Урок Знарка Лобановскому. Почему создание базового клуба сборной себя оправдало
- Я ведь лучший хоккеист XX века по версии ИИХФ, победитель и самый ценный игрок Кубка Канады-81, но эти регалии забываются, при представлении меня называют трехкратным олимпийским чемпионом, потому что олимпийская победа самая ценная в спорте, - не единожды заявлял президент ФХР Владислав Третьяк.
С этими словами трудно поспорить. Конечно, плохо, когда цель достигается любой ценой. Но это уж, извините, наши традиции. Привилегии базовому клубу Красной машины новой сборки ни в какое сравнении не идут с поблажками, сделанным в 1976 году футбольному киевскому «Динамо», тоже базовому клубу сборной.
Ради победы на Олимпиаде-76 в Монреале чемпионат страны раскололи на две части – весеннюю и осеннюю. Весной киевляне играли дублирующим составом и заняли 8-е место из 16-ти, точно в середине таблицы. Таким мощным резервом обладал клуб Валерия Лобановского и Олега Базилевича – оба на паритетных началах старшие тренеры.
Когда в квалификации чемпионата Европы сборная СССР проиграла чехословакам (именно так, поскольку в стартовом составе будущих чемпионов Европы выходило восемь словаков и только трое чехов), Базилевич не моргнув глазом заявил: «Всё идет по плану». Чем немало удивил даже киевских журналистов.
В Монреале путь к золоту оборвался на немцах. Нет, не на западных, чемпионах мира-74. А на восточных, из ГДР, таких же любителей, как и мы. В утешительном финале были обыграны пляжные бразильцы. Ту бронзу признали оглушительным провалом. Последовали оргвыводы.
После Олимпиады в киевском «Динамо» разразился бунт. Игроки дружно написали заявления об уходе. Ситуацию разрулили на очень высоком уровне. Пожертвовали Базилевичем, Лобановского оставили.
В нашем футболе началась смута. В следующем отборочном цикле сборная под руководством Никиты Симоняна не смогла пробиться на ЧМ-1978 в Аргентину.
Потом Лобановский дважды возвращался к штурвалу национальной команды, всякий раз получая поблажки-привилегии. Достаточно вспомнить призыв в армию лидеров «Днепра» Олега Протасова и Геннадия Литовченко, а позже ленинградца Олега Саленко. Да так Валерий Васильевич ничего и не выиграл. Серебро Евро-1988 – это не победа.
При этом Лобановский поставил на поток в чемпионате страны договорные матчи, распределяя очки в играх с украинскими командами по схеме «3 – 1» (победа дома, ничья в гостях). А когда его прижучили, заявил: «Надо лучше режиссировать футбольные спектакли».
Сорок лет спустя ведущий Леонид Парфенов, с пеной у рта в рекламном ролике к чемпионату российской премьер-лиги причислил ту позорную монреальскую бронзу к… достижениям Лобановского.
Вот она, цена олимпийской медали! Даже плохонькой!
А сборная Знарка в Пхенчхане в финале уничтожила наклевывавшееся второе «Чудо на льду» и сама подарила чудо, отыгравшись на последней минуте в меньшинстве.
Символично, что героем финала стал Никита Гусев, который оказался не нужен ЦСКА, а расцвел в базовом клубе сборной.