«…А на свадьбу Слава пришел в гипсе». Друзья Вячеслава Быкова поздравляют главного тренера сборной России с 50-летием

СОБЫТИЕ ДНЯ. ХОККЕЙ
ЮБИЛЕЙ
Сегодня Вячеславу Быкову – 50! Корреспонденты «Советского спорта» с помощью друзей юбиляра прошлись по хоккейной дороге Быкова – от катка 40-й школы Челябинска до штурвала сборной страны.
ДЕТСТВО. «В ПЕРВОМ МАТЧЕ МЫ ПРОИГРАЛИ 0:29»
– Точно вам говорю, верни все лет на 40 назад, ни я, ни Славка не стали бы ничего менять в жизни, – вспоминает друг детства Вячеслава Быкова Александр Беленов. – Золотые времена были! И дело даже не в том, что детство для всех – веселая пора. Жизнь кипела, а внутри все горело и болело хоккеем. Тогда, в конце 60-х, хоккейный бум в стране набирал обороты…
В конце октября с первыми морозами футбольное поле рядом с нашей 40-й школой превращалось в один большой каток. Помню, как-то раз гоняю «на валенках» с самодельной клюшкой – других раньше у детворы и не было, смотрю, а у одного мальчишки на клюшке около крюка изолентой наклеены две буквы: С и Б. Подъехал, говорю: «Смотри, прямо как у меня буквы. Я Саша Беленов, а ты?» Он мне: «А я Слава Быков». Так и познакомились. Потом выяснилось, что мы живем на одной улице и учимся в параллельных классах. Стали каждый день вместе на занятия ходить. Встречались на улице – и в школу. А вечером – на каток.
– После школы сразу на каток?
– Нет, конечно. Уроки – это святое. Оба мы были, так скажем, не из самых обеспеченных семей. И родители постоянно нам говорили: на улице не болтаться просто так, учеба – главное, потом институт, хорошая работа. Это накрепко в нас засело. Поэтому и учились на «хорошо» и «отлично»…
У Славки коньки помоднее были. У него дядя играл в одной из городских команд. Вот коньки и остались. Правда, вместо своего 36-го размера он на 39-м или 40-м ездил. Но это уже мелочи жизни.
– Как в хоккейную секцию попали?
– Секция была при заводе «Калибр». Пришли в 10 лет. В первый год нас не взяли. Группу уже набрали. Сказали, чтобы приходили следующей осенью. Расстроились, конечно, но не настолько, чтобы отказаться от хоккея. И через год мы уже в первых рядах были на запись в секцию. Попали в группу ребят 1960 года рождения. Народу тьма! Все записываться в хоккей пришли. Тренеры Владимир Алексеевич Миронов и Валентин Васильевич Касьяненко, сказали, чтобы выбирали коньки по размеру и вперед на лед. А что там выбирать? Все на два-три размера больше. Старющие! Обули то, что было. Миронов посмотрел, как мы со Славой катаемся, и уже через пару минут: «Годны, берем».
– Форму выдали…
– Это уже позже. Шерстяные майки по колено. Как сейчас помню, красные, с белой окантовкой. Коньки такие, что живого места не было. Отцы нам новые подошвы пришивали. Зато лезвия новехонькие. В масле. Завернутые в полупрозрачную оберточную бумагу. Запах этого масла тоже «отпечатался» в памяти.
– На игры «Трактора» ходили?
– Через весь город мотались на троллейбусе. Родители давали деньги на проезд туда и обратно. Билеты тогда не купить было. Да и денег не было. В общем, два периода вместе с другими пацанами ходим вокруг забора, который огораживал арену, потом начинаем пробираться ко входу, откуда ворота выносят перед подготовкой льда. Минут за 10 до конца матча всех пускали бесплатно…
Поначалу мы играли на первенство города в группе слабейших, потом перешли в сильнейшую, а уже в классе девятом нас двоих из всей команды пригласили в «Сельхозвузовец». Это клуб при сельхозинституте был и выступал тогда в первенстве СССР в Уральской зоне. Родители сказали, что нельзя такой шанс упускать – и команда солидная, и в институт потом сможете поступить.
– Первая игра…
– …в Свердловске. На клубном автобусе ездили. Холоднющий! На борту «Кубань» было написано почему-то. В горку едет – из печки обжигающий воздух. Хоть раздевайся. С горки – аж ноги от холодного потока задираешь на сиденья. А где только не ночевали – и в раздевалках, и в спортзалах. Первую гостиницу с двухместным номером, телевизором и туалетом увидели в Уфе. Думали, что в рай попали…
Но вернемся к той игре. «Автомобилисту» мы продули со страшным треском – 0:29. Потом мы подтянулись в чемпионате. Из десяти команд стали восьмыми. На следующий сезон уже были в серединке.
– А потом Быкова пригласили в «Трактор»…
– Славка «взрывной» был. Небольшого роста. Носился, как пуля. Площадку видел. Игру как по нотам читал. Поиграл немного в «Тракторе». Все мне отдавал свою карточку игрока команды мастеров. По ней бесплатно на хоккей через служебный ход заходил. Красота!
Потом он познакомился с Надей – своей будущей супругой. И ей, и ее подружкам билеты доставал… На свадьбе отгуляли, а через два дня он уехал в ЦСКА. Цыгуров тогда «Трактор» тренировал. У него еще на свадьбе спрашивали: мол, Геннадий Федорович, слушок идет, что Славку в армию забирают. Цыгуров: «Не мелите ерунду». Переход Быкова в ЦСКА был для всех неожиданным.
Кстати, на свадьбе Слава с загипсованной рукой был. Сломал на турнире вторых сборных…
Напоследок хочу поднять тост за своего друга.
50 – это и много, и еще совсем мало. Коньяк-то от возраста только лучше делается. Вспомним, как все начиналось. За тебя, за хоккей, за команду!
«ТРАКТОР». «ХУДЕНЬКИЙ ТАКОЙ НА ВИД, ЩУПЛЕНЬКИЙ…»
– Помню, когда первый раз увидел Быкова в нашей челябинской команде, – рассказывает экс-наставник «Магнитки» и «Авангарда» Валерий Белоусов, выступавший с Быковым в «Тракторе» с 1980 по 1982 год. – Вижу, пришел к нам пацаненок. Худенький такой на вид, щупленький, маленький. Думаю, как же он играть-то будет с такой комплекцией? А как вышел на лед, ребята поразились – как же он преобразился: все умеет, всe знает, все соображает… Центральным нападающим он был классным. Мастером с большой буквы.
В Челябинске Быков задержался ненадолго. Вместе мы поиграли чуть больше года. В 1982 году Вячеслав сыграл свадьбу и уехал в ЦСКА, из которого сразу попал в сборную СССР.
Вячеслав, от всего сердца поздравляю тебя с юбилеем!
Не унывай, что не выиграл в прошлом сезоне ни Кубок Гагарина, ни золото Олимпиады и чемпионата мира. Все придет, всего добьешься! Верь в успех, и все получится. Тем более что все хорошее тренерское в тебе есть. Так выпьем за это!
СБОРНАЯ РОССИИ. «ТРЕНЕР С ИНТУИЦИЕЙ ОТ БОГА»
– Почему я в 2006 году назначил Быкова на пост главного тренера сборной? – вспоминает президент ФХР Владислав Третьяк. – Великолепный игрок, наставник с европейским опытом. Демократ, умеющий разговаривать с игроками. Пришло время именно таких людей.
Изначально я предлагал стать главным Зинэтуле Билялетдинову. Но не смогли договориться по условиям. И тогда я доверил эту должность Быкову. Считаю, что не ошибся с выбором.
Быков нередко меня удивлял. Вспоминаю, как Ковальчука дисквалифицировали в четвертьфинале чемпионата мира-2008 в Квебеке. Илья мог пропустить два матча, включая финал. Быков воскликнул: «Владислав, нужно сделать все, чтобы Ковальчук играл с канадцами. Мы верим в него! Он обязательно выстрелит!» Хотя Илья к тому моменту не забил ни одного гола.
И вы помните, что именно Ковальчук выстрелил, сделав золотой дубль. Меня поразило, какая интуиция у Быкова. Он знает, на какого игрока поставить в важный момент. Это божий дар.
У Быкова сложный характер. А у кого легкий? Все мы – люди непростые. Каждый по-своему. Если бы все были простыми ребятами, наверное, было бы неинтересно жить и работать.
Подарю ли я Вячеславу новый контракт со сборной ко дню рождения? Я его обязательно поздравлю с 50-летием. А договор будем обсуждать. Старый еще действует до 16 августа. У нас есть время.
…Помню, как Быков впервые появился в ЦСКА. Серьезный, неразговорчивый, трудолюбивый. Сразу прижился в команде. Потом блистал на чемпионатах мира. Небольшого роста и телосложения. Но с волевым характером. Его били – он вставал.
Желаю тебе, Слава, и дальше быть таким же сильным. А тост поднимаю за удачу. Она очень важна в нашем деле.
ТАНДЕМ. «МЫ СТОИМ СПИНА К СПИНЕ»
– Впервые я встретился с Быковым летом 1986 года во время предсезонной подготовки ЦСКА, – рассказывает его соратник по «Салавату» и сборной России Игорь Захаркин. – Команда тогда тренировалась в атлетическом зале, и хоккеистам предстояло работать с серьезными весами. Из-за больших нагрузок настроение у игроков было не самым радужным. А у Славы был радиоприемник. Он включил музыку – кажется, ABBA – и начал шутить, подбадривать ребят. Тренировка эмоционально удалась.
И второй случай. Я возглавлял научную группу. Мы работали над наблюдениями, и к нам поднялся форвард армейцев Быков. Он расспрашивал нас, что значат эти данные. Я видел, что ему это было очень интересно.
Когда начал складываться наш тандем? Мы начали серьезно говорить об этом в 1995 году, когда встретились на чемпионате мира. У Славы к тому времени был опыт жизни и игры в Швейцарии, я уже несколько сезонов работал в Швеции. Мы много говорили о тенденциях в спорте, о подходах к тренировочному процессу. И как можно было бы применить этот опыт в России.
Дальше мы поддерживали отношения по телефону. Слава оканчивал тренерские курсы в Швейцарии, спрашивал моего совета… Быков в 2004 году принял ЦСКА, а я приехал в отпуск в Москву. Встретились после девятилетнего перерыва на контрольном матче «Динамо» – ЦСКА в Новогорске. Обсудили игру. Слава спросил, что можно изменить в следующей встрече. Мы снова встретились, и армейцы победили… Вскоре Быков предложил мне вместе поработать в ЦСКА. Я согласился, расторгнув действующий контракт в Швеции.
У нас в работе было много тяжелых моментов. Например, ситуация с отчислением Семина. Это было непростое решение, которое мы много обсуждали. Обдумали, почему сборная России не может победить на протяжении полутора десятков лет. И решили усилить дисциплину.
Хватало переломных моментов: уход из ЦСКА, Ванкувер… Давление было колоссальным. Мы оставались с Быковым спина к спине против критиков. И я скажу вам, это очень надежная спина. Благодарен судьбе за то, что работаю с таким порядочным и верным человеком. Нашему тандему уже семь лет, и я все это время восхищаюсь Быковым.
50 лет – это ничтожно мало! Ты юн душой, полон энергии. Такой жажды победы я мало у кого видел. За тебя, Слава!
ЦСКА. «ОН МОГ СДЕЛАТЬ ЛЮБОЕ САЛЬТО»
– Не надо думать, что Быков пришел в ЦСКА никому не известным мальчишкой, – вспоминает заслуженный тренер России Сергей Гимаев, выступавший за армейцев, когда 20-летний Быков впервые попал в команду Виктора Тихонова. – С первых же его шагов мы поняли, что это уникальный хоккеист. Он был нестандартным игроком, маленького роста, с этаким «иксатым» катанием – это когда ноги сгибаются внутрь, а не наружу… Казалось, он от тебя убежать ни за что не сможет, а догнать Славу было почти невозможно!
Но еще больше он поразил меня на первых занятиях по физподготовке. Быков – один из самых стальных хоккеистов, которых я видел за свою жизнь. Он сложен, как гимнаст, и выполнял в зале любое сальто, любой прыжок… Мог сделать стойку на одной руке, держа тело параллельно полу. В этот момент по его телу анатомию можно было изучать – каждая мышца вздувалась. Сумасшедшая координация, великолепная ловкость.
И это притом, что главным его хоккейным достоинством была все же голова, умение соображать на льду. Но это пришло чуть позже, когда образовалась тройка. Хомутов – Быков – Каменский… Они прибавляли с каждым сезоном. В ЦСКА тогда оказались два очень похожих суперцентра – Ларионов и Быков. Маленькие, худенькие, но очень умные. Благодаря им в нашей команде образовались две тройки мирового уровня! И лично для меня играть со Славой в одной пятерке было счастьем – это лучшие годы в карьере.
Вписался в ЦСКА Слава очень легко. Тем более что тогда в команде было очень много челябинских ребят. Целая диаспора – Макаров, Стариков, Тыжных, Бабинов… Они сразу взяли его под крыло. Да и не было в нашей команде никаких «прописок». Человек выходил на тренировку, и все сразу становилось ясно – ни капли лишнего веса, на кроссе первый, в футбол его тоже не обыграешь…
Да Быков и в жизни был беспроблемным – скромным и в то же время очень жизнерадостным и общительным. Не гуляка, а упертый, очень волевой профессионал. От него всегда веяло позитивом.
Профессионалом Слава оставался до конца своей карьеры. В 1990 году они с Андреем Хомутовым уехали в Швейцарию. И пригласили на один из турниров юношескую команду ЦСКА. Я тогда тоже приехал с армейцами. И поразился их защите – в ЦСКА мы обычно прикрывали только грудь и плечи. В Швейцарии же Быков был, как рыцарь, закован в броню. Защищены были руки, бока, что тогда было редкостью. «Я не имею права получить травму, – вздохнул тогда Слава. – А колотят нас с Андреем соперники всей командой». Они ведь в Швейцарии все рекорды тогда побили. Одной своей связкой вытягивали матчи.
Желаю тебе до 100 лет сохранять такую же замечательную спортивную форму! В свои 50 ты выглядишь великолепно. Слава, будь всегда таким же молодым!
ВЯЧЕСЛАВ БЫКОВ: ХОЧУ ЖИТЬ ДО 120 ЛЕТ!
Виновник торжества наотрез отказался общаться с прессой в канун юбилея. «Это личное», – объяснил Быков. Но не так давно корреспондент «Советского спорта» Павел ЛЫСЕНКОВ брал интервью у Вячеслава Аркадьевича, в котором он откровенно говорил о жизни, семье и о себе. Приводим наиболее яркие цитаты.
Я очень люблю скорость и машины. Но не собираю коллекцию. Езжу в Швейцарии на BMW X3, который купил в середине 90-х. Ему больше 10 лет. Уже старичок, а как бегает!
На компьютере в Уфе мне установили программу Skype, настроили видеокамеру. По вечерам разговариваю с женой, детьми, которые живут в Швейцарии. Видим друг друга. У нас четыре часа разницы во времени. Тут ночь, а у них еще солнце светит. Народ сидит на террасах, пьет кофе… Впрочем, виртуальная реальность жестока. Все равно, что перед голодным поставить тарелку супа, но не положить ложку.
Дети уже выросли, стали самостоятельными. Сын Андрей – профессионал, играет за «Фрибург». У него неплохо складывается карьера, но я хочу, чтобы Андрей параллельно получил какое-то образование.
Дочь Мария – творческий человек. Организовывает дефиле, музыкальные вечера. Ее друг – профессиональный диск-жокей. Вместе ездят за границу, работали в Канаде, на Ибице... Еще Маша – фотомодель, ее снимки публиковали в журналах.
Нравится открывать что-то новое в еде. Но есть принципы. Например, коровьи молочные продукты не употребляю. Мой врач остеопат, проведя анализ организма по китайской системе, рекомендовал от этого отказаться. Можно принимать таблетку, когда болит. А можно делать так, чтобы не болело. Почему китайцы такие здоровые? Они предвосхищают болезни, прислушиваясь к себе.
Ни за что не соглашусь обратиться к гадалке! Человек строит свою судьбу сам. Это все равно, что узнать свой день смерти. Тогда жизнь закончится. Ты будешь ждать часа «икс». А вообще я запрограммировал себя жить до 120 лет... До каких пор тогда буду тренером? Еще недолго. Несколько лет, и все. Дам дорогу молодым. Это как у хоккеиста. Он доходит до предела и заканчивает карьеру. Организм и психология говорят «стоп».
Каким бы напитком я наполнил свой бокал в день рождения? Люблю сухие вина.
…Пожалуй, выберу красное сухое вино урожая 1985 или 1990 года из французского виноградника. Там много сортов – «Шато Бешевель», «Марго»… Есть «Петрюс», но это очень дорого, больше тысячи евро за бутылку. Обычно себе такого не позволяю.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Вячеслав БЫКОВ
Родился 24 июля 1960 года в Челябинске.
Достижения в качестве игрока: семикратный чемпион СССР, пятикратный чемпион мира и двукратный олимпийский чемпион. Выступал за «Трактор» (1979–1982), ЦСКА (1982–1990), швейцарские «Фрибург» (1990–1998) и «Лозанну» (1998–2000).
Достижения в качестве тренера: двукратный чемпион мира. Тренировал «Фрибург-Готтерон» (2001–2003), ЦСКА (2004–2009), «Салават Юлаев» (с 2009 г. по наст. время).
С 11 августа 2006 г. – главный тренер сборной России.





