Секреты церемонии. Наш корреспондент выведал их за сутки до открытия Олимпийских игр
АФИНЫ-2004. ОТКРЫТИЕ ИГР – СЕГОДНЯ
ОТКУДА ЗВОН?
На территорию, прилегающую к олимпийскому стадиону, на котором сегодня в 21.45 по московскому времени пройдет церемония открытия Олимпиады, пропускают без проблем. Арена похожа на громадный корабль: отчетливо просматриваются нос в виде олимпийского факела, корма.
Поднимаюсь на трибуны. Белое овальное поле, опоясанное двумя ярусами кресел. В самом центре – отверстие диаметром метров десять. Оттуда режиссер церемонии открытия Луи Якобс, словно кроликов из шляпы, будет извлекать сюрпризы. Над этой «шкатулкой» с двойным дном висит корабль, разломанный на две части, и фигура в виде античной скульптуры.
На трибунах кипит работа: одни волонтеры оттирают от пыли новенькие кресла, другие вовсю орудуют щеткой, похожей на телескопическую удочку. Длина ручки – метров пять, можно почистить динамики, висящие под самой крышей первого яруса.
Два больших табло, за одним из них спрятано пять колоколов. Опустят их ниже, чтобы всем было видно? Если нет, зрители так и не поймут, откуда звон.
ФИГУРА РАСПАДАЕТСЯ
Огромная ложа прессы. На самом большом российском стадионе «Лужники» она, пожалуй, поменьше. Вижу, что уже оборудованы места московских коллег-телевизионщиков.
Захожу в подтрибунное помещение. Все начинают коситься на фотокамеру, висящую на шее, но ничего не говорят. Лежит какая-то карта. Разворачиваю. Это ж подробнейшая схема самого олимпийского стадиона. Беру в руки фотоаппарат и… слышу: «Извините, нельзя!»
Карту быстро сворачивают и прячут так, как будто на ней обозначено место, где зарыты сокровища.
Из соседней комнаты доносится торжественная музыка. Человек двадцать смотрят церемонию открытия (ее полностью прогнали несколько дней назад), а мужчина у экрана что-то поясняет. Успеваю увидеть, что фигура, которая подвешена между двумя частями корабля, распадается на несколько фрагментов.
– Телевидение? – спрашивает человек в синей футболке.
– Нет, – хитрить смысла нет, на аккредитации и так все написано.
– Пожалуйста, – и мне указали на дверь.
Не стали даже отвечать, почему одним можно смотреть, а другим нельзя.
БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ
В фойе картины, скульптуры, авторы которых явно не страдают отсутствием новых идей. Например, цифры «2004» скрутили из велосипедных и автомобильных шин. Фотографирую.
– Извините! – это мне. – Снимать нельзя.
– Хорошо, ухожу.
– Нет, постойте.
На зов волонтера прибегает девушка в синей футболке с большими красивыми глазами.
– Проблемы? – спрашиваю.
– Большие проблемы!
– Тогда я пойду?
– Нет! Вы можете лишиться аккредитации!
О боже, почему ж нельзя снимать картины? Слышал, что запрещено фотографировать полицейских, особенно с оружием, вокзалы, мосты, но чтоб предметы искусства! Девушка с большими глазами ведет меня к какому-то менеджеру.
Приходим. За столом сидит лохматый, суровый с виду человек. Страшновато. Сейчас как отберет аккредитацию – и прощай, моя первая в жизни Олимпиада. А уж когда он встал из-за стола и посмотрел на меня с высоты своих двух метров, помноженных на полтора в ширину, мне стало совсем тоскливо.
После расспросов, кто я такой и откуда, человек-гора говорит, что на олимпийском стадионе ВЕЗДЕ снимать запрещено. До церемонии открытия. Показываю снимки и говорю, что это для семейного альбома.
– Вы не будете передавать их в газету?
– Нет.
– Тогда нет проблем, – говорит он и на всякий случай тщательно записывает мои данные.
Большеглазая, похоже, удивлена, что я так легко выкрутился, делает строгое лицо и уходит.
– Я из Австралии, – улыбается большой человек. – Ну и духотища же здесь!
МАТРОСЫ-ЗНАМЕНОСЦЫ
Сам не свой от счастья выхожу на трибуны и сажусь в кресло. Вдруг звучит музыка, и из северного выхода выносят олимпийское знамя. Его проносят по кругу, отдают парням, одетым в форму матросов. Те несут его к флагштоку, и под торжественную музыку флаг поднимается вверх. Эту репетицию я посмотрел вчера четыре раза. И не удержался – все же тайком сфотографировал. Прости меня, человек-гора из Австралии!
Что еще нас ждет сегодня вечером на олимпийском стадионе? Звон колокольчиков, которые обещают раздать зрителям, и громадные картины на трибунах, которые будут составлять они же. Известные люди, которые понесут олимпийский огонь на последнем этапе. Обещают модель Наоми Кэмпбелл и кучу других знаменитостей, напрямую не связанных со спортом. Этап начнется в порту Пирей, продолжится в Акрополе и завершится на олимпийском стадионе. Эмблему Олимпиады, кажется, понесет атлет Карл Льюис.
А вообще этому режиссеру Луи Якобсу повезло. Да он и сам говорит:
– Греция – родина демократии, спорта, театра, философии и просто идеальна для постановки грандиозных шоу!