«Стыдно, что о нас вытирают ноги»
МНЕНИЯ
Высказаться по поводу действий судей в адрес Алексея Немова мы попросили авторитетных специалистов– двукратную олимпийскую чемпионку, международного арбитра Лидию Иванову и спортивного комментатора Первого канала, мастера спорта Александра Бармина.
– Что, на ваш взгляд, произошло с судейством?
Александр БАРМИН: – Сговор чистой воды. Я находился на комментаторских позициях, и когда на мониторе появилась оценка (9,725. – Прим. Д.С.), я как человек, который давно варится в этой кухне, понял, что медаль Немову не планировалась.
Лидия ИВАНОВА: – Таким поступком арбитры продемонстрировали домашнюю заготовку, а не искреннее судейство. Когда публика не дала продолжить соревнования, они вынуждены были предпринять маневр – повысить оценку (до 9,762. – Прим. Д.С.), заведомо понимая, что распределение мест от этого не изменится. Тем не менее я считаю, что Леша родился под счастливой звездой. Народ стоял в течение пятнадцати минут и требовал поменять оценку. Это говорит о том, что признали его талант, мастерство. И какие бы козни ему ни строили, он останется в памяти лучшим, хоть и не признанным судейской мафией.
– Какие чувства вы испытали, когда на табло зажглась первая оценка?
А.Б.: – Мне было обидно, во-первых, за Алексея, с которым я очень хорошо знаком, во-вторых, за свой вид спорта. И еще было немножко стыдно, что сейчас о нас так вытирают ноги. А например, девятикратная олимпийская чемпионка Лариса Семеновна Латынина, которую я пригласил комментировать соревнования, всплакнула и сказала: «Не могу вести репортаж, у меня ком в горле».
Л.И.: – К сожалению, накануне я улетела из Афин в Москву, так как приезжала на Олимпиаду на полсрока. И смотрела состязания по телевидению. Но если бы была в этот момент у микрофона (Иванова также комментирует соревнования. – Прим. Д.С.), то разнесла бы всех в пух и прах, как женщина, быстро реагирующая на всякую гадость. Тем более что обслуживала шесть Олимпийских игр в качестве арбитра в единственном числе от СССР и знаю все подводные течения.
– Немов действительно выступил хуже победителя – итальянца Кассина?
А.Б.: – Итальянец, конечно, выступил без ошибок, при соскоке, как говорится, встал вмертвую и противопоставил шести уникальным перелетам Немова не менее эффектные трюки. Однако по классу и риску Алексей был выше. И по крайней мере серебро точно заслужил.
Л.И.: – Немов дал прекрасную возможность итальянцу выиграть. Ведь таких асов, как Леша, не судят. Их только цепляют, ловят, пусть он хоть на пол-йоточки где-то потеряет. А сдерут за это по максимуму. И с него тоже содрали за этот шаг при соскоке, хотя должны были убрать не более двух десятых.
– Почему арбитры теперь так относятся к российским гимнастам?
А.Б.: – Считаю, что в первую очередь Аркаев должен нести ответственность за то, что мы уронили свой престиж. Находясь на разных должностях, он, возможно, своей политикой способствовал тому, чтобы нас выкидывали из призеров.
Л.И.: – Ясно, что наши победы в гимнастике всем надоели, несмотря на то, что сейчас Россия не так мощно выступает, как СССР. Плюс все-таки политика нашего спортивного руководства какая-то пришибленная. Имея в наборе таких звезд, как Немов и Хоркина, нужно ходить с высоко поднятой головой. А не так, как Наши: «Разрешите, позвольте». Им скажут: мол, садитесь, так они сядут на самый краешек стула.
– Почему, на ваш взгляд, не был подан протест в ФИЖ?
А.Б.: – Думаю, это составная часть линии Аркаева – спустить все на тормозах. Превыше всего он ставит личные интересы, ему невыгодно ругаться с коллегами из ФИЖ.
Л.И.: – Насколько я знаю, ОКР подал протест в МОК, но его быстро отпарировали: дескать, в ФИЖ считают, что это была правильная оценка и мы не имеем права давить на судей. Мне кажется, что наше спортивное руководство не может сильно топнуть ногой. Американцы подают протесты. И все трясутся, это всеми обсуждается, а чиновники дают объяснения. А о наших спортсменов можно вытереть ноги. И пройдет! Проглотили! Я с Немовым общалась не один раз. У него было ощущение, что он как бы не защищен страною.
– На вашей памяти бывали подобные инциденты на Олимпийских играх?
А. Б.: – Было что-то похожее в ситуации с Ольгой Корбут на Играх 1972 года в Мюнхене в упражнении на бревне. Правда, не помню, поменяли ли Ольге оценку. Но шум был невероятный, и Корбут, в отличие от Немова, выиграла.
Л.И.: – Были в отношении гимнастов из Китая, которые во все времена очень мощно выступали. И всегда они были никому не нужны как первые номера, я должна честно сказать, ни нам, советским, ни американцам, ни, к примеру, немцам. И как-то все дружно, грамотно – комар носа не подточит – ставили им оценку 9,6. И так у нас это было профессионально, слаженно, что никто ничего сделать не мог. Но когда китайцы выступали на золото, а им отдавали вторую и третью ступени пьедестала, скандирование в зале было невероятное.
МНЕНИЕ ЛЕОНИДА АРКАЕВА
За комментарием мы обратились к президенту Федерации спортивной гимнастики России, главному тренеру национальной сборной Леониду Аркаеву.
– Я в принципе не хочу ничего говорить о Немове и вообще возвращаться к этой ситуации, – ответил он.
Впрочем, позиция Леонида Яковлевича была ясна с самого начала. После состязаний мужчин на перекладине в Афинах он заявил корреспонденту «СС», в частности, следующее:
– Согласно нашему регламенту в ФИЖ протесты не подаются. Можно апеллировать в МОК. Вот корейцы подали протест по поводу второго места Дае Ен Кима в абсолютном первенстве. Вышел показательный случай: вместо базовой оценки 10 ему ошибочно вывели 9,9. Ну и чего они, интересно, добьются? Думают, что победителя Пола Хэмма из США обяжут сдать золотую медаль? Это из области фантастики. Историю с Немовым могу назвать форменным безобразием. Создается впечатление, что Алексея просто заранее «зарядили» на поражение. Но бороться с этим без толку! Вопрос закрыли. Безысходность полная. Все это можно будет изменить после того, как члены ФИЖ будут назначаемыми, а сегодня у них выборные должности. Мы знаем, как выбирают удобных людей.