ОКР амнистирован. Нужна ли олимпийская «люстрация»?
Олимпийский комитет России восстановлен в правах. Вернется ли теперь Россия окончательно и полноценно в мировую спортивную и олимпийскую семью, и что надо сделать, чтобы это не просто формально произошло, а стало необратимым?
Победы наших хоккеистов, фигуристок и успехи молодых лыжников в Пхенчхане, конечно, несколько отогрели наши болельщицкие сердца, однако поводов для национальной гордости на почве спорта у нас пока, честно говоря, немного и они предвидятся не скоро. Последняя спортивная эйфория национального масштаба пришлась на февраль 2014 года, на олимпийский Сочи, когда и организация мероприятия была выше всяких похвал, и результаты российских атлетов – сенсационно успешными. Те Игры, призванные сплотить нацию, зажечь людей некой общностью, неполитической идеологией, заставить чувствовать гордость и неказенный патриотизм, показать всему миру нашу современность, открытость и гостеприимство, свою задачу выполнили наполовину, как раз-таки в той части, которая касалась внутреннего пользования. Выполнила бы и внешние задачи, если бы не наложилась по времени на украинский кризис и последовавшие за ним крымские события.
Всё, что было после в российском олимпийском движении и российском спорте в целом, напоминает хронику пикирующего бомбардировщика. Едва возникало ощущение полного дна, как слышался новый стук снизу. К сожалению, на сегодняшний день российский спорт высших достижений если и не уничтожен полностью, то находится на самой низкой точке в своей новейшей истории, а может, и вообще во всей истории, включая советский период и эпоху холодной спортивной войны с взаимными бойкотами. Тогда, по крайней мере, политическая составляющая конфликта не камуфлировалась, и всем было понятно, почему так происходит, и вины спортсменов в этом никто не искал, их репутация оставалась незатронутой. Сегодня же, репутация спортсменов из России очень сильно пошатнулась, поскольку репутация бренда «российский спорт» настолько девальвировалась, что даже героическими усилиями Загитовой, Большунова, Медведевой, Спицова, Гусева, Капризова и других молодых героев олимпийского Пхенчхана из числа «олимпийских атлетов из России» эту репутацию не изменить и не поднять в одночасье.
Два равно печальных (с бобслеисткой) и нелепых (с Крушельницким) допинговых эпизода ничего кардинально не поменяли в исторической перспективе для нашего олимпийского движения. Их цена - в лучшем случае, флаг на церемонии закрытия Игр. Для кого это, может быть, важно, да и то не факт. В любом деле репутация – это самая летучая субстанция. Она долго зарабатывается, моментально теряется и еще сложнее восстанавливается, фактически с нуля. Поэтому, как мне кажется, самое время начать создавать новую репутацию на базе нового поколения олимпийских героев, а не пытаться восстанавливать разрушенную и скомпрометированную. Однажды одна мудрая женщина, имеющая непосредственное отношение к российскому спорту, сказала мне: «Андрей, не та женщина б…, которая б…, а та, про которую говорят, что она б…, ибо позволила так говорить о себе». Так и здесь. Чтобы не ставили под сомнение каждую победу и каждый успех спортсмена из России, надо забыть про политику «вывсеврети», убрать тему противостояния со всем спортивным миром из информационной повестки, где бедный Томас Бах - к слову, один из самых симпатизирующих России президентов МОК за всю историю - уже рисуется «Доктором Зло» и исчадием русофобского ада. Всё это точно не помогает решению внешней репутационной задачи, если она, конечно, всё еще актуальна и стоит для нашего политического руководства. О спортивном я не говорю, поскольку ожидать прозрения и смены парадигмы на этом направлении от тех, кто несет персональную ответственность за происшедшую катастрофу, разумеется, не приходится.
То, что сейчас необходимо сделать в первую очередь в связи с восстановлением ОКР в правах – не отмечать это событие как праздник всероссийского масштаба и не воспринимать, как полную реабилитацию нашего спорта и олимпийского движения. До полной реабилитации еще очень далеко, сделан только первый, хоть и важный шаг. Теперь необходимо выстроить новую систему коммуникации со всеми международными спортивными организациями с чистого листа, забыв про обиды и недопонимания. Я абсолютно убежден в том, что нам необходима для этого серьезная смена декораций.
Прежде всего, надо спрятать подальше, и никогда никому больше не показывать главного героя этих печальных событий - непотопляемого Виталия Мутко. Благо, грядущая в марте смена кабинета министров дает прекрасный повод и возможность сделать это как бы планово, раз публично наказать за допущенные провалы нет политической воли, ввиду желания «не прогибаться» под требования «мировой спортивной закулисы». Вместе с ним было бы правильным попросить на выход всю команду тех, кто отвечал за формирование и реализацию спортивной политики в различных спортивных ведомствах, в Олимпийском и Паралимпийском комитетах, спортивных федерациях, курировал спорт в правительстве, Госдуме и администрации президента. Ничего личного. Как в спорте. Команда проигрывает – весь тренерский штаб уходит.
На их место должны зайти новые люди, современные, энергичные, мобильные, с опытом, новым взглядом и незапятнанной репутацией, с большим авторитетом внутри страны и в мировом спорте. Такие люди есть, и их немало, в том числе и из числа тех, кто уже работал или работает в тех же структурах, но не на первых ролях, а также среди руководителей спортивных сообществ и общественных организаций, спортивных управленцев, известных спортсменов, тренеров, олимпийских чемпионов.
Необходимо в ближайшее время предпринять все усилия для того, чтобы восстановить аккредитацию РУСАДА и одновременно заниматься планомерной работой с международными организациями, будь то МОК, МПК, ВАДА или спортивные федерации, спокойно, открыто, без истерик и без заискиваний, объясняя свою позицию и свои шаги по дороге изменений.
Собственно говоря, это именно та планомерная ежедневная работа по выстраиванию коммуникаций в мире, которой активно занимался еще в середине нулевых бывший глава Росспорта Вячеслав Фетисов и которая во многом привела к победе сочинской заявки в Гватемале. Затем эта работа была продолжена в период подготовки и проведения Игр командой Дмитрия Чернышенко в оргкомитете «Сочи-2014», и это был тот момент, когда сотрудничество и взаимопонимание между Россией и МОК, МПК, международными федерациями находилось на своей самой высокой точке в истории. А затем пришел поручик Ржевский с подмененной мочой и всё опошлил. Как можно было меньше, чем за два года после окончания Сочи «профукать» всё, что выстраивалось годами, полностью подорвав доверие и потеряв самые дорогие инвестиции – инвестиции в отношения? Что нужно было для этого делать? Мой ответ прост – не делать ничего, ожидая, что авось, рассосется. Не рассосалось, и теперь новой плеяде наших спортивных руководителей, которые, надеюсь, придут после выборов, возможно, с поддержкой за спиной опытных советников из числа тех, кто эффективно работал на этом направлении с 2005-го по 2014-й, предстоит вновь построить мосты доверия и сотрудничества на месте, где сегодня взорвано и сожжено, казалось бы, всё.
При этом важно параллельно активно работать в юридическом поле, защищая права на карьеру и восстанавливая репутацию тех «чистых» российских атлетов, кто был незаслуженно, с нашей точки зрения, и юридически необоснованно подвергнут различным санкциям. Делать это надо быстро, смело, профессионально, эффективно, так, как сработала прекрасная команда адвоката Артема Пацева накануне Пхенчхана, в течение недели подав иски и добившись в спортивном арбитраже отмены решений по ряду российских атлетов и восстановления их сочинских наград и репутации. Обратите внимание: наш единственный важный успех за последние годы в борьбе за репутацию российских спортсменов и российского спорта был достигнут не на баррикадах ток-шоу и не в высоких кабинетах и президиумах, а тихой продуктивной работой - ровно тем, чем и следовало заняться еще два с лишним года назад, когда жареный петух с головой профессора Родченкова еще толком не клюнул, а только планировал свое первое "кукареку". При этом, что тоже немаловажно, все это происходило на фоне очень сдержанной и конструктивной риторики официального Кремля, очень правильный, уважительный тон которой задал сам Путин, заняв, по-моему, единственно правильную позицию в этой ситуации, отказавшись от конфронтации и обмена упреками.
Пришло время менять имена. Только тогда чемпионат мира по футболу не станет для нас последним мировым спортивным праздником на родине, и мы вернемся в мировую спортивную семью с гордо поднятой головой. И будем принимать у себя не Игры доброй воли или фестиваль «Дружба», а новые чемпионаты мира и Олимпийские игры. Ведь и наши спортсмены, и мы, болельщики, это заслужили. И тогда у нас будет еще много поводов для радости, переживаний и оправданной национальной спортивной гордости. Не по приказу и не по разнарядке.