«У Ковальчука и Дацюка учился всему». Шипачёв – о 1000 очков и карьере

Интервью двукратного обладателя Кубка Гагарина, олимпийского чемпиона и рекордсмена КХЛ.
news

12 января Вадим Шипачёв стал первым хоккеистом в истории, который набрал 1000 очков в КХЛ. Нападающий минского «Динамо» отметился результативной передачей в матче с «Адмиралом». На последней минуте встречи нападающий минчан Вадим Мороз вывел свою команду вперёд с передач Тая Смита и Шипачёва. Таким образом, минское «Динамо» одержало победу.

25 000₽ ФРИБЕТАМИ ОТ LEON

Реклама 18+

В интервью «Советскому спорту» Вадим Шипачёв рассказал:

  • как пережил 1000-е очко в КХЛ и почему эйфория была короткой;
  • что чувствовал в решающем матче и как ушло давление рекорда;
  • почему не сравнивает себя с Александром Овечкиным;
  • чему научился у Ильи Ковальчука и Павла Дацюка;
  • как чувствует себя в роли наставника и что помогает оставаться в игре с возрастом.

Видео доступно в телеграм-канале КХЛ. Права на видео принадлежат ООО «КХЛ».

«Груз с плеч ушёл»

— Успели осознать за эти несколько дней, что набрали 1000 очков в КХЛ?
— На самом деле да. Сначала было много поздравлений от ребят, а сейчас уже всё спокойно. Вернулись в обычный режим.

— Сколько длилась эйфория? Была ли она вообще?
— Наверное, нет. Уже на следующий день после игры пришло осознание, что это действительно крутая цифра. Посидели дома с семьёй, поужинали – и всё. Порадовались.

— Вы говорили, что получили очень много поздравлений. Сколько времени ушло на то, чтобы разобрать все сообщения?
— До сих пор поздравляют. Самый плотный период был, наверное, пару дней. Пока всем ответишь во всех социальных сетях. Но, конечно, очень приятно.

— Написали даже те, от кого давно не было вестей?
— Да, было такое.

shipachev-dinamo-minsk3.webp
Источник фото: ХК «Динамо» (Минск)

— Какие были ощущения, когда всё случилось: камень с плеч, облегчение или что-то другое?
— Мы играли с «Адмиралом» и почти весь матч проигрывали. В конце сравняли счёт – стало 1:1. Затем вышли на большинство в последние минуты и забили. Я понимал, что это победа для нас. Ребята сразу обрадовались, что я набрал этот результативный балл, все выбежали на лёд. В первую очередь было приятно, что мы выигрываем. А уже потом приходит осознание, что это тысячное очко. Когда этот груз с плеч ушёл, стало спокойно. Теперь просто играешь в хоккей и стараешься получать от него удовольствие.

— Вы говорили, что на вас сильно давило приближение к тысячному очку. Какие это были эмоции? Раздражение? Хотелось поскорее закрыть эту тему?
— Хотелось просто набрать это очко. Все постоянно спрашивают, ты сам об этом думаешь. Хотелось, чтобы это произошло как можно быстро, не тянулось долго. С сентября мы сыграли много матчей, но где-то не получалось с результативностью. Хотелось, чтобы это всё закончилось. Как только набрал эти очки, дальше всё стало спокойно.

— Была ли у вас мысль сделать это именно в Череповце? Вы играли там восьмого января, а затем был матч с «Адмиралом».
— Мысль была сделать это как можно быстрее. Конечно, был бы рад, если бы всё случилось еще с ЦСКА в Москве, но тогда гол не засчитали. Но в Минске получилось очень круто: пятнадцать тысяч зрителей, полный дворец. Все довольны, всё прошло очень весело.

«У Саши другой рекорд — в лучшей лиге мира, но у меня тоже прикольные цифры»

— Как команда внутри переживала ожидание вашего тысячного очка? Со стороны казалось, что это немного давило и на команду, совпало с серией поражений.
— Думаю, это стечение обстоятельств. В целом команда играла неплохо. Но после Нового года были небольшие травмы, где-то не хватало игроков. Проигрывали в одну шайбу, матчи были упорные. Я не думаю, что это связано с рекордом.

— Лига подарила вам перстень за тысячное очко. Он выглядит более роскошным, чем чемпионские перстни от СКА?
— Очень красивый перстень. Но я бы не сказал, что он лучше или хуже чемпионских. К моему достижению отнеслись серьезно, всё сделали красиво. Сравнивать сложно.

— Когда вы в последний раз доставали чемпионские перстни? Как они у вас хранятся?
— Храню дома. Периодически смотрю на них, показываю сыну.

— И что он говорит?
— Говорит: красиво.

— Вы сказали, что эйфория после тысячного очка быстро прошла. А потери мотивации не возникло? Всё-таки большая цель достигнута.
— Нет. Я так долго этого ждал. Мы уже больше четырёх месяцев играем в хоккей – сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. Поэтому нет такого ощущения, что цель достигнута и всё закончилось. Просто продолжаешь играть, стараешься помочь команде и наслаждаться хоккеем.

— Теперь Вы лучше понимаете, в каком психологическом состоянии находился Александр Овечкин прошлой весной, когда все говорили о его рекорде?
— Думаю, ему было очень непросто. Про его рекорд говорили ещё больше, чем про мой. Это было очень непросто. Он большой молодец.

— Какие у вас эмоции, когда сравнивают ваш рекорд и рекорд Александра Овечкина?
— Приятно. Но у Саши другой рекорд – в НХЛ, в лучшей лиге мира. Он большой молодец, что достиг таких результатов. Он продолжает радовать болельщиков и сам кайфовать от хоккея. Я считаю, что у меня тоже прикольные цифры, достойные показатели. И я очень рад, что добрался до таких красивых отметок.

«У Ковальчука и Дацюка учился всему: как тренироваться, как вести себя вне льда»

— Во всех командах, где вы играли, хоккеисты всегда говорили, что вы очень комфортный партнёр по звену, что вы играете на команду, а не только на личную статистику. Кто вам это привил и с какого возраста?
— Это пошло ещё из детской школы, когда я только начинал играть в хоккей. Для меня отдать передачу и сыграть на партнёра всегда было ничем не хуже, чем забросить шайбу. Наоборот, это классные комбинации, когда ты делаешь всё красиво и отдаёшь в пустые ворота. По моим эмоциям это иногда даже приятнее, чем самому забить. Думаю, именно детские тренеры привили мне такое отношение к игре.

— Такое отношение встречается далеко не всегда. Часто креативные нападающие бывают большими индивидуалистами. Вам приходилось с такими сталкиваться?
— Я всегда говорю, что мне везло с партнёрами. Во всех командах, где я играл, рядом были очень сильные хоккеисты. Многие умеют и забивать, и отдавать передачи. Это всегда классно.

— Сейчас в социальных сетях есть тренд вспоминать 2016 год:  что было десять лет назад. Помните себя тогда?
— Да, в целом помню. По-моему, тогда был чемпионат мира в Москве. Очень классное время: Москва, турниры сборных. Крутые времена были.

— Вы сильно отличаетесь сейчас от себя десятилетней давности?
— Время проходит, дети растут. Десять лет назад у меня было двое детей, сейчас уже трое. Я считаю, что каждый день – это хороший день. Воспоминания приятные, когда есть что вспомнить. Иногда с ребятами всё равно возвращаемся к прошлому: как играли в других командах, как ездили за сборную, как проходили чемпионаты мира. Сейчас молодёжи, которая могла бы играть на чемпионатах мира и Евротурах, объективно тяжелее. На них можно было прогрессировать быстрее.

— Что именно дают чемпионаты мира и Евротуры, если КХЛ тоже очень высокий уровень?
— На чемпионатах мира все стараются приехать в лучшем состоянии. Уровень там всё-таки выше. КХЛ – хорошая лига, но на чемпионаты мира приезжают игроки из НХЛ, и уровень, на мой взгляд, немного выше.

— Если вернуться на десять лет назад, тогда вы играли в СКА. Сейчас смотришь на тот состав – и кажется, что это какой-то космос по подбору игроков. Многие, кто тогда был молодым, говорят, что это была огромная школа жизни. Вы это чувствовали?
— Конечно. Когда пришли в СКА с Жекой Кетовым, мы понимали, куда пришли. В это время пришёл Илья Ковальчук. Было приятно с такой звездой быть в одной команде. Потом приехал Павел Дацюк. Находиться такими звёздами в одной раздевалке, смотреть, как они тренируются, как ведут себя, общаться с ними – неоценимый опыт. Они делились многими вещами – и по хоккею, и по жизни, рассказывали свои секреты. Я у них учился всему: как тренироваться, как вести себя вне льда. Сейчас какие-то моменты стараюсь передавать дальше. В нашей команде, в «Динамо» Минск, много общаюсь с молодыми ребятами, пытаюсь им что-то подсказать, помочь.

shipachev-kovalchuk-ria.webp
Источник фото: РИА Новости

— Можете вспомнить что-то конкретное, чему вы научились?
— Таких вещей много. Например, отношение к тренировочному процессу. Как ребята приходили пораньше, как разминались перед тренировкой, как делали разминку после. Когда я играл в Череповце, не всегда обращал на это внимание. А потом в СКА посмотрел, как Илья Ковальчук готовится к тренировке, какие упражнения делает после — на спину, на корпус, выпрыгивания, ускорения. Я подбирал то, что подходило именно мне, общался с тренером по физподготовке. Илья очень физически сильный игрок, и у него было чему поучиться. Плюс бытовые вещи – куда лучше деньги вложить и что-то такое. Они были уже взрослыми ребятами, могли подсказать.

— Вы до сих пор общаетесь с Евгением Дадоновым? Вашу связку называют одной из самых ярких в истории КХЛ.
— Мы же играли вместе: сначала с Артемием (Панариным), потом с Гусём (Гусевым). Конечно, когда пересекаемся, общаемся. Но у всех уже свои семьи, дети. Женя играет в НХЛ, я здесь. Так или иначе, связь остаётся.

«В 25 я мог поспать три-четыре часа и выйти на тренировку, сейчас так уже не получится»

— Если вернуться к сегодняшнему дню, сейчас вы выступаете в роли наставника  – для Вадима Мороза, Виталия Пинчука, Егора Борикова. Глядя на их прогресс, кажется, что клубам НХЛ впору вам доплачивать. Вам нравится эта роль?
— Да, мне комфортно. Мы часто общаемся в поездках, в перелётах. С Пинчуком, Бориковым, Липским, Кузнецовым, Сотишвили, Морозом. Со всеми молодыми. Они что-то спрашивают, иногда сам подсказываю. Порой на тренировке видишь, что у кого-то не получается момент. Подходишь и говоришь: «Попробуй сделать по-другому». Он пробует, получается — говорит: «О, круто. Спасибо».

Это нормальные вещи. Я ведь сам этому учился, подсматривал у более опытных ребят – у того же Паши Дацюка, у других партнёров по командам. Теперь стараюсь передать это дальше. Ребята часто подходят и с хоккейными вопросами, и с бытовыми.

— В чём новое поколение уже сильнее вас?
— Новое поколение всё-таки лучше катается. Хоккей меняется, становится быстрее. Когда мы начинали, не было такого количества специалистов. Не было, условно, тренера по катанию, который отдельно ставит технику. Сейчас есть тренер по развитию, тренер по физподготовке, тренер по катанию. Всё это сильно влияет на уровень игроков.

moroz-pinchuk-shipachev-khl.webp
Источник фото: Ярослав Неелов / photo.khl.ru

— То есть это в первую очередь скиллы?
— Да, именно скиллы.

— Вам сейчас 38. Что даётся сложнее, чем 10 или 15 лет назад?
— Сейчас больше внимания уделяешь подготовке. Если раньше можно было условно не пойти в тренажерный зал и за счёт молодости всё равно добежать, то сейчас больше времени уходит на растяжку, на разминку, на подготовку к тренировке. Стал внимательнее относиться к питанию, восстановлению. Раньше вообще об этом не задумывался: мог вечером поесть пельменей, лечь спать и спокойно выйти утром на раскатку. Теперь подход к этому более осознанный.

— В каком возрасте произошёл этот перелом?
— Это приходит постепенно. Когда тебе 25, ты ешь что хочешь, пьёшь газировку – и тебе всё равно. А потом начинаешь взрослеть, метаболизм меняется. Трудно сказать конкретный возраст. Просто в какой-то момент ловишь себя на мысли, что поздно есть не хочется, что перед сном лучше не переедать, что важно нормально выспаться. Сейчас ведь и контроль стал более профессиональным: анализы, восстановление. Это сильно помогает. Сейчас в клубах смотрят, как ты восстанавливаешься, какие показатели по витаминам. Раньше такого не было.

— При этом можете сказать, что чувствуете себя так же хорошо, как в 25 лет, или возраст всё равно даёт о себе знать?
— Если в 25 я мог поспать три-четыре часа, поиграть ночью в компьютер и нормально выйти на тренировку, то сейчас так уже не получится. Сейчас нужно спать полноценно, восемь часов. Если не выспался, будет тяжело. Но если за собой следить, возраст не мешает. Если бы у меня всё строилось только на скорости и катании, было бы сложно. А когда есть понимание хоккея, голова, руки – становится легче.

— Что помогло вам прокачать игровой интеллект?
— В первую очередь, игра с сильными ребятами. Детская школа и тренеры заложили фундамент. Они очень многое дали в плане понимания игры. Наш тренер уже выпускал до нас несколько возрастов и понимал, как объяснять детям, как работать с ошибками. А дальше всё складывалось постепенно: шаг за шагом, через хороших партнёров, через сильные команды. Так всё и получилось.

ФРИБЕТ 3000₽ ОТ WINLINE

Реклама 18+

— Сколько в 1000 очков труда, сколько таланта и сколько игрового интеллекта?
— Пусть будет по 25% на работу, талант, игровой интеллект и удачу. Без удачи точно бы ничего не получилось.

— Вы сказали, что не готовы завершать карьеру. Готовы к тому, что ваше игровое время будет снижаться, а статистика падать? Это не бьет по самолюбию?
— Про это вообще не думаю. Буду нормально играть – буду получать достаточно игрового времени. Всё зависит только от меня.

— Задумывались вы о том, что делать после завершения игровой карьеры?
— Пока не думал, что буду делать после завершения карьеры. Мысли все о том, как помочь своей команде и показывать хороший хоккей.

Заглавное фото: ХК «Динамо» (Минск)
Новости. Хоккей