«Команды сейчас нет». Затянувшийся кризис отбросил ЦСКА за зону плей-офф

Клубы КХЛ здорово потряхивает в текущем сезоне. Неожиданные поражения лидеров, расторжения контрактов, кадровая чехарда на тренерских мостиках – причём нередко в командах, уверенно идущих в зоне плей-офф. На Западе за лидерство сражается «Северсталь», а некогда всесильные гранды российского хоккея СКА и ЦСКА грызутся за последнюю путёвку в плей-офф. Чудеса, да и только.
В армейском дерби, состоявшемся 24 ноября в Москве, верх взял СКА (4:1), сместивший после этого москвичей с восьмого места в Западной конференции. При этом команда Игоря Ларионова провела на три матча меньше.
ЦСКА не просто проиграл – вообще это четвёртое поражение команды в пяти последних встречах. Игра столичных армейцев была абсолютно безликой, беззубой, лишённой характера. Зацепиться за что-то положительное было практически невозможно.
Эмоции не подвозят
В ходе флеш-интервью после игры главный тренер ЦСКА Игорь Никитин выглядел растерянным и взял ответственность на себя.
Наверное, в тренере весь вопрос. Какие к ребятам претензии? — сказал Никитин.

Непонятно, пытался ли специалист таким образом сместить фокус внимания на себя, дабы не допустить лишнего давления на игроков, или действительно считал себя первопричиной происходящего. На пресс-конференции он всё же обозначил некоторые проблемы – упомянул нехватку эмоций и признал, что ЦСКА пока не является коллективом.
Эмоции как раз должны появляться, если тебя не устраивает девятое место на Западе. Это и беспокоит, в этом и проблема. Вопрос может решить только команда. Мы создаём команду, и её сейчас нет, поэтому такое место. Чтобы о каких-то задачах говорить, нужно сначала команду сделать, – цитирует Никитина пресс-служба ЦСКА.
Со старта регулярного чемпионата КХЛ прошло уже без малого три месяца, а у ЦСКА, по словам рулевого, до сих пор не сложился полноценный коллектив. На самом деле это не преувеличение. Армейцы и правда напоминают сборную солянку из разрозненных деталей, не соединённых общей идеей и целью. Управлять такой компанией трудно даже тренеру-чемпиону с опытным штабом.
Подписание с Никитиным пятилетнего контракта – наглядное свидетельство большого кредита доверия тренеру со стороны руководства клуба. После опыта чемпионского «Локомотива», построенного Игорем Валерьевичем не за один и не за два сезона, обычно импульсивное руководство ЦСКА сейчас вынуждено наблюдать за болезненной картиной, стиснув зубы. Но терпение – ресурс конечный, а ожидания у руководства явно куда выше, чем борьба за нижнюю строчку зоны плей-офф.
Без бойцов и боя нет
Замена главного тренера – шаг маловероятный и в нынешних условиях неоправданный, а значит, стоит присмотреться к другим моментам. В последнее время в КХЛ стал популярным ход с увольнением ассистентов. В ЦСКА их есть за что пожурить – команда слабо использует атакующий арсенал (767 бросков – лишь 19-е место в КХЛ), меньшинство третье с конца лиги (72,7%), а развитие вратарей словно застыло.

Но любые перестановки в штабе не устранят ключевых проблем ЦСКА. Чтобы добавить эмоций, команде явно нужна встряска – этому могли бы поспособствовать несколько обменов. Лучший бомбардир клуба – Даниэль Спронг с 30 (12+18) очками в 28 матчах. Он весьма полезен в большинстве (которое, к слову, второе в лиге), но играет прежде всего на себя и существует вне общей структуры.
Далее идёт периодически вспыхивающий Дмитрий Бучельников с 20 очками. А затем – длинная полоса вопросов. Николай Коваленко иногда создаёт проблемы на ровном месте, в запас за это не отправляется, что нехарактерно для команды Никитина. В «Локомотиве» любой мог оказаться вне состава за недоработку, невзирая на регалии. Виталий Абрамов не похож на себя образца прошлого сезона, потерялся Денис Зернов, а Денис Гурьянов напоминает о себе метко, но редко.
Отдельная история связана с вратарями. ЦСКА всё-таки расстался со Спенсером Мартином, чья адаптация к лиге слишком затянулась, и взял Александра Самонова из «Салавата Юлаева». Но у того ни одной победы в трёх играх и лишь 84,2% отражённых бросков – худший показатель в карьере. ЦСКА будто затягивает в вязкую трясину, где перестаёт работать даже то, что исправно работало прежде.
В таких условиях тренеру остаётся одно – не тыкать пальцем в каждого провинившегося, потому что пальцев не хватит, а принять удар на себя. Однако собрать цельную мозаику из кусочков, выуженных из разных наборов, – непростая задача даже для такого профессионала, как Никитин.







