Арбитр международной категории по дзюдо Марина Бондарь: На игры конкурс у арбитров больше, чем у атлетов

Дома у этой очаровательной блондинки хранится значок «Мастер спорта СССР». Она была призером чемпионата страны, но во взрослом дзюдо успехи оказались скромнее. Зато Бондарь стала одной из ведущих российских арбитров. Корреспонденту «Советского спорта» Ма
news

ДЗЮДО
ЖЕНСКАЯ РАБОТА

Дома у этой очаровательной блондинки хранится значок «Мастер спорта СССР». Она была призером чемпионата страны, но во взрослом дзюдо успехи оказались скромнее. Зато Бондарь стала одной из ведущих российских арбитров. Корреспонденту «Советского спорта» Марина рассказала о восточных ритуалах в дзюдо и олимпийской судейской конкуренции.

— Марина, вы единственная женщина-арбитр на спартакиадном турнире по дзюдо?

— Да, единственная и неповторимая (смеется)! Но вообще-то у нас в России много женщин-арбитров.

— Давно обслуживаете поединки дзюдоистов?

— Да! Международную категорию получила, если не ошибаюсь, в 1997 году.

— Международная категория предполагает обслуживание крупнейших соревнований – чемпионатов мира, Европы, Олимпийских игр…

— Было все, кроме Олимпиады. На Игры очень сложно попасть. Думаю, конкурс у арбитров даже больше, чем у спортсменов. К примеру, от Европы на Олимпиаду едут всего 12 судей. Уже на месте отбирают всего семь. Я попадала в предварительные списки, но…

— Для участников поединка есть разница, кто его обслуживает: женщина или мужчина?

— Вряд ли. Они выходят на татами со своими задачами и озабочены их решением. Дзюдоисты во время поединка в таком состоянии, что никого не замечают.

— Но ведь есть много нюансов.

— Конечно, но на тех соревнованиях, где я работаю, арбитры очень квалифицированные.

— Почему после поединка участники не пожимают руки арбитрам?

— Они делают поклон. Так принято в Японии, откуда пришел наш вид спорта. Это – восточные традиции, восточные ритуалы. Также спортсмены благодарят друг друга.

— Согласитесь, не все дзюдоисты остаются довольны исходом поединка и многие считают виновными арбитров.

— Это естественно: кто-то из двух человек проигрывает. И, соглашусь, уступившие верят, что арбитры относились к ним несправедливо. Отвечу так: судьи в дзюдо лишь констатируют, когда один соперник сильнее. И все.

— Возможна ситуация, когда спортсмен может кинуться на арбитра с кулаками?

— В лихие 90-е на чемпионатах России такие случаи происходили. Но на чемпионатах мира и Европы подобное исключено. Да и у нас навели порядок. Все поняли, что дзюдо – не мордобой, не бои без правил.

— Как к вам относятся коллеги?

— Очень доброжелательно.

— Не желают устранить конкурента?

— Ну что вы?!

P.S.

Еще одна женщина-арбитр москвичка Нонна Арустамян обслуживала на Спартакиаде сразу два вида борьбы: и вольную, и греко-римскую. За несколько дней до поездки в Пензу она получила диплом Университета российской академии образования по специальности «Финансы и кредит. Банковское дело». Но Нонна на этом останавливаться не собирается. Она хочет получить второе образование в Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма (РГАФК). Что касается планов спортивных, то она мечтает отобраться на первую молодежную Олимпиаду в Сингапуре.