Дарюс Каспарайтис: Видно, как Овечкин отдается. Бедный, аж поседел! (видео)

Обозреватель Sovsport.ru взял интервью у знаменитого защитника Дарюса Каспарайтиса, который высказался о сборной России на Кубке мира.
news

Обозреватель Sovsport.ru взял интервью у знаменитого защитника Дарюса Каспарайтиса, который высказался о сборной России на Кубке мира.

«МЫ ЗАСИДЕЛИСЬ В ПРОШЛОМ»

Каспарайтис прилетел в Торонто, когда сборная России уже улетела.

- Приехал сюда поиграть в хоккей с ветеранами, посмотреть пару матчей на Кубке мира. Поздно, конечно. Хотел помочь, но не успел на один день, - улыбается Дарюс. – Вообще готов сыграть в защите по первому звонку тренера.

- Что скажете о полуфинале Канада – Россия?
- Думаю, ребята старались. Но все-таки сборная Канады сильнее. Это по всему видно. Нам не хватает такого обилия игроков. Был шанс зацепиться при счете 2:1. Но канадцы добавили в третьем периоде и одержали победу. Это самая сильная команда в мире. В таких матчах нужно учиться, чтобы как-то приблизиться к Канаде, которая может спокойно собрать две такие сборные на Кубке мира.

- Не думаете, что это поколение канадцев Кросби, Гетцлаф, Перри, Бержерон – такая же Dream Teamкак в баскетболе? Их очень сложно обыграть. Команда с Сидни Кросби, считая с 2010 года, вообще никому не проигрывает.
- Победить тяжело, но можно. Просто нужно себя к этому готовить. Помню, мы в юниорской сборной СССР специально настраивались на канадцев. Мы их очень уважали, но знали, в каком стиле они играют, как их остановить. У нас была самоотдача, самолюбие. Все в команде ложились под шайбу, все бились. Мы знали, что матчи с Канадой получаются крайне тяжелыми.

В 1972 году тоже думали, что «кленовых листьев» не победить. Но Суперсерия сложилась так, что в СССР начал бурно развиваться хоккей. Такие матчи с Канадой могут стать переломным моментом – мы поймем, над чем работать, что улучшить. Это станет толчком к чему-то новому.

Все-таки кадры до сих пор в России остались старые. А нужна свежая кровь, энергия молодых ребят. Мы как-то засиделись в прошлом.

«ЗАЩИТНИКИ У ШВЕДОВ – ПРОСТО СЛОНЫ!»

- Илья Брызгалов сделал хороший разбор матча Канада – Россия для Sovsport.ru и тоже сказал, что мы играем в старомодный хоккей. Вы живете в США, смотрите много матчей НХЛ. Что вам бросается в глаза?
- К тренеру Олегу Знарку и его штабу нет никаких претензий. Они отработали здорово. Но все идет от детского хоккея. Мы потеряли традицию, когда находили молодых игроков в любых уголках страны и развивали их талант. Меня так же нашли, помогли чего-то достичь в спорте. А иначе я бы так и играл в Литве.

Вот откуда все идет. А тренерам тяжело. Они приезжают на турнир в другую страну, где другие площадки и понятия. Делают все возможное, чтобы вывести команду на уровень.

Но вы заметили, что мы в габаритах уступаем не только Канаде, но и молодым звездам Северной Америки? А какие защитники у Швеции – просто слоны! У нас же Малкин был самым высоким игроком. Ну еще Телегин. Его тройка с Анисимовым могла затоптать кого хочешь. А в мое время были Малахов, братья Мироновы. Высокие, огромные. Смотришь на них – и страшно. Теперь таких нет.

Стиль тоже поменялся. Теперь все хотят в нападении забивать. А мы с Юрзиновым в 90-х работали только на оборону. Знали, что с канадцами надо защищаться и ловить их на контратаках. Тут же на Кубке мира ребята хорошо поначалу играли в обороне, и Бобровский здорово стоял. Но в один момент это сломалось, не хватило сил и габаритов. Канадцы были более физически готовы, чем мы.

- Ши Уэбер – это результат селекции?
- Уэбер, Даути, Бернс и другие играют большие роли в своих клубах. Все получают много времени на льду. Селекция важна. Но еще канадцы берут не просто зрелищных, а полезных хоккеистов-победителей. Почему в сборной нет Пи-Кей Суббана? Потому что он – свободный художник. И тренеры знают, кто как играет, как ведет себя в коллективе. В этом и есть сила Канады – у нее огромный выбор. И они приглашают только тех, кто может помочь. Костяк же остался со времен Олимпиады.

- Объясните как защитник – почему у сборной России был такой разрыв между атакой и обороной?
- Да, было заметно, что у канадцев и шведов игроки обороны подключались постоянно. А у нас, может, установка от тренеров такая, что защитникам надо сзади сидеть? Но было видно, что форвардам сборной России тяжело закрепиться в чужой зоне. Получалось, что они все время играли втроем против пятерых. И это тоже забрало много энергии, сил.

Еще мы много теряли шайбу на синей линии. Раньше, в 90-е, игра против канадцев была простая – сделал вброс в зону, туда заехал и пытаешься их там накрутить. А сейчас были такие моменты, что наши не могли даже из своей зоны выйти, хотя такой шанс был. Все время придумывали лишний пас или финт. В результате шла вторая волна сборной Канады, и она снова нас давила.

- Первый гол «кленовых листьев» - это гениальность Сидни Кросби, который отобрал шайбу у Дмитрия Куликова?
- Там просто несчастный случай. Куликов уже ехал в атаку, а шайба перепрыгнула через клюшку. Кросби оказался тут как тут. Нельзя сказать, что Дмитрий испугался. Он даже не видел, что Сидни был сзади.

«МИР СТАЛ ДРУГИМ»

- Президент ФХР Владислав Третьяк говорит, что у сборной России не может быть иностранного тренера. Но что плохого в том, если в штаб Олега Знарка войдет Майк Кинан или Ральф Крюгер, которые великолепно знают энхаэловский хоккей?
- Никогда не надо закрывать двери. Надо развиваться. Может, в этом и проблема. Мы думаем, что больше всех знаем. И не учимся ничему.

Вы знаете, что Владимир Юрзинов в 90-х приглашал жить на базу в Новогорске шведов, финнов, канадцев? Мы учились у них, они – у нас. Культура, отношение к спорту. Хорошо, когда у тебя есть доступ к мировому хоккею. А закрыться в своей скорлупе – уже не те времена. Страна стала другой, уже никого на сборы не посадишь на полгода, чтобы сделать их них чемпионов Олимпиады. Вокруг посмотрите – все другое. Жизнь, культура, интернет, айпады, границы стираются, мир стал единым. Глобализация!

Таланты везде есть. Их полно! Россия – большая страна, можно найти самых разных хоккеистов. Просто их надо дальше продвинуть. А когда все решают деньги – это тяжело.

Когда я играл, то ты знал: если будешь сильно пахать, биться каждый день, то сможешь чего-то достичь. Хоккейную форму тебе просто так не выдают. Ее надо отработать.

- Как человек из маленькой Литвы скажите – вам нравится идея сборной Европы?
- Это прикольно. Но непонятно. Европа – она ведь разная. И когда собирают ребят из восьми стран и говорят им: идите играть в хоккей ради удовольствия…

Я удивился, что они вышли в финал. А может, они поэтому и выстрелили, что знали: проиграют – им ничего не будет, победят – вообще классно.

Вратарь Галак стоит очень здорово. Защитники там есть приличные: Хара, Йоси, Штрайт. Самолюбие сработало у ребят. Может, такой сборной больше не будет, и у них есть шанс войти в историю.

- Кто болеет за такую сборную?
- Думаю, все европейцы из маленьких хоккейных стран. Шведы, финны, русские, чехи вылетели и наверное, тоже поддержат эту команду, которая представляет континент и хоккей Европы как бренд.

«СМОТРЕЛ С РАДОСТЬЮ НА МОЛОДЫХ»

- Самая веселая команда – молодые звезды Северной Америки?
- Ну да. Я смотрел на них с такой радостью! Да, ребятам не хватило опыта. Но как они выкладывались, с какой отдачей играли – я давно такого не видел! Интересный открытый хоккей. Видно, какое будущее есть у Штатов и Канады с этими молодыми игроками.

- Те, кто не разбираются в хоккее, говорили: «Вот, Россия еле победила детей». Но эти хоккеисты до 23 лет. А вы в 19 выиграли Олимпиаду в Альбервилле.
- Да, в таком возрасте все равно, против кого играть. Ты – молодой, наглый, веришь в свои силы и хочешь покорить весь мир.

И вот эти парни сейчас поняли. Ты можешь показывать красивый хоккей, но не победить – как было с Россией. Они хоть нас переигрывали, однако заснули на 6 минут во втором периоде – и это им стоило всего. Это большой урок на будущее.

- А что случилось со сборной США, которая проиграла во всех матчах? Главный тренер Джон Торторелла наломал дров?
- Думаю, эта команда должна обновиться. Там хватает ветеранов. Многие думали, что американцы могут обыграть Канаду. Но не вышло. Это была непонятная сборная, без искры. Вроде старались, а вроде и нет. Большое разочарование для хоккея США.

Первый матч, который был проигран Европе, морально их просто убил. Не думаю, что там виноват тренер. На таких коротких турнирах его тяжело обвинять. Он получил команду на неделю, и что смог с ней, то сделал.

«КУБОК МИРА – ЭТО ЛЕТНИЙ ХОККЕЙ»

- Вы играли на Кубке мира-2004. Что осталось в памяти?
- Это был предлокаутный сезон и непонятное состояние. Больше запомнился 1996 год, когда мы забили американцам в полуфинале и сравняли счет, но нам не засчитали гол.

Кубок мира – вроде престижный турнир. А вроде еще летний хоккей. Нет такого ажиотажа, как на Олимпиаде, которую смотрит вся планета.

Но Кубок мира сделан для болельщиков. А вот у игроков приближается сезон НХЛ, и им трудно думать о чем-то еще.

- Почему Кит Ткачак забил четыре гола в четвертьфинале в 2004 году? Его нельзя было остановить?
- Может, его день был? Я просто не помню. Мы же в Сент-Поле играли? Всякое бывает. Мы вот американцев в группе победили, а в важном матче уступили. У них команда была здоровая, высокая. И они дома выступали, при своих зрителях.

Не думаю, что Ткачак всех обыгрывал. Просто у него все залетало. И может, у нас вратарь плохо стоял, - смеется Каспарайтис.

- Кто там был? Брызгалов?
- Не знаю. Наверное. Он уже тогда думал про Кубок мира-2016, чтобы «Советскому спорту» дать интервью.

«ГАНЬЕ НА МЕНЯ ОБИДЕЛСЯ»

- В Торонто поставили памятник Матсу Сундину, в Лос-Анджелесе и Эдмонтоне – Уэйну Гретцки, в Питтсбурге – Марио Лемье… Непривычно видеть статуи людей, против которых вы применяли силовые приемы?
- Очень приятно, что я против них играл. Можно гордиться, что у них есть статуи! И вот вы про шведов сказали – по ходу матча показали их ложу, в штабе работают Сундин, Альфредссон, Линдстрем.

То же самое надо делать в России. Есть же ребята с опытом вроде Алексея Яшина, которым слегка за 40, и они могут организовать что-то новое. Есть Леха Жамнов, да и Олег Знарок еще не старый, он тоже из 90-х вышел. Надо уже как-то обновляться. Вот на Илью Воробьева посмотрите. Человеку доверили «Металлург», и он с ним взял Кубок Гагарина.

Не надо думать, что молодые ветераны ничего не знают. Они все знают! Набрались опыта за границей, варились в хоккейном мире.

- Мне за Александра Овечкина обидно. Говорят, он ничего не может выиграть. Но поменяй его местами с Кросби – тогда бы Овечкин взял все награды, а Сидни – нет.
- Овечкин войдет в историю как один из самых великих российских игроков. Хоккей – командный спорт, в одиночку ничего не сделаешь. Ему должно повезти. Видно, как человек отдается. Бедный, аж поседел! – смеется Дарюс.

Помню, когда познакомился с Саней. Он такой человек – рубашка. Заводной, любит хоккей и свою страну. Зря люди ругаются, что он только раз по воротам бросил. Бывает! Иногда игрок ищет, как забить гол, но у него не получается. Помню, я искал на площадке, кому врезать – и не мог найти момент. Сразу думаешь: вот, у меня не идет игра. Но такие моменты нужно пережить. Все знают, что Овечкин умеет делать.

- Вы шутили, что готовы сыграть за сборную России по первому звонку тренера. Если позовут, готовы поработать на наш спорт?
- Я всегда говорил, что с удовольствием работал бы в хоккее. Готов помогать! У моей компании во Флориде есть своя ложа на стадионе «пантер». Я хожу почти на все домашние матчи. С удовольствием поделился бы своим мнением об игроках. Все-таки за ними надо следить весь сезон. Видеть, кто на каком уровне находится, смотреть за фарм-клубами и юниорскими лигами. Иногда забываешь о хоккеистах, кто туда попадает. Но талант ведь есть! Надо таких ребят искать и развивать.

И не только я – есть много других бывших игроков, кто готов помочь сборной России. Надо понемногу обновлять систему. К этому всегда стремился Владимир Юрзинов. Иметь свое лицо, но брать все лучшее у других.

- Вспомните 2006 год, когда мы на Олимпиаде последний раз обыгрывали канадцев.
- Тот четвертьфинал был очень крутым. Все считали Канаду большим фаворитом. Это была первая Олимпиада, где играли Овечкин и Малкин. Все думали, что Россия пролетит. А мы выбили канадцев. И потом сказали: «Это наше русское Чудо на льду».

Я тогда Симона Ганье поймал на задницу за воротами. Он получил травму. На следующий день встретил его в олимпийской деревне. Хотел просто извиниться, а Ганье мне ответил: «Иди ты в одно место!» Побежал от меня. А я обиделся: «Слушай, я же не специально!»

- Тогда тренеры были старой школы – олдскульный Владимир Крикунов. Но у сборной России все получилось.
- Крикунов был больше для «камеди шоу». Приходил в раздевалку, расслаблял игроков, а установку давал Борис Михайлов. Атмосфера была нормальная. Но победа над канадцами потом повредила нашей команде. Мы эмоционально отдались так, что не могли собраться на полуфинал с финнами. Не было такого куража. Очень жалко.