Тренеры «Салавата Юлаева» и сборной России Вячеслав Быков и Игорь Захаркин: Мы – как расстрельный батальон. Не имеем права на ошибку

Вячеслав Быков и Игорь Захаркин за сутки до старта полуфинальной серии «Салават Юлаев» – «Ак Барс» дали откровенное интервью «Советскому спорту».
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ХОККЕЙ. КХЛ
СЕГОДНЯ. 17.00 (МСК). «САЛАВАТ ЮЛАЕВ» – «АК БАРС»

Вячеслав Быков и Игорь Захаркин за сутки до старта полуфинальной серии «Салават Юлаев» – «Ак Барс» дали откровенное интервью «Советскому спорту».

ТРЕНЕРЫ «САЛАВАТА ЮЛАЕВА» ПОЛУЧИЛИ ОТ ЮРИЯ ШЕВЧУКА (В ЦЕНТРЕ) НОВЫЙ АЛЬБОМ И ОБЕЩАНИЯ ПОДДЕРЖАТЬ УФИМСКУЮ КОМАНДУ.
 

О «НЕФТЕХИМИКЕ»

– Ваш четвертьфинал с «Нефтехимиком» получился крайне тяжелым. Это связано с тем, что нижнекамцы отлично поработали во время олимпийской паузы, подтянув «физику»?

Быков: – Физически «Нефтехимик» до конца выдерживал предложенный нами темп. И я согласен, что эта пауза стала отличной возможностью для клубов провести вторую предсезонку, но уже перед Кубком Гагарина. Кто как подготовился, так и выступил.

– «Салават Юлаев» – остро- атакующая команда, но в этой серии вы отлично играли в обороне.

Быков: – Мы стараемся искать баланс. Некоторые специалисты говорят, что в ущерб атаке мы ушли в оборону, наступив на горло собственной песне, – все это ерунда. Плей-офф – это другой уровень. Здесь без надежной защиты ничего не добьешься.

Захаркин: – Все отмечают «физику» «Нефтехимика». А какая тогда подготовка у «Салавата», раз мы победили?

Мы забивали один-два гола. Но создавали кучу моментов…

Быков: – Они не были под прессом, в отличие от нас. И вот здесь можно говорить о классе – нужно уметь играть под таким давлением.

Захаркин: – Что отличало «Нефтехимик»? Он был наглым в хорошем смысле слова. Надеемся, эта команда будет и дальше прогрессировать. Мы уважаем соперников.

ОБ «АК БАРСЕ»

– Насколько сильно «Салавату» не хватает травмированного Зиновьева?

Быков: – А насколько важен Зарипов для Казани?

Захаркин: – Зиновьев с Зариповым – одни из лучших игроков сборной. Они незаменимы. Выпадает важный, системообразующий человек в звене.

Быков: – Но если люди работают системно, то в команде должна быть взаимозаменяемость. Пусть даже частичная. Поэтому нельзя сказать, что мы потеряли звено, когда вместо Зиновьева с Радуловым и Торесеном начал играть Григоренко. Мы перестроились, вот и все.

– В прошлом сезоне о «барсах» говорили, что у кошек семь жизней. Они спасали серию с «Авангардом» за 15 секунд до сирены, отыгрывались в финале с 0:3. В общем, творили чудеса…

Захаркин: – Готовность хоккеистов, техническая и тактическая оснащенность – это есть у многих. В плей-офф на первый план выходит волевой настрой. У кого больше желание, тот и будет побеждать в таких матчах. Мы что, не знаем, как играть против Морозова? Тот же Прошкин много раз выступал против него. Но настрой решит очень многое.

Быков: – Тем интересен Кубок Гагарина. Пыл, кураж, азарт могут перебить любую «физику».

– Говорят, эта серия станет дуэлью тренеров. Чувствуете, что вам придется играть во что-то вроде шахмат?

Захаркин: – Любой хоккейный матч – в том числе и дуэль тренеров. Вообще выражение «тренерская команда» некорректно. Подбираются игроки, наставник с ними работает. Какие это шахматы? Это творчество, основанное на законах теории. Задача наставника – быстро находить ошибки и корректировать их по ходу матча.

Быков: – Мы говорим, что «Нефтехимик» – команда Крикунова. «Ак Барс» – команда Билялетдинова. Тогда «Сибирь» или «Авангард» – это чья команда? Губернатора?

Захаркин: – СКА, получается, газпромовская команда. В нашем контексте это очевидная глупость. Абсурд.

ОБ ОЛИМПИАДЕ

– Ваше желание выиграть Кубок Гагарина подается так: Быков с Захаркиным хотят реабилитироваться за Ванкувер. Согласитесь?

Быков: – Еще одна глупость. Любой игрок и тренер… Да что там, любой пацан, выходящий на дворовый матч, очень хочет победить. Они еле стоят на коньках, но горят желанием забить гол. Мы – такие же пацаны. Не отличаемся ничем.

Захаркин: – В нашей команде живые люди. Настоящие спортсмены. Мы не наелись победами. Нам все нужно выигрывать – и Кубок Гагарина, и чемпионат мира, и об Олимпиаде мы мечтали…

– Как удалось пережить шок от Ванкувера?

Быков: – А я до сих пор не пережил. Это останется со мной на всю жизнь. Мы пишем свою судьбу, как книгу. И эту главу никак не вычеркнешь, не забудешь, не выбросишь в мусорную корзину.

– Это клякса на странице? Шрам на сердце?

Быков: – Это боль, которая будет всегда. Но важно правильно оценить, что произошло. Чтобы не зациклиться на этом, не уйти в дебри. Нужно уметь смотреть вперед. Мы никогда не ссылаемся на статистику прошлых лет. Не говорим, что победили на чемпионатах мира в 2008 и 2009 годах и, значит, нам автоматически надо давать вотум доверия. Мы смотрим вперед – дописали главу, поставили точку. Это уже история. Поехали дальше, что мы еще можем улучшить.

Захаркин: – Ключевые слова – анализ и вывод. То, что случилось в Ванкувере, никак не изменить. И этого никто не забудет. Нам не нужно перед кем-то извиняться, оправдываться. Хотя до сих пор ищут много аргументов, приводят слова канадских игроков: вот, они играли с сердцем. А наши ребята? Мы тоже хотели победить.

Вроде бы эти аргументы должны снимать с нас груз. Да, у них сильнее игроки. Чего вы от нас хотите? Но мы были искренне уверены, что именно у нас лучшая команда на Олимпиаде.

– Многие были в этом уверены…

Захаркин: – Нам не так важно, что думали многие. Все равно все сходится сюда, в эту тренерскую комнату. Разделить ответственность на всех – значит снять ее с себя. Мы так никогда не поступаем.

Можно говорить, что нас раздавили, разбили, затоптали, а сейчас еще и плюют постоянно. Но на самом деле мы стали закаленнее.

– Есть известное изречение: «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее».

Быков: – Эта фраза не просто так родилась… Нам вменяют в вину, что после двух победных чемпионатов мира у нас вроде бы голова стала в два раза больше.

Захаркин: – Вдруг надулись как шарики и улетели в небеса.

Быков: – Вроде как мы закрыли всем глаза на проблемы в нашем хоккее. И во всех бедах виноваты только мы. Но мы-то знаем, что как личности не изменились. И после побед, и после поражений мы привыкли делать анализ. Нас никогда не заносило. И не занесет.

Захаркин: – Мы не переоценивали наши достижения. И не говорили, что те победы – успех одного-двух человек. Это победы команды. И всех тренеров, которые готовили игроков.

О ПРОБЛЕМАХ НАШЕГО ХОККЕЯ

– Вас очень задевает критика. Так, может, не читать газеты, не смотреть статьи в Интернете, не включать телевизор? Зачем себя распалять, натыкаясь на негатив?

Быков: – Мы отовсюду добываем информацию, нужную в работе. Один из способов – СМИ.

Захаркин: – Наверное, над этой фразой опять будут издеваться в Интернете. Но мы ведь радеем за российский хоккей. Даже если не будем работать в сборной. Нам все интересно, что о нем пишут. И очень хотелось бы, чтобы дискуссии от итогов Олимпиады и наших персон переходили на более глобальные проблемы. Мы хотим видеть конструктивные материалы, как развивать российский хоккей, в каком направлении двигаться дальше.

– Эта тема бесконечна, ее можно обсуждать сутками. Обозначьте одну, самую главную проблему.

Захаркин: – Наличие молодых подготовленных хоккеистов. Представьте, что у нас есть две тысячи классных, техничных ребят. Тогда, наверное, мы могли бы создать три-четыре юниорские сборные – сто хоккеистов. Эти игроки со временем перейдут на взрослый уровень. Так ведь построена система в Канаде. Важна организация в нашем хоккее. Но еще важнее то, что мы получаем на выходе.

– Чтобы количество перешло в качество.

Захаркин: – Чтобы количество изначально было качественным. Юные хоккеисты должны быть хорошо обучены. Чтобы детские команды не выезжали на трех-четырех звездах в своем возрасте. Нашему хоккею нужен широкий и квалифицированный базис.

Быков: – Для этого нужно развивать массовость. И работать с тренерскими кадрами.

– Глобальные задачи вы ставите перед КХЛ.

Быков: – Мы ни перед кем не ставим задач. Мы сидим в тренерской чуть ли не до часа ночи и рассуждаем, как может развиваться наш хоккей. А вот еще тема: как привить этим пацанам с детских лет кубковую жажду победы? Вот почему канадцы бьют нас на всех уровнях? Такое впечатление, это у них в крови. Может, такие результаты дает система проведения соревнований, где больше стыковых матчей, в которых вырабатываются эти характерные навыки?

– Возможно, дело в мотивации?

Быков: – Если у наших подростков нет мотивации, тогда пусть учатся в школе, а не играют в хоккей. Еще раз: весь фундамент подготовки – технический и психологический – закладывается с самого детства.

О ЧЕМПИОНАТЕ МИРА

– После Олимпиады штаб сборной был расширен. В частности, в него вошел Андрей Назаров, который закончил командировку по Северной Америке, где просматривал энхаэловцев. Каковы результаты поездки?

Быков: – Мы встречаемся с Андреем где-то 4–6 апреля. Он прилетит в Уфу или в Казань. У нас состоится собрание. Хотя мы с Игорем постоянно были с ним на связи.

С моей точки зрения Андрей очень профессионально и качественно подошел к этой работе. Мы не ошиблись в его кандидатуре.

Валера Брагин тоже в контакте с нами, он отвечает за молодежь. Борис Майоров контактирует с Федерацией хоккея напрямую, на нем многие оргвопросы. В свое время Майоров был начальником Управления хоккея, генеральным менеджером сборной. В этом плане у него огромный опыт. Майоров нужен не для того, чтобы лезть в дела тренеров, а для организационных моментов.

Этот штаб работает только до конца сезона. Он создан под чемпионат мира в Германии. А потом мы снова проведем анализ, эффективно ли все работало, устраивает ли это нас и что делать дальше.

– Есть неожиданные фигуры из НХЛ, которые вам предложил Назаров? Например, ему понравился силовой форвард «Атланты» Евгений Артюхин.

Захаркин: – Пока не надо называть фамилии. Хотя у нас прошло рабочее совещание перед командировкой. И мы обозначили Назарову круг игроков, который нам интересен. Среди них есть и молодые ребята.

Быков: – В «Советском спорте» я читал интервью с вратарем «Миннесоты» Антоном Худобиным. Он тоже входит в наш расширенный список. Но я соглашусь с Игорем, что обсуждать фамилии пока преждевременно.

– Чемпионат мира – хороший повод проверить в деле молодежь…

Быков: – Мы в ситуации, когда нам в Германии обязательно нужно брать золото. Наш контракт с ФХР действует до конца этого сезона. Президент Федерации Владислав Третьяк нам конкретно сказал на исполкоме: «Решение по вам примем после чемпионата мира».

– Вы не получили гарантий. Как тот же «Спартак», который продлил контракт с Милошем Ржигой еще до наступления плей-офф.

Быков: – Безусловно! Никаких гарантий, даже наоборот.

– Получается, это расстрельный батальон? У вас нет права на ошибку?

Быков: – Так и есть. И в этой ситуации мы должны думать, сделать ли ставку на молодежь или на проверенных игроков? И кого мы выберем?

– Вроде бы канадцы собираются привезти много молодежи в Германию.

Захаркин: – Это пока слухи. Канада еще не объявила состав. Факт в том, что нам нужно обязательно выиграть чемпионат мира для того, чтобы продолжить работу в сборной.

В общем-то мы каждый год в такой ситуации. Доказываем свою состоятельность.

– Я слышал, вы хотите созвать пресс-конференцию до чемпионата мира, чтобы ответить своим критикам.

Быков: – Эта идея вынашивается. Девять месяцев до родов еще не прошло. Родим ли мы этот проект – еще неизвестно.

Захаркин: – А срок у слонов, между прочим, 22 месяца.

Быков: – Вот и увидим, слоны мы или нет.

– Неужели так накипело, что очень хочется ответить? Мне кажется, лучший ответ – золото.

Захаркин: – Вы нас не поняли. Повторю еще раз. Нужно разбираться, в чем мы проигрываем канадцам. Отправной точкой всегда теперь будет Ванкувер. Почему Канада нас так разбила?

Я говорю, что у них огромный выбор игроков. Слава считает, что это вопрос мотивации. Но проблема-то значительно шире. И дело не только в нас. Сборная России до Быкова и Захаркина не выигрывала 15 лет вообще ничего. Это было вроде бы плохо. Мы победили на двух чемпионатах мира – снова плохо. Потому что мы проиграли судьбоносный матч Канаде. И эта игра вскрывает сразу все проблемы.

Вот вы говорите, что канадцы привезут молодежь в Германию. Но я уверен, что там будут таланты вроде Стэмкоса, забившего 46 голов в сезоне НХЛ, которые снова поборются за золото. А у нас есть такие 20-летние Стэмкосы? Об этом и речь…

А В ЭТО ВРЕМЯ…

«БАРСЫ» ОТКАЗАЛИСЬ ОТ ТРЕНИРОВКИ В УФЕ

Вчера в 17.40 по местному времени чартер «Ак Барса» приземлился в Уфе. Из аэропорта обладатель Кубка Гагарина сразу отправился в «Президент-отель», отказавшись от ледового занятия на «Уфа-Арене».

По информации из казанского клуба, готов выйти на лед получивший сотрясение мозга в шестом матче серии с «Магниткой» финский нападающий Ханнес Хювенен. Перед вылетом в Уфу провел первую тренировку в общей группе его соотечественник – Янне Песонен, залечивший сложный перелом руки. Однако участие Песонена в матчах серии пока под вопросом.

ДЕНЬ СМЕХА

КАК ЗАХАРКИНУ РАЗРЕШИЛИ НОСИТЬ ШОРТЫ

Быков с Захаркиным давали интервью «Советскому спорту» первого апреля. В конце разговора я спросил: их как-то разыграли в День смеха?

Игорь Захаркин рассказал, что на один из матчей Кубка Гагарина вышел в джинсах, а не в брюках. Чем тут же дал повод для иронии. Руководитель Департамента проведения соревнований КХЛ Сергей Козлов в четверг прислал эсэмэску следующего содержания: «КХЛ, рассмотрев тяжелое положение с дефицитом размеров брюк у тренерского состава «Салавата Юлаева», разрешила им использовать на матчах плей-офф школьные шорты для младших классов».

Далее следовала приписка: «С первым апреля!».

Захаркин долго смеялся.

РУССКИЙ РОК + ХОККЕЙ

ЮРИЙ ШЕВЧУК БОЛЕЕТ ЗА «САЛАВАТ»

Композитор и поэт, основатель и лидер знаменитой рок-группы ДДТ Юрий Шевчук во вторник пришел в раздевалку «Салавата», познакомился с командой и пообещал поддержать уфимцев как минимум на двух первых матчах серии с «Ак Барсом».

Юрий Шевчук жил в Уфе с 13 до 28 лет, пока не переехал в Ленинград. Там же, в Уфе, и была создана группа ДДТ. Пять лет назад Шевчука признали народным артистом Башкирии.

Быков: – Раньше мы не были знакомы с Юрием. Удивительный человек!

Захаркин: – Удивительно порядочный. Таких не так много. Юра – один из тех людей, которые мыслят глобально и болеют душой за каждого в отдельности россиянина. У него очень серьезная гражданская позиция. Она вызывает уважение.

– Ваша любимая песня ДДТ?

Быков: – Об осени.

– «Что такое осень?» Это – начало хоккейного сезона…

Захаркин: – Мы имеем в виду хит «Последняя осень».

Быков: – Шевчук нам подарил диск. Там есть, например, песня «Когда закончится нефть». Обязательно послушаем весь альбом.

Новости. Хоккей