Почему наша сборная победила в Будапеште
АФИНЫ-2004
На 10-м зимнем чемпионате мира в Будапеште сборная России выиграла 8 золотых медалей. Всего – 19. Американцы, наши главные соперники, завоевали только 4 золота и в общей сложности 10 наград. Впервые с тех пор как сборная России выступает на чемпионатах мира самостоятельной командой, россияне заняли первое место в общем зачете. Благодаря чему это произошло, рассказывает главный тренер сборной России Валерий Куличенко.
— С точки зрения логики, эта победа парадоксальна. Вы только и говорите, что в России нет ни одного современного легкоатлетического стадиона, а сборная безоговорочно побеждает. За счет чего?
— Вариантов ответа на этот вопрос много. Можно говорить о высоком индивидуальном мастерстве, о серьезных материальных стимулах, о жесткой конкуренции внутри команды в отдельных видах, о русском менталитете, и все будет в точку. Но главное, на мой взгляд, заключается в том, что нам наконец-то удалось создать у ребят психологию победителей. Они выходили в сектор или на дорожку с ощущением собственной звездности. Причем в самом хорошем значении этого слова. Ловили кайф от борьбы, и это приносило плоды. Шесть мировых рекордов было установлено на этом чемпионате, и в пяти случаях отличились наши. Двадцать четыре человека в команде стали медалистами, тридцать восемь – выступали в финалах.
— Однако нашлись скептики, которые объяснили эту победу исключительно тем, что будапештский чемпионат был не самым представительным. Соперники, дескать, были не те, слабоваты. Что скажете на этот счет?
— Что это не совсем так. В Будапешт приехали 670 спортсменов из 142 стран (на предыдущем чемпионате мира в Бирмингеме было 530 участников из 130 стран. – Прим. «СС»). Кроме 6 мировых рекордов установлены 12 континентальных, показаны 12 лучших результатов сезона в мире. В прошлом году эти показатели выглядели так: 1—6—13. Да и большие спортсмены венгерский чемпионат своим вниманием не обидели. Судите сами: Мутола, Ален Джонсон, Павлыш, Шебрле, Олссон, Педросо, Клюфт, Мэй, Алдама, Адере, Чеплак, Хольм, Диверс, Лагат… Не увидели мы только нескольких сильнейших американских спринтеров.
— Выражаясь боксерским языком, мы в Будапеште послали соперников в нокдаун. А может, стоило атакующий удар приберечь до олимпийских соревнований?
— Нет, мы сделали все правильно. Прямой связи между Олимпиадой и зимним чемпионатом мира нет. К этим соревнованиям даже специфика подготовки совершенно разная. Но в то же время я уверен, такие победы не проходят бесследно. Да и поражения, а были и они, тоже. Мой вывод таков: в Будапеште мы обрели психологическое преимущество над соперниками.