть, но обыграть русских в хоккее». Наверное, мы это недооценили. Сложно сказать, что именно произошло с нашими ребятами. Но они были явно не в себе. Я Овечкина вообще не видела. Он куда делся-то? Канадцы как детей делали нас своей распасовочкой! А знаете, какую эсэмэс я сегодня супругу с матча прислала? «Вместо хоккеистов у нас на льду катаются фигуристы, причем в показательных выступлениях». Вот такое у меня, извините, впечатление сложилось. Может, и обидно для кого-то...

И мне тоже было обидно, когда глубокой ночью я возвращался в отель и терпел насмешки полупьяных подростков в метро. Они почти ничего не говорили. Просто показывали сначала на двух руках семь пальцев, а потом на одной три. И омерзительно ржали.

А в соседнем Макдоналдсе, единственном круглосуточном общепите в округе, на меня показала пальцем знакомая продавщица. Эта китаянка, за всю Олимпиаду ни разу не отреагировавшая ни на мою форму, ни на болтающуюся на шее аккредитацию, сегодня уничижительно прощебетала: «О, это вы проиграли 3:7!»

Это я. Это все мы. На нас теперь четыре года будут показывать пальцем. Добро пожаловать в Сочи. Я почти уверен, что в 2014-м вы увидите плакат с надписью «Больше, чем золото».

Новости. Хоккей