Тренер сборной России Игорь Захаркин: Нам дали обухом по голове

Корреспонденты «Советского спорта» взяли эксклюзивное интервью у Игоря Захаркина, которого встретили на входе в Олимпийскую деревню. От острых вопросов тренер сборной уходить не стал…
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ВАНКУВЕР-2010
ХОККЕЙ. ЧЕТВЕРТЬФИНАЛ. РОССИЯ – КАНАДА – 3:7

Корреспонденты «Советского спорта» взяли эксклюзивное интервью у Игоря Захаркина, которого встретили на входе в Олимпийскую деревню. От острых вопросов тренер сборной уходить не стал…

«У НАС БЫЛА ЖИВАЯ ЛАВОЧКА»

– Если оценивать Олимпиаду в целом, мы выбрали все лучшее, что есть у России в хоккее, с нашей точки зрения, – говорит Игорь Захаркин. – Лучших игроков КХЛ и НХЛ, подходящих под нашу игровую модель. По составу мы бы ничего изменить не смогли. Да, у нас было мало времени на подготовку. Но мы наращивали мощь команды, и с каждым днем появлялась сыгранность.

– Как у канадцев, которые тоже плохо начали Олимпиаду.

– Мы плохо не начинали. Но в краткосрочных турнирах большую роль имеет психологическая мотивация. С канадцами шла игра на вылет. Она требует особого душевного настроя. Канада показала удивительно классный хоккей. По движению, мысли, исполнению, заряженности. Я не понимаю, почему мы не смогли разогнаться.

Мы ведь тоже тщательно готовились к четвертьфиналу, разбирали соперника, тренировались командой. И ребята собирались отдельно, разговаривали, настраивались… Мне сложно сказать, почему мы так проиграли.

– Болельщики уже проводят параллели: «Ак Барс»-2005, «Рейнджерс» до локаута в НХЛ... Может, вам было сложно создать команду из такого количества звезд?

– Но ребята были командой! Мы не слышали упреков по поводу игрового времени, кто выходит в спецбригадах. Защитники, пропускавшие свои смены, подбадривали товарищей. У нас была живая лавочка. Вратари друг к другу не ревновали… Идеальный коллектив. И при этом такой коллапс.

– В настрое уступили?

– Скорее перегорели. Два дня готовились, Канаду держали в голове. Она играла накануне. Заряженность, которая была во встрече с немцами, перенесла на этот матч.

– Забили гол, другой, и у нас наступило смятение…

– Но оно ведь не может быть все три периода!

«МЫ НЕ СМОГЛИ ИГРАТЬ НА ИХ СКОРОСТИ»

– Мы думали, в перерыве вы замените Набокова. Почему этого не сделали? А может, сразу нужно было поставить Брызгалова?

– Мнений всегда много. Но мы выбрали именно этого вратаря. Нельзя ведь сказать, что Набоков хуже, чем Брызгалов. Как не скажешь и обратное. Просто выбор пал на Евгения…

– А у него не пошло.

– Но разве нам забивали голы по вине Набокова? Это была системная ошибка обороны.

Когда Калинин забросил шайбу и счет стал 1:3, мы видели, как ребята обращались к вратарю: «Женя, все нормально, мы сейчас потащим». В этой ситуации убирать голкипера – это давать сигнал, что мы сдаемся.

– Словно белый флаг.

– Тогда мы, тренеры, попали бы в смятение. А мы хотели вытащить ребят на наш план игры, чтобы мы начали показывать коллективный хоккей. Говорили, что быстрота – наш козырь. Но, к сожалению, она стала козырем канадцев. Мы не смогли играть на их скорости.

Сейчас мы оглядываемся назад – может, кого-то не стоило брать в состав? Но с моей точки зрения, мы все делали правильно.

«ПРИ ЧЕМ ТУТ СОВМЕСТИТЕЛЬСТВО?»

– Специалисты говорят, что Быкову с Захаркиным не хватило поддержки. У вас не было ни пяти тренеров в штабе, ни службы скаутов, как у Канады.

– Дай нам скаутов – мы все равно выбрали бы тех же хоккеистов. Скаутинг – это наблюдение за соперником. Но у нас записи на каждый матч. Когда мы готовимся к игре, то делаем видеоразбор. А я даю комментарии, как действует соперник.

Мы записали по диску для каждого хоккеиста. Они бы могли посмотреть нужное видео. Дополнительная информация не нужна. Мы все знали о канадцах, как и они – о нас.

Будь у нас пять человек в тренерском штабе – не думаю, что это больше бы сплотило команду. Сейчас вот чехи проиграли финнам – у них тоже был большой штаб, и приехало много энхаэловцев. А посмотрите, какая разница в скоростях между нашим матчем и этим.

– Очевидный вопрос – совместительство в «Салавате Юлаеве» и сборной помешало вам подготовиться к Олимпиаде?

– Не работай мы в клубе КХЛ, это ничего бы ни изменило. Почти неделю мы тренировались командой. У нас было три дня на разгон перед четвертьфиналом. И два дня, за которые мы могли восстанавливать сборную, наращивать ее мощь. Не думаю, что причина поражения в том, что тренеры были не освобожденными. На что бы это повлияло?

– Вы бы больше ездили в НХЛ, изучали манеру игроков, кто как бьет буллиты…

– С буллитами в матче со Словакией (1:2), возможно, мы где-то ошиблись. На тренировках их вроде бы все нормально бьют. Казалось, это очень простой вопрос. Вопрос буллитов нас волновал в меньшей степени. Но после этого мы стали их отрабатывать, устраивали конкурсы на тренировках.

Вы говорите, что Овечкин – не специалист по буллитам в НХЛ. Но он на занятии забивает из двух два. Семин бьет штрафные броски в «Вашингтоне», а тут не забивает. Козлов – лучший буллитмейстер, его «Айлендерс» только для этого покупал. Но вот в «Салавате» у него с этим неважно…

– Победи Россия словаков по буллитам, мы бы все равно заняли третье место в общей таблице и попали на Канаду...

– Так и есть.

«ТРАГИЧЕСКАЯ НЕУДАЧА»

– Зиновьев сильно сломался?

– У него очень серьезная травма. То, что он играл, – это геройский поступок. Другой спортсмен с менее железным характером не вышел бы на матч. Я снимаю шляпу перед Сергеем.

– В мае вы можете выиграть золото на чемпионате мира в Германии. Но станет ли это моральной компенсацией за фиаско с Канадой?

– Любая победа над канадцами – это матч-реванш... Мне было приятно, как мы сейчас прощались с ребятами. Как они обнимались, желали друг другу удачи. Нам удалось создать команду. Никто нас не сможет упрекнуть, что хоккеисты проводили много времени в «Русском доме», что они мало готовились к матчам. В бытовом плане это была идеальная команда. Но беда в том, что канадцы в конкретной игре оказались сильнее.

– Почему не удалось переломить ход матча?

– Мы пытались. И Федорова ставили к Овечкину и Семину, и в три звена играли, и на три пары защитников перешли. И все равно не сумели создать пресс на ворота Канады.

Я был абсолютно уверен, что канадцы не смогут сохранить темп на протяжении всего матча. А они провели так мощно все три периода. На такую же ерунду мы и со словаками попали. Два дня отдыхали и, казалось, должны быть свежими. Но…

На Олимпиаде куда выше цена ошибки. Проигранное вбрасывание, потеря на синей линии – получаешь гол в свои ворота. Уровень хоккея запредельный.

– Нет чувства, что вы с ним не справились? Это ведь ваш тренерский дебют на Олимпиадах.

– Наоборот, здорово работать с блестящими мастерами, которые быстро понимают, что ты от них хочешь. Чем выше уровень, тем интереснее.

Другое дело, что канадцы дали нам обухом по голове. Когда проигрываешь в одну шайбу и была борьба – ищешь причины, что сделано не так. А здесь мы явно уступили. Это удручает.

– Такого морального удара сборная России при Быкове и Захаркине не получала.

– Мы никогда так не проигрывали. Это трагическая неудача. У нас всех были такие ожидания от этой Олимпиады… Посмотрите на глаза игроков. Я едва не заплакал при прощании. Люди с теплотой говорят о команде, они не хотят уезжать, но вынуждены. Это очень сильные чувства.

– Полноценный реванш у Канады можно взять теперь лишь в Сочи. Но это только через четыре года.

– Нужно садиться и серьезно говорить о хоккее в России. Всем заинтересованным лицам. Как будем развивать этот спорт. У нашего хоккея очень большие проблемы. Выступили бы мы удачно в Ванкувере – это бы сгладилось. Но теперь это обнаженный нерв…

Новости. Хоккей