Прощание славянок. Воспоминания о волейбольном финале Россия – Китай
ГЛАВНЫЕ МГНОВЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ
Вернувшись из Афин, услышал: на одной солидной, уважаемой столичным истеблишментом радиостанции все сотрудники побросали работу, когда наши девчонки играли финал. Улетавший на Дальний Восток знакомый охотник поведал, как шереметьевская милиция прилипла в тот вечер к маленькому телевизору в зоне досмотра. Наутро в песочнице нашего двора игру обсуждали молодые мамаши…
Этой битве сопереживала вся страна.
Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись, говаривал старина Киплинг. Баталия Востока с Западом закончилась поражением последнего. Но это была достойно проигранная битва.
МАЛЕНЬКАЯ ДЕВОЧКА
– Не реви! – бурчал грозный Карполь самой маленькой и юной в российской сборной Марине Шешениной. – Я сказал: не реви!
А 19-летняя связующая размазывала слезы по щекам и пять минут не могла успокоиться оттого, что главный тренер убрал ее с площадки, бросив в лицо завораживающее заклинание: «До конца игры!» Марина успокоилась (не без труда). Карполь выпустил ее обратно на площадку (что-то ворча сквозь зубы). И наши справились.
Нет, то была, увы, не финальная игра с Китаем. Эту трагикомичную сцену я подсмотрел намного раньше, в мало значащей для России игре с кореянками.
Наша молодая связующая больше таких сцен не закатывала. Она, кстати, оказалась единственным игроком в команде, на которую великий наставник не орал, а просто «слегка повышал голос».
Марина – наша пекинская надежда, и Карполь этого не скрывал. Но Пекин – за четырехлетней горой. А вот выигрывать у сборной из Поднебесной надо было 28 августа 2004-го.
– Посмотрите на связующую у Бразилии! – восклицая, одновременно вопрошал потом Карполь у российских журналистов. – А у Китая, у Кубы? Это же опытные, матерые волчицы! Нашей девочке иногда не хватало опыта, а иногда – просто сил, чтобы творить то, что делают они.
Марина, прекрасно сыграв в феерическом полуфинале с Бразилией, в финальной схватке прыгнуть выше головы не смогла. Устала девочка.
Во многом именно поединок связующих мог решить исход великого противостояния. Китайская связующая Кун Фен в какой-то момент не просто взяла игру на себя – она сама резко и мощно атаковала. И китаянки набирали очки. А наша «маленькая» Марина пару раз сделала не слишком высокие подачи для великолепной Кати Гамовой. И та не смогла провести свои неподражаемые высокие атаки.
Юная надежда сборной расплакалась, когда все кончилось. На мокром месте были глаза у всей нашей команды. Но особенно больно было смотреть на Екатерину Гамову, вице-чемпионку Сиднея, лучшую волейболистку афинской Олимпиады.
БОЛЬШАЯ ДЕВОЧКА
Не только рост в «два с хвостиком» выделял Гамову в звездной компании лучших волейболисток планеты. Почти на каждой игре, которые я видел во Дворце мира и дружбы, поражало спокойствие (внешнее, во всяком случае) уральской Екатерины Великой. Спокойствие горы, осознающей свое величие и мощь.
Хотя в первой игре с Китаем в группе, когда нас «сделали» как котят, «всухую», Гамова была, пожалуй раздосадована. Но не растеряна. Да, тогда китайский блок умудрился закрыть от знаменитых Катиных ударов свою площадку. Но 28 августа она не собиралась бросать азиатским пантерам такую щедрую кость вторично.
Не собиралась, однако накачанные энергетикой переполненного зала (за Китай откровенно болела даже жена президента Международной федерации волейбола) китаянки поперли на наших девчонок, как танки. До счета 8:5 в первой партии не в нашу пользу Катя злилась, потому что удары не шли. Потом Карполь провел очередную накачку. И что-то случилось. В Катинах глазах вместо досады появилось нечто иное. Наверно, даже не злость – ярость. На себя, на соперниц.
Запад показал Востоку, что есть «русская школа волейбола» и что в этой школе значит «прыгать выше головы». Мы по-прежнему отставали, когда наш двухметровый лидер сначала взлетела над китайским блоком – и мяч от ее руки вонзился в поле. Тут же Гамова сама пошла на одиночный блок – эффектно, результативно! Через минуту Катя вытащила какой-то невероятный мяч из аута. Она снова забивала. И ставила блок. И опять забивала.
Прорвало Гамову. Она, словно ужас, летящий на крыльях ночи, обрушилась на бедные китайские головушки.
Тренер наших противников (лицо его было невозмутимо почти все пять сетов) тут как-то засуетился. И соперники сделали многое, чтобы сломать русских. Им удалось все, кроме одного «почти». Почти нейтрализовали Гамову. Но при счете 29:28 она вновь взлетела над двойным вражеским блоком и пробила его.
«Не волнуйтесь, играйте спокойно дальше. Мы еще ничего не потеряли...» – процитирует прессе час спустя самого себя китайский наставник Чен Чжунхе.
Николай Карполь не расскажет, что говорил он после второй выигранной нами партии всей команде и что отдельно объяснял Гамовой. Сама Катя после игры не в состоянии будет говорить что-либо. Она будет рыдать, сидя на деревянном, ярко окрашенном полу Дворца мира и дружбы.
МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК, БОЛЬШОЙ ТРЕНЕР
Физически (то есть по росту) Николай Карполь ниже всех своих воспитанниц. Но нет сегодня в российском волейболе человека, которого бы столь разные по возрасту и характеру дамы слушали, словно одного из апостолов. Даже глядя на него сверху вниз, они как будто стоят у подножия монумента, переходящего с крика на шепот и обратно.
Когда-то я наивно предполагал, что главный наставник не просто кричит на свой женский коллектив, а ясно, грубо, зримо кроет его матом (ну, возникает такое ощущение от телекартинки, что тут поделаешь!). Простите за темноту и отсталость, Николай Васильевич!
В Афинах была возможность вблизи услышать то, что творится в эфире вокруг нашей волейбольной скамейки.
– Лиза, ты забыла, как играть в пас?!
– Люся, не иди на блок в лоб!
– Катя, бери игру на себя!
Это, может, самые длинные из выкрикиваемых фраз. Ничего похожего на заклинания. А далее Карполь, у которого в обычной жизни голос опытного вузовского преподавателя-гуманитария, более пространно объяснял диспозицию уже спокойным тоном.
Я спросил его:
– Николай Васильевич, почему, когда команда вела, вы кричали на девчонок? А когда стали проигрывать, вдруг резко сменили тон? Это что, такой психологический прием?
– Волейбол – слишком тонкая игра, чтобы решать в ней что-то одним криком, – интеллигентно объяснял мэтр (казалось, он хочет добавить: «Понимаете ли, молодой человек...»), – если тренер не знает основ психологии, ему нечего делать на таком уровне.
Ничего-то он не приоткрывал, этот загадочный Карполь. На пресс-конференциях после трех игр довелось услышать от него одну и ту же фразу: «Я согласен со своим капитаном». А капитан могла говорить дежурные, ни к чему не обязывающие фразы.
Карполь метался, как раненый зверь в клетке, когда после двух выигранных партий мы «сдали» третью и, ведя в четвертой 23:21, не смогли сделать всего два шага до победы, которая бы вошла в историю.
Потом – не час, а неделю спустя, когда эмоции улеглись, – Николай Васильевич признается: «Тогда, в последней партии, я призывал девочек совершить невероятное. С бразильянками получилось. С Китаем – нет».
По мнению Карполя, нас победили не техника, не организация, не физическая мощь команды великого азиатского соседа. И даже не их сила духа, а... медицинские технологии Поднебесной.
Наших вымотали пять сумасшедших партий в полуфинале с Бразилией. Но ведь и Китай отыграл в полуфинале столько же накануне. Мы не успели восстановиться. Китаянки – смогли. Смогли благодаря чудесам восточного иглоукалывания, ароматерапии и суперсовременным оригинальным китайским технологиям быстрой реабилитации, сплетенным воедино.
«Физиотерапия Китая сегодня выше нашей!» – с горечью утверждает Карполь, с тоской вспоминая времена, когда вся мощь советского государства была направлена на то, чтобы спортивная медицинская наука у нас была лучшей в мире и приносила золотые уловы на самом высоком уровне. Да разве только в медицине Китай стремительно уходит от нас…
После Афин Карполь сказал, что устал, что ему надо отдохнуть от волейбола. Во всяком случае, от совмещения работы в сборной и в клубе.
Равнозначной замены этому переходящему с крика на шепот большому маленькому человеку, увы, пока не видно.
Потому, может, он и не уйдет.
БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ СТРАСТИ (Вместо послесловия)
Мы проиграли не в последней, пятой партии, когда Люба Соколова отыграла первый из трех китайских матчболов, но на большее не хватило сил.
Мы проиграли не в концовке четвертой партии, которую должны были вытягивать «на зубах», играя «просто внимательней».
Мы проиграли, выиграв накануне, совершив чудо в матче с Бразилией. Два снаряда в одну воронку не ложатся. Два чуда подряд на финише олимпийского турнира – такого в реальной жизни не бывает.
Мы слишком устали, а за Китай болело слишком много людей, будто играли в Пекине, Харбине или Шанхае. Ложу прессы шатало и крутило от воплей и топота китайских репортеров, которые забыли о неписаных правилах журналистского сообщества и болели за своих, как оглашенные, на фоне наших скорбных фигур.
Их можно было понять. И нас тоже. Россия в Афинах проиграла Китаю почти все очные поединки. Волейбол был нашей последней надеждой. Но они слишком многому научились от нас, а мы, повторюсь, слишком устали. Не только здесь, в этой сумасшедшей игре в этом фантастическом зале. Вообще страна устала...
Уходящий за горизонт Карполь напоследок бросит: надеюсь, мол, что к следующим Играм государство Российское повернется лицом к своим олимпийцам. Фраза повиснет в воздухе...
А Катя Гамова, отплакавшись на деревянном полу Дворца мира и дружбы, быстро пройдет, почти переходя на бег и закрывая от камер красные глаза, мимо журналистов по коридору микст-зоны. Но час спустя, чуть успокоившись, два раза повторит как заклинание: «Нам еще есть к чему стремиться...»
ГЛАС НАРОДА WWW.SOVSPORT.RU
КАКИЕ МГНОВЕНИЯ АФИНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ЗАПОМНИЛИСЬ ВАМ БОЛЬШЕ ВСЕГО?
21% | Реакция зала на выступление гимнаста Алексея Немова |
13% | Победа Юрия Борзаковского в беге на 800 м |
12% | Финиш Дениса Нижегородова в ходьбе на 50 км |
9% | Схватка за бронзу травмированного дзюдоиста Дмитрия Носова |
9% | Победа прыгуньи Елены Исинбаевой с мировым рекордом |
8% | Финальный матч волейболисток России и Китая |
7% | Победа российской четверки в академической гребле |
6% | Победа велогонщика Михаила Игнатьева |
5% | Тройная победа российских прыгуний в длину |
3% | Поражение пловца Александра Попова |
3% | Поражение теннисистки Анастасии Мыскиной в полуфинале |
3% | Допинговые скандалы с участием россиян |
1% | Мне запомнились иностранные спортсмены |