«Мне не стыдно за работу». Прилетев на родину, главный тренер сборной России Вячеслав Быков заявил, что его судьбу решит исполком ФХР 31 мая

Потрепанная армия возвращалась с войны. В аэропорту «Шереметьево» сборную России встречали несколько десятков преданных болельщиков. И примерно столько же журналистов, часть которых жаждала крови. Про эту встречу трудно сказать, что она «прошла в теплой
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ХОККЕЙ. ЧМ-2010. ФИНАЛ
РОССИЯ – ЧЕХИЯ – 1:2. ПОСЛЕСЛОВИЕ

Потрепанная армия возвращалась с войны. В аэропорту «Шереметьево» сборную России встречали несколько десятков преданных болельщиков. И примерно столько же журналистов, часть которых жаждала крови. Про эту встречу трудно сказать, что она «прошла в теплой и дружеской обстановке». Но и отчаянно грустным возвращение российской сборной не назовешь…

«СУДЬИ НАС ПРИХВАТИЛИ»

Сборную ждали в Москве в 15.40. Но…

– Теплоход «Михаил Светлов», цигель-цигель, ай-лю-лю, – такими словами приветствует в аэропорту корреспондентов «Советского спорта» вице-президент ФХР Игорь Тузик, ответственный в федерации за встречу сборной. – Не понимаете, о чем я? Да рейс из Кельна на час задерживается. У нас есть время, можно присесть, поболтать.

– Ну что пригорюнились? – продолжает Тузик, глядя на наши печальные лица. – Второе место, думаете, трагедия? Или вовсе конец света? Да ничего подобного! Быков и Захаркин за время работы в сборной взяли бронзу, дважды золото и теперь серебро. Полный комплект. И хороший результат. К тому же на этом чемпионате мира у чехов была такая невиданная «пруха». Подобное раз в 15 лет случается. Да и судьи нас прихватили. Давали нашим удаления до конца игры в полуфинале и финале.

Силовой прием Емелина против Ягра и «5+20» нашему защитнику – вообще тема отдельного разговора. Скажу лишь, что судьи приняли решение не в духе финала чемпионата мира. (Подробнее об этом ключевом эпизоде финала – на стр. 13)

«СПАСИБО ЗА МЕДАЛЬ»

У входа в терминал вырастает внушительная группа молодых людей с флагами. Это представители молодежного крыла «Единой России». Ребята разворачивают баннер «Россия, вперед!», продолжением которого служит гигантская георгиевская ленточка.

Из неорганизованной толпы болельщиков доносится провокационный клич: «Че-хи-я, Че-хи-я!».

Молодогвардейцы моментально отвечают дружным «Рос-си-я!», а потом «Спасибо за медаль!». Репетиция явно удалась.

В растущей на глазах толпе встречающих замечаем симпатичных девушек с блокнотами.

– Это для автографов, – смущенно улыбается одна из них, облачившаяся в вашингтонский игровой свитер Александра Овечкина.

– Вы – персональная поклонница Овечкина?

– Да нет, эта майка у меня второй день. Но взять автограф у Овечкина в моих планах. Не знаете, Саша прилетит?

– Как не прилететь? Обязательно прилетит, – уверяем болельщицу. – Вот и папа Александра приехал его встречать,– показываем на Михаила Сергеевича.

– Дядя Миша, а мы думали, что вы в Германии со сборной, – напускаем на лица удивление.

– Да нет, я здесь, в Москве, болел-переживал. Наездился уже. Когда там наши прилетают?

– Да рейс на час задержали. Вот-вот приземлятся…

ОВЕЧКИН С ЧЕТВЕРОНОГИМ ДРУГОМ

Самолет приземляется в 16.23. Журналисты из-за решетчатого забора наблюдают, как аэробус выруливает на стоянку. Вскоре из него начинают выходить пассажиры.

За этим процессом в нашей компании наблюдает отец защитника Ильи Никулина Владимир Матвеевич, известный в прошлом судья, а сейчас сотрудник ФХР.

– Не надо ругать ребят и тренеров, – просит Никулин-старший. – Второе место – тоже хороший результат. Вспомните, как в 2002 году мы праздновали серебро сборной. А сейчас привыкли к успехам, бронзу вообще чуть ли не за провал считаем. А ведь наших еще и засудили в финале.

Игроки с багажом медленно бредут от самолета к терминалу. Никулин, Сушинский, Семин, Атюшов, молодой Анисимов с загипсованной правой рукой. Овечкин же ведет на поводке нового друга – щенка овчарки.

В 16.58 на выходе из аэропорта появляется первый игрок – Александр Фролов. Возникает он так же быстро, как и исчезает: не глядя ни на кого, наш форвард устремляется прямиком к машине. Молодогвардейцы реагируют с опозданием. Лишь когда кто-то из журналистов говорит им: «Вон Фролов пошел», они заводят: «Рос-си-я!».

Через пять минут в окне зала прилета сквозь отодвинутые жалюзи показывается голова Александра Семина. Товарищ Овечкина по тройке нападения разведывает обстановку. Завидев спины ребят с флагами и длинный ряд телекамер, Семин спешит ретироваться.

Пока журналисты следят за Семиным, на улицу неожиданно вылетает Евгений Малкин и резко поворачивает влево, подальше от толпы. Но «прокалывается» на коллекционере автографов. Остановившись расписаться, тут же попадает в окружение прессы.

– Да, мы проиграли, но отдали все силы, до самого донышка. Так что жалеть не о чем – такой вывод я сделал для себя, – откровенничает самый ценный игрок Кубка Стэнли-2009. – Сезон получился длинным, тяжелым и неоднозначным. Но в сборной приятная атмосфера, мне нравится в ней играть. И, если будет такая возможность, готов приезжать в сборную хоть каждый год. Если, конечно, позовут…

– Значит, можно ждать вас на следующем чемпионате мира в Словакии?

– Не все зависит от меня. Но я очень хочу выиграть чемпионат мира.

– Как оцениваете серебро?

– Финал – всего одна игра, а не серия, как в Кубке Стэнли. Сделаем выводы, поработаем над ошибками. По сравнению с Олимпиадой сборная показала совсем другой хоккей – более командный. Мы движемся в правильном направлении.

После блицинтервью Малкин со своим агентом Геннадием Ушаковым скрывается в авто.

Куда более словоохотливым оказывается капитан «Магнитки» Виталий Атюшов.

– Чего не хватило в финале?

– Счастья. Шайбу словно заколдовали, она не шла в ворота чехов. По моментам мы их превзошли. Хочу сказать, что по ходу турнира мы сплачивались, но финал есть финал. В нем все решают мелочи.

– Чехов поздравили с победой?

– Да, подъехал к своему одноклубнику Ролинеку (капитану сборной Чехии. – Прим. ред.) и пожал ему руку.

А вот и капитан нашей команды Илья Ковальчук. Но он, судя по всему, очень торопится и сворачивает от телекамер влево. Несколько репортеров догоняют его, Илья быстро отвечает на пару банальных вопросов и уезжает.

УФЕ ДОСТАЛСЯ МОЛОДЕЖНЫЙ ЧЕМПИОНАТ МИРА, СОЧИ – ЮНИОРСКИЙ

Наконец из аэропорта на журналистскую амбразуру бросают президента ФХР и генерального менеджера сборной Владислава Третьяка. Как человек воспитанный, отказать в интервью он не может.

– Ребята бились, очень хотели победить. Много травм получили, в штанги попадали, но удача от нас в этот вечер отвернулась, – делится ощущениями от финала Третьяк под крики фанатов «В Сочи победим!». – Да и вратарь у чехов Вокоун сыграл блестяще.

– Не стоит отчаиваться, – продолжает Третьяк. – За четыре года мы выиграли бронзовые медали, две золотые и вот теперь серебряные. В принципе это хороший показатель. Тем более уровень хоккея в мире выравнивается. Те страны, что раньше никогда не претендовали на медали, – взять хотя бы немцев или датчан – сейчас всерьез бьются и обыгрывают фаворитов. И это здорово для развития и популяризации хоккея.

– Этот сезон – худший в истории сборной России? «Молодежка» стала шестой на чемпионате мира, юниорская команда – четвертой. Первая сборная Олимпиаду проиграла, как и финал первенства планеты…

– Ну, сезон на сезон не приходится. Не всегда все выигрываешь. Вон чехи пять лет даже в четвертьфинал не попадали, а теперь в золоте ходят. Все равно в рейтинге ИИХФ мы на первом месте.

– Какие у вас ближайшие планы? Когда мы услышим выводы по чемпионату мира?

– 31 мая в полдень начнется Исполком ФХР. Заслушаем на нем доклады не только Вячеслава Быкова с Игорем Захаркиным, но и наставников молодежной и юниорской сборных. Хочу раскрыть секрет: мы возрождаем институт второй сборной. Она примет участие в двух турнирах в Германии и Словакии и будет подчиняться тренерам первой команды.

Также в воскресенье Конгресс ИИХФ утвердил заявку Уфы, которая примет молодежный чемпионат мира-2013 (игроки не старше 20 лет. – Прим. ред.), и Сочи – там пройдет юниорский чемпионат мира-2012 (игроки не старше 18 лет. – Прим. ред.).

– Кто возглавит вторую сборную России?

– Пока неясно. Будем решать. Ведем, кстати, переговоры с федерациями хоккея Чехии, Швеции и Финляндии с тем, чтобы проводить Евротур для вторых сборных. Причем в те же сроки, что и для национальной команды.

– Быков с Захаркиным останутся руководить сборной?

– Не знаю. После Исполкома побеседуем с ними о дальнейшей работе.

– Быков заявил, что большое количество легионеров в КХЛ не дает раскрыться молодежи, поэтому в сборную некого брать. Согласны?

– Да. Мы – за сокращение лимита на иностранцев. Пять варягов плюс один за деньги – это очень много. Надо троих оставить. У нас в этом году из России уехали 118 игроков в возрасте до 18 лет. Мы их растим, вкладываем деньги, а потом они уезжают, потому что на родине им негде играть. А иностранцев мы позвали 140 человек: платим им деньги и тренируем себе соперников. Если же взять еще и белорусов, казахстанцев, украинцев и латышей, которые не считаются легионерами, то вообще ужас получается.

Почему у нас появились отличные молодые вратари Варламов, Кошечкин, Гелашвили, Проскуряков? Потому как ФХР в свое время запретила играть вратарям-иностранцам…

«ЭТА СБОРНАЯ – ОСНОВА КОМАНДЫ В СОЧИ»

Первым из тренерского штаба болельщики приветствуют Игоря Захаркина. Он благодарит за теплые слова, но, видно, серебру не особо рад.

– Но это же естественно, – признается Захаркин. – Нужно время понять, что это спорт, где всегда есть победители и побежденные. И считать серебро не таким уж и плохим результатом.

– В чем чехи оказались сильнее нас?

– Думаю, в желании победить.

– А у нас оно пропало?

– Нет. Надо разбираться. Современный хоккей вышел на такой уровень, когда есть много приблизительно равных по классу команд. В их противоборстве все решают нюансы, и кому-то придется уступить дорогу. Видимо, две наши победы на чемпионате мира и мощный состав априори наводили на мысль, что Россия должна все выиграть. Нужен анализ, чтобы понять, где находится наш хоккей.

– Почему так примитивно сыграл в финале Овечкин – раз за разом доезжал до синей линии и бросал?

– Бывает так, что у некоторых хоккеистов какие-то матчи не получаются. Нужно понимать, эта сборная – основа олимпийской команды в Сочи. Просто ее нужно совершенствовать.

«РЕШАТЬ НЕ МНЕ, А ИСПОЛКОМУ»

Наконец из терминала выходит главный тренер сборной Вячеслав Быков. В белоснежной рубашке. На лице – одна усталость. Но тут болельщики устраивают Вячеславу Аркадьевичу овацию.

– Вперед, Россия, мы с тобой! Спасибо за медаль, – не щадя голосовых связок скандируют ребята.

Быков, похоже, ждал другой встречи. Он послушно встает перед объективами дюжины телекамер.

– Досада осталась, – признается тренер. – Серебро хорошо, но мы хотели большего.

– Все игроки сборной голосуют за то, чтобы вы продолжили работать со сборной. Сами вы готовы к этому?

– Я очень рад, что ребята так к нам относятся. Раз такие положительные отзывы, значит, наш труд не прошел даром. Но решать не мне, а Исполкому ФХР, на котором мы 31 мая будем отчитываться.

– Но желание работать в сборной у вас есть?

– Мне очень интересно и почетно работать со сборной. Но и ответственность огромная.

Затем Быков рассуждает о причинах неудачи в финале, хвалит чехов, сетует на невезение. И вдруг, как снежный ком на голову, вопрос – не в бровь, а в глаз.

– Вы будете подавать в отставку?

– Знаете, мне не стыдно за ту работу, которую проделали вместе с тренерским штабом. И можем смотреть в глаза болельщикам.

…Пока перед телекамерами отдувается Быков, Овечкин, сдав щенка на попечение отцу, на крейсерской скорости проскакивает к машине, где его поджидает друг Семин. Но наша знакомая болельщица в свитере «Вашингтона» все-таки успевает взять у спешащего Александра автограф.

Новости. Хоккей