Один день из жизни комиссии. Как Москва встречала олимпийских инспекторов

Вторник, как и сегодняшний день, был выделен Оценочной комиссией МОК для личного знакомства с олимпийскими объектами — построенными и не очень. Вот как оно происходило.
news

МОСКВА 2012

Вторник, как и сегодняшний день, был выделен Оценочной комиссией МОК для личного знакомства с олимпийскими объектами — построенными и не очень. Вот как оно происходило.

ЗЕЛЕНЫЙ КОРИДОР

Три автобуса, напичканные сонными журналистами, в 8 утра отправляются от гостиницы «Националь» (московской резиденции Оценочной комиссии) к Конно-спортивному центру «Битца» (первый объект для оценки). Путешествие скрашивают прозрачные чемоданчики с буклетами, выданными сотрудниками пресс-центра. Груз увесистый — 30 книжек по видам спорта, в каждой из которых в мельчайших подробностях описываются олимпийские сооружения. Достаточно пролистать пару штук, чтобы почувствовать, как московская Олимпиада в твоем сознании из мифа начинает превращаться в живую реальность.

Не проходит и 15 минут, а наша колонна уже поворачивает с Ленинского проспекта на улицу Обручева. И это утром буднего дня — немыслимо! Впрочем, внимательный взгляд на дорогу все объясняет. Вот пыжатся милицейские машины, стараясь сдержать автомобильные потоки прилегающих улиц. Вот грозит лопнуть запертая в час пик Профсоюзная. А вот несчастный гаишник, тщетно пытающийся переключить свой светофор в режим, разрешающий движение. Трехцветный не поддается. Но для нашего эскорта и это не проблема: проезжаем на красный. Так и подмывает заметить, что Олимпиада еще не началась, а москвичи уже начали страдать.

СВАТКОВСКИЙ И ЛОШАДЬ

По всему маршруту мы опережаем комиссию минут на 25. Таким образом, до приезда инспекторов на объект журналисты спокойно успевают занять наблюдательные пункты. Увы, пункты эти располагаются на таком расстоянии, чтобы мы даже при жгучем желании не могли обидеть представителей МОК ни делом, ни словом. Любые контакты прессы с членами комиссии строжайше запрещены. И вовсе не представителями отечественных властей, как вы, наверное, уже успели подумать, а этическими нормами МОК.

«Битца» встречает высоких гостей нежным снегом. У некоторых членов комиссии это обстоятельство вызывает бурное веселье. К примеру, один инспектор еще на подходе к огромному плакату с планом спорткомплекса неумело лепит снежок и, догнав своих, со всего размаху бросает его за шиворот коллеге. Тот для приличия хихикает, а потом долго ежится, с тоской вглядываясь в наглядную агитацию, раскрашенную в летне-зеленые цвета.

В битцевском манеже в это время идут обычные тренировки. Навскидку ничто не выдает напряженного ожидания комиссии. Даже лошади на удивление спокойны.

— Хотите прокатиться? — нарочито нейтральным тоном обращается спортивный директор Заявочного комитета «Москва-2012» Дмитрий Сватковский к главе комиссии марокканке Наваль Эль-Мутакавель, зачарованно разглядывающей животных. Хотя ведь знает Дмитрий прекрасно, что олимпийская чемпионка в барьерном беге уж 20 лет как увлекается конным спортом. И даже детей своих к этому приобщает.

— Боли в спине беспокоят, — сетует госпожа Мутакавель. — Но, может, вы, Дмитрий, нам класс покажете? Конную программу в современном пятиборье, кажется, еще никто не отменял?

Похоже, для олимпийского чемпиона Сиднея Сватковского такой поворот и впрямь оказался неожиданным. Но желание комиссии — закон. И эту установку тоже никто не отменял.

Дмитрий, волнуясь, спускается в манеж. Просит черного скакуна у первой попавшейся наездницы. Уверенно запрыгивает в седло и начинает наматывать круги перед комиссией. Окончательно освоившись, Сватковский заходит на барьер. Низенький такой. Его высоту перед прыжком специально снизили во избежание конфуза. Берет! Дмитрий победоносно оборачивается к зрителям из МОК. Ни одного хлопка. Тут Дмитрий, вероятно, заводится ни на шутку. И — мчится на еще один заход. Прыжок… Барьер взят! Правда, животное цепляет его задними ногами. Только теперь помещение заполняется аплодисментами и криками «грейт!». Сватковский благодарно похлопывает партнера — не подвел!

МЕТРО, ФУТБОЛ, КАТАНИЕ

Несмотря на то что Сватковскому так и не удалось усадить Мутакавель на лошадь, стратегический подход к работе с комиссией был выбран верный. Даже не ведаю, кому пою дифирамбы, но тот, кто вспомнил, что члены комиссии прежде всего бывшие спортсмены, а только потом чиновники, безусловно, умница. А настоящий спортсмен — он как ребенок. Только дай порезвиться. И наши — дали. В спорткомплексе «Дружба» подсунули гостям футбольный мяч и мальчиковую команду. Понятное дело, без мини-матча не обошлось. Нашлись в лужниковских закромах и коньки, и лед для членов комиссии, желающих прокатиться. В «Крылатском» инспекторы пересели на велосипеды. И везде эти мероприятия проходили с неподдельным восторгом участников. Что, естественно, не могло не сказаться по крайней мере на настроении наших «оценщиков».

Однако поездку на московском метро они заказали сами. Видно, наслушались где-то про его перегруженность. По словам очевидцев, поездка в спецвагоне «Москва-2012» по маршруту «Проспект Вернадского» — «Воробьевы горы» должна была убедить гостей, что не все так печально в нашей подземке. Тем более что она иногда даже вылезает наружу, как на «Воробьевых горах». Кстати, эта станция, расположенная над Москвой-рекой, своей необычностью произвела на комиссию ошеломляющее впечатление.

ЧЕМПИОНСКАЯ АТАКА В «ЛУЖНИКАХ»

Из метро Оценочную комиссию доставляют в «Лужники». Прямо на улице, у дверей ВИП-зала их встречают хлебом-солью чемпионка Афин-2004 в прыжках с шестом Елена Исинбаева и президент нашей легкоатлетической федерации Валентин Балахничев. Детишки в ярко-желтых цыплячьих свитерах дарят членам комиссии цветы. Надеюсь, за эти скромные букетики МОК не предъявит нам претензий. На это же рассчитывает и главный менеджер нашего Заявочного комитета Александр Чернов.

— Ну что, вот все говорили «не надо, не надо хлеба-соли», — возбужденно говорит он, заходя в подтрибунные помещения БСА. — Надо! Это ж наше, народное. Чего скрывать-то? Да и посмотрите, как все довольны.

Все действительно довольны — в «Лужниках» гостей встречает ланч. Но — олимпийский. Как положено, без излишеств: печенье, чай, кофе, прохладительные напитки. Мутакавель не отходит от Исинбаевой, все щебечут о чем-то. Выясняется, что приглашение на презентацию «Лужников» целого сонма олимпийских чемпионов — тоже сильнейший рекламный ход. Ну кто вот, положа руку на сердце, для нашей страны Исинбаева? Ну чемпионка Афин. Да у нас таких десяток! А в том же Марокко Елену, наверное, давно бы озолотили и сопровождал бы ее везде полк личной охраны. Полагаю, что для профессиональной легкоатлетки Мутакавель Исинбаева — мегазвезда. И она наверняка безумно счастлива вот так, запросто, общаться с ней. И наверняка запомнит, что эту возможность ей подарили в Москве, претендующей на звание столицы Игр-2012.

Мои догадки тут же подтверждаются: глава комиссии, не в силах больше сдерживать эмоции, дарит Исинбаевой свой букет, закутывая его в теплые слова восхищения. И тут еще один «рояль в кустах» — на горизонте появляется олимпийская чемпионка бегунья Светлана Мастеркова.

— Как вы чудесно выглядите! — приветствует Светлану госпожа Мутакавель. — Будто и не оставляли дорожку!

— А я зарядку делаю ежедневно. Вот так: раз-два, раз-два, — без тени смущения рапортует Мастеркова, приседая.

Настала пора представлять «Лужники» — главную арену предполагаемых Игр. Комиссия рассаживается напротив растянувшегося полукругом стенда с символикой олимпийской Москвы. Презентация начинается с выступления директора стадиона Владимира Алешина. Вслед за ним выступают руководители федераций, чьи виды спорта будут представлены в «Лужниках»: легкоатлетической, водных видов, синхронного плавания, бокса, борьбы, футбола, хоккея на траве. Их поддерживают олимпийские чемпионы — Елена Исинбаева, Светлана Мастеркова, Анатолий Белоглазов, Александр Лебзяк, Денис Панкратов, Ольга Брусникина, Мария Киселева. Подавляющее большинство ораторов говорит на приличном английском. От сорванных ими оваций уже закладывает уши. А тут в зал еще и тяжелая артиллерия подтянулась — вице-президент МОК Виталий Смирнов, член МОК Шамиль Тарпищев — и, обосновавшись позади комиссии, отрезала ей пути к отступлению: когда такие люди просят, Олимпиаду надо отдавать.

Атаку на инспекторские умы гроссмейстерски завершил вице-президент Российского футбольного союза, чемпион Мельбурна-56 Никита Симонян:

— В 2012-м мне исполнится 86 лет. Обещаю дожить, если Игры будут в Москве.

Комиссию подводят к макету «Лужников» времен 2012 года. Гости въедливо интересуются количеством парковок для автомобилей и речных судов, а также расстоянием между объектами. Есть впечатление, что ответы их устраивают.

— Как думаешь, дадут они нам Олимпиаду? — спрашивает кто-то стоящего поодаль боксера Лебзяка.

— Если сердце не открыто, надо в печень постучаться! — в своей излюбленной шутливой манере уходит он от прямого ответа.

Напоследок вице-мэр Москвы, руководитель столичного Заявочного комитета Валерий Шанцев подводит Наваль Эль-Мутакавель к лужниковским колоннам, украшенным мемориальными досками. На досках гравировка с фамилиями победителей московской Олимпиады-80. Слыша некоторые из них, марокканка восхищенно цокает.

— Я секрет вам один хочу раскрыть, — заговорщицки говорит Шанцев Мутакавель. — Мне архитектор местный рассказал, что на этих колоннах как раз осталось место для чемпионов еще одних Игр. Понимаете?

Глава комиссии в ответ зажигательно хохочет. Понимает.

КЛЯЗЬМИНСКОЕ СУДОХРАНИЛИЩЕ

На Большой спортивной арене комиссия также проходит по искусственному футбольному газону, опробует ложу ВИП, смотрит представление молодых спортсменов, отпускающих в хмурое небо восемь шаров с олимпийской символикой.

Посещают инспекторы и Малую спортивную арену, где в тот момент тренируются участники московского чемпионата мира по фигурному катанию. В частности, бронзовый призер Игр-2002 американец Тимоти Гейбл. Журналистов просят вести себя тихо, фотографов — не щелкать вспышками. Да не на тех напали! Тимоти разнервничался и, показалось, свернул запланированную тренировочную программу. В тот же вечер в короткой программе он, между прочим, срежется на первом же прыжке — четверном тулупе.

После «Лужников» путь наш лежит на Шелепихинскую набережную, на которой собираются возвести главный пресс-центр. Пока же там только возвели шатер для приема комиссии МОК и сцену для групповых танцев, которые демонстрируются той же комиссии.

Вторая половина дня — клуб по интересам. Комиссия делится на три части. Первая направляется в Крылатское, Центр академической гребли и спорткомплекс ЦСКА. Вторая призвана оценить проекты спорткомплекса «Тушино», Национального теннисного центра им. Х.А. Самаранча и стадион «Динамо». Я увлеченно устремляюсь за третьей, которая едет в Центр парусного спорта на Клязьминском водохранилище.

Вот уж где пригодился растиражированный Заявочным комитетом Москвы олимпийский лозунг «Imagine It Now» (в переводе с английского — «Представь это сейчас»). Очень уж трудно вообразить, что в ремонтируемом нынче складском помещении для лодок когда-то разместятся яхты класса «Торнадо», а округа будет вмещать до 30 тысяч зрителей. Сложно представить даже то, что именно в этом месте в августе этого года пройдут чемпионаты мира (и это — не описка!) в олимпийских классах «49» и «Финн». А троице инспекторов, похоже, не верится даже, что это огромное ледовое поле хоть когда-нибудь растает.

— А где вы яхты на воду спускаете? — слышу я обрывок разговора членов комиссии с представителями местной администрации.

— Да вот здесь же! У нас тут оборудование специальное стоит. Только его сейчас за сугробами не видно, — смущенно улыбается директор.

Хотя, вспоминая о том, что в проект Олимпийского парусного центра будет инвестировано 150 миллионов долларов, сразу начинаешь верить в любые чудеса.

ПОВЕРИМ В МЕЧТУ?

Работа комиссии на сегодня завершена. Обратно в «Националь» везут без прежнего шика, в сопровождении одной-единственной милицейской машины, которой не шибко-то подчиняются столичные пробки. Есть время, чтобы продолжить изучение 30 олимпийских буклетов. Глядя на манящие трехмерные картинки будущих стадионов, на уже сверстанные расписания олимпийских соревнований, и впрямь хочется поддаться русскоязычному слогану нашего Заявочного комитета и «поверить в мечту». Поверить в то, что в 12.00 в 16-й соревновательный день на Большой спортивной арене «Лужников» начнется финал футбольного олимпийского турнира, почетным гостем которого станет-таки Никита Палыч Симонян. В то, что в 11-й день там же, но в прыжковом секторе установит очередной мировой рекорд Елена Исинбаева. Перепрыгнувшая уже, конечно, пятиметровую отметку.

Расчувствовавшись, занимаю очередь у красной будки с красной кнопкой напротив «Националя». На будке написано: «Уважаемые москвичи и гости столицы! Нажимая на эту кнопку, вы отдаете свой голос за проведение Олимпийских игр 2012 года в Москве». Мой голос — 1 085 159-й. Эта цифра горит на длинном электронном табло всего несколько секунд, сменяясь следующей. Про очередь-то я не шутил…

СОСТАВ ОЦЕНОЧНОЙ КОМИССИИ МОК

Председатель: Наваль Эль-Мутакавель (Марокко) — член МОК, олимпийская чемпионка 1984 года в беге на 400 м с барьерами.
Саймон Балдерстоун (Австралия), бывший руководитель Оргкомитета Игр-2000, ныне – советник МОК по проблемам окружающей среды, журналист.
Филипп Бови (Швейцария), советник МОК по вопросам транспорта.
Эльс ван Бреда Врисман (Нидерланды), член МОК, президент Международной федерации хоккея на траве.
Патрик Джарвис (Канада), президент канадского Параолимпийского комитета.
Мустафа Ларфауи (Алжир), член МОК, президент Международной федерации плавания.
Хосе Луис Марко (Аргентина), член совета директоров МОК Аргентины, юрист.
Сер Мян Нг (Сингапур), член МОК, председатель Оргкомитета 117-й сессии МОК.
Сэм Рамсами (ЮАР), член МОК, президент НОК ЮАР.
Жильбер Фелли (Швейцария), генеральный директор МОК по Олимпийским играм.
Фрэнки Фредерикс (Намибия), член МОК, член Комиссии атлетов МОК, серебряный призер Игр в 1992, 1996 гг. в беге на 100 и 200 м.
Пол Хендерсон (Канада), бывший член МОК и президент Международной федерации парусного спорта.
Боб Элфинстоун (Австралия), бывший руководитель Оргкомитета Игр-2000, ныне – консультант МОК по технологии.

РОЛЬ ОЦЕНОЧНОЙ КОМИССИИ МОК

После олимпийских реформ 1999 года, которые, кроме прочего, запретили обычным членам МОК посещать города-кандидаты, комиссия стала играть ключевую роль в оценке олимпийских возможностей того или иного города.

Таким образом, в задачу комиссии входит анализ Заявочных книг пяти городов-кандидатов на Игры-2012. Проанализировав проект, комиссия отправляется в инспекционные поездки по этим городам с целью выяснить, насколько информация, изложенная в 17 главах Заявочной книги, соответствует действительности.

Программа каждого визита очень насыщенна – ведь длится он всего четыре дня. Итоговая миссия инспекторов – написание отчетов по итогам поездок, которые будут опубликованы и разосланы членам МОК.

6 июля 2005 года на 117-й сессии МОК в Сингапуре состоятся финальные презентации пяти олимпийских проектов, сопровождаемые комментариями председателя Оценочной комиссии. После этого члены МОК голосованием выберут столицу Игр-2012.

Новогодние бонусы и акции букмекеров 2025  
arrow
Приз
5 000 ₽
FONBET: Роскошные призы и фрибеты 5000 рублей в Новогоднем розыгрыше
Новый бонус
13 дн. 1 ч.
Приз
20 000 ₽
FONBET: ценные призы и фрибеты до 20 000 рублей в предновогоднем розыгрыше в Telegram
Исполнение желаний
BetBoom: новогодняя акция «Ёлка желаний»
2 дн. 1 ч.
Подарки каждый день
Леон: подарки каждый день в акции «Зимний калейдоскоп»
10 дн. 1 ч.
Фрибет
1 000 000 ₽
Бетсити: фрибеты до 1 000 000 рублей за прогнозы в акции «Кибердекабрь»
2 дн. 1 ч.
Новости. Олимпиада