В чью пользу олимпийский праздник? Колонка Яременко
Международное олимпийское движение в кризисе. Это совершенно очевидно. Любой, кто приезжает в Корею, встречает в некотором роде пустыню. Мало рекламы, мало «движухи», мало всего того, что еще не так давно сопровождало крупные спортивные форумы. Телеправа реализуются все хуже. Деньги от спонсоров привлекаются все труднее и все с большими проблемами. И говорить о том, что, дескать, мир разочарован «гноблением» и унижением российской сборной, мол, отсюда и проблемы – нелепость. Это давно сформировавшийся тренд.
Да и в том, что происходит вокруг российского спорта, вокруг ОКР, вокруг нашей команды OAR – ну, очевидно же, что в этом коктейле (хочется сказать – «допинг-коктейле») политики ничуть не меньше, чем экономики и собственно спорта, о котором забывают частенько.
И давайте попробуем разобраться: кто от всего этого выиграл? Проигравшие-то как раз очевидны: российский спорт в целом, российские спортсмены, спортивные функционеры, ОКР, а вместе с ними – МОК, утративший прежнее доверие и прозрачность, спортивное правосудие, подвергающееся давлению и осмеянию то с нашей стороны, то от МОК, то снова с нашей стороны (в зависимости от принимаемых решений). Олимпиада проиграла в зрелищности? Совершенно очевидно, что проиграла. Принимающая страна-хозяйка проиграла? Без вопросов.
Урон понесли все. И СМИ, которые «ловят хайп» и не хотят нести ответственность. Чиновники, которые не имеют в себе сил извиниться. Мы как спортивная держава. Тем более что этот статус мы стремительно теряем, которым мы так кичимся и на который все время ссылаемся. А ведь сейчас мы занимаем то самое место в неофициальном общекомандном зачете, которое было у нас на последней недомашней Олимпиаде в Ванкувере-2010 – в начале второго десятка. Это явно не сверхстатус.
Так кто выиграл? Чьи-то национальные федерации? «Чистые» спортсмены? Вряд ли. Все зыбко и все понятия расплывчаты. Очевидных бенефициаров, очевидные победителей не видно.
Но ведь так не бывает. Любые изменения, которые происходят в какой бы то ни было сфере жизни, всегда приводят к тому, что появляются не только пострадавшие, но и те, кто, наоборот, что-то приобрел.
Помните, как Зепп Блаттер подбил снежком на склоне между вершинами ФИФА и УЕФА своего заклятого друга Мишеля Платини? Подбил так, что сбил с ног. Но вызвало это такие треволнения, такой ураган, что вместо снежка или снежного кома возникла в горах целая лавина и не только снесла Платини, но и накрыла с головой Блаттера и все его окружение. Но даже тут нашлись свои бенефициары. К руководству обеими футбольными структурами пришли новые, куда более молодые люди. Чемпионаты мира и Европы реформируются; новые технологии, немыслимые прежде, внедряются. Значит, кризис вызвал – пусть и не сразу – какие-то положительные сдвиги и изменения.
Олимпийское движение подошло сейчас к такой же точке. Только не паны дерутся, как было в футбольном хозяйстве – другие, более глобальные процессы происходят. Но те вызовы, перед которыми стоят Томас Бах и Ко, должны вызвать к жизни настоящие тектонические сдвиги. Хорошо бы нам не играть в свою национальную игру – искать, в чем нас обидели и раз за разом обижаться, а не быть раздавленным под обломками старого здания и приготовиться к новому прыжку.
Но об этом придет время рассуждать уже через пару недель, после окончания Игр. А сейчас… Ну, я же обещал делать это каждый день. Так вот, я снова всех призываю: болеем за наших! Россиян, оаровцев или как вам будет угодно.