Встреча для Вас. Переломанная, но непокоренная. Чемпионка мира Ляйсан Утяшева вернулась в сборную после тяжелых операций и готовится выиграть Олимпиаду в Пекине
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА
На представительном международном турнире в греческом городе Каламата, Ляйсан Утяшева заняла восьмое место в абсолютном первенстве. Для чемпионки мира это невысокий результат. Но спортсменка счастлива. Она только приходит в себя после тяжелых травм и мечтает выиграть Олимпиаду-2008 в Пекине.
Утяшевой, воспитаннице главного тренера национальной сборной Ирины Винер, прочили выступление на Олимпиаде в Афинах. Но судьба распорядилась иначе. По недосмотру врачей Ляйсан долго тренировалась и выступала с переломами ног. В январе 2003 года перенесла две операции. Хирурги буквально по крупицам собирали ладьевидные косточки обеих стоп. Обещали, что спортсменка вернется на помост через шесть-семь месяцев. Однако восстановление затянулось.
– В июне прошлого года, после чемпионата Европы в Киеве, я перенесла еще одну операцию – вытаскивали штырь из левой ноги, – рассказала Ляйсан корреспонденту «СС». – И я «пропала» на три месяца: проходила реабилитационный курс в Германии. Очень долго восстанавливалась, потому что железка держала кость и, как я говорю, всю меня. И были опасения, что могут возникнуть проблемы. Но томография показала, что, слава богу, все в порядке.
– Выходит, врачи ошиблись в своих прогнозах, уверяя, будто вы быстро восстановитесь?
– Нет, врачи знали, что выздоровление будет долгим. Просто нарочно немножко обманывали меня, чтобы я не опускала руки. При этом никаких гарантий не давали. Более того, никто не предполагал, что после удаления штыря ранка так быстро заживет. Я же с трудом ходила – каждое движение причиняло боль. Хромала (и до сих пор прихрамываю), потому что кость и так больная, а на нее еще такая нагрузка пришлась – операция.
И если бы Ирина Александровна Винер меня подгоняла, поспешно ввела в сборную, то я продержалась бы в спорте от силы года два. А такие жертвы никому не нужны! Планирую выступать до Олимпиады в Пекине и потом, наверное, еще один сезон.
ТРЕНЕР ПОДНЯЛА ИЗ РУИН
– Чего вам сегодня не хватает для того, чтобы выйти на ведущие позиции?
– Соревновательного опыта, выступлений на публике. Это прибавляет уверенности. За последний год у меня было всего пять турниров, в то время как у других гимнасток – двадцать. Ничего, тише едешь – дальше будешь. В этом году моя основная задача – просто «обкатывать» программы на разных турнирах, а уже со следующего начну бороться за первенство.
– Считаете, Винер должна была позволить вам выступить в начале марта на этапе «Гран-при» в Москве?
– Думаю, Ирина Александровна поступила правильно, не допустив меня к соревнованиям, так как полтора месяца назад я еще не была в форме. И только когда выступала в Каламате, судьи сказали, что я сделала колоссальный скачок. Они признались: «Сейчас можно на Утяшеву смотреть и воспринимать ее как соперницу».
У меня прямо камень с души свалился после таких слов, ведь, откровенно говоря, меня уже «похоронили».
– Откуда у вас такая информация?
– В Каламате тренеру Наталье Тишиной, которая сейчас меня ведет, арбитры так и заявили: «Наталья Борисовна, вы делаете невозможное! Мы не верили, что эта гимнастка поднимется. После таких травм обычно не восстанавливаются».
– Может, Винер и сама в какой-то степени разуверилась в ваших силах, раз передала вас другой наставнице?
– Нет-нет, просто Ирина Александровна считает, что один специалист – хорошо, а два – лучше. Кстати, в прошлом году Тишина вместе с Винер тренировала и Алину Кабаеву. А меня подняла, можно сказать, из руин. Дело в том, что Наталья Борисовна сама прошла через большое количество травм. И знает, как грамотно подготовить гимнастку, чтобы она долго выступала. Работает дотошно, скрупулезно, устраняет даже самые мелкие недостатки.
«ЕСЛИ БЫ ОТСТУПИЛА, ВСЕ ПОШЛО БЫ КУВЫРКОМ»
– А вы себя не списывали со счетов?
– Каждый день списывала, поскольку видела, как девочки прогрессируют. А мне было так тяжело! Представьте: у меня ноги в гипсе, а надо было в бассейне плавать, чтобы их разрабатывать. Когда удалили штырь из стопы, я долго вообще не могла прыгать, «ползала» по ковру. Но Тишина заставила меня поверить в то, что я смогу выполнять сложные элементы. Мы больше всех тренировались в зале, но, конечно, только после того, как получили «добро» от опытных докторов.
Правда, я сейчас много не работаю, где-то по четыре часа в день вместо привычных семи-восьми. Зато, как говорят мои тренеры, пришла работа мысли: подумал – сделал. Это намного продуктивнее, не так, как раньше: тысяча повторений, и все – в ноль!
И еще за время болезни я поправилась на шесть килограммов, которые сбросила постепенно, за полгода. Например, оборачивалась в полиэтиленовые пакеты – худела таким образом.
– В трудный момент вам не хотелось уйти из спорта?
– Очень хотелось. Но потом оглядывалась и думала: а тогда зачем все это затеяли? Ради чего Винер столько времени держала меня в Новогорске? Ведь никто не сидит просто так на сборах полтора года в ожидании чуда. Это и не положено. Тех, у кого травмы, сразу отправляют домой.
Да я бы себя перестала уважать, если бы повернулась и сказала: «Не могу!» Кроме того, знаю: если бы сейчас отступила, то потом все в моей жизни пошло бы кувырком. Такая у меня натура – доводить до конца любое начатое дело.
Конечно, меня очень поддерживают мои болельщики, которые шлют бесконечные письма, пишут: «Ляйсаночка, мы тебя любим!» А моя мама, когда провожала меня на операцию, сразу предупредила: «Ляйсан, я тебя кладу под нож, но ты сама это выбрала. Я тебя поддержу во всем». Я же вижу, как она хочет, чтобы я продолжала выступать. В столице она приходит на любые соревнования, будь то чемпионат Москвы или первенство области.
ЧАЩИНОЙ ЗАМЕНЫ НЕТ
– Ляйсан, если честно, рассчитывали на то, что после Олимпиады уйдут и Алина Кабаева, и Ирина Чащина?
– Я вообще об этом не думала! И даже хорошо, что Чащина осталась – на ней сейчас вся сборная держится, потому что достойной замены пока нет.
– Как нет? Года два на международных турнирах выигрывают медали, в том числе и золотые, Ольга Капранова и Вера Сесина. По-вашему, девочки еще не доросли до уровня Кабаевой и Чащиной?
– Вишня, как говорится, поспеет вовремя. Просто сегодня их нельзя сравнивать с Алиной и Ирой...
– Все-таки, может быть, вы немножечко завидуете успехам Капрановой и Сесиной?
– Нет никакой зависти. Девчонки – молодцы! Тянули команду, когда были еще третьими-четвертыми номерами, и имеют полное право бороться за место под солнцем. Поверьте, я испытываю к ним одно только уважение.
Но дружбы между нами нет. Дружу с Чащиной, а с Олей и Верой контактирую только в зале. Банальное: «Привет, пока…» Больше ничего. У них свой мирок, у меня – свой. Думаю, что это даже не из-за возраста, поскольку Сесина меня всего на год моложе, а я Чащиной – на три. Попросту мы как были старой командой – Алина, Ира, Зайка (прозвище Зарины Гизиковой. – Прим. ред.) и Оля Белова, так и общаемся. А к этим девчонкам относимся как к маленьким.
– Винер утверждает, что Утяшева имеет все шансы выиграть Олимпиаду в Пекине. Вы ставите перед собой такую задачу?
– А как же! И я фанатично предана этой цели. Вот я почти два года отдыхала от выступлений. Вроде бы это минус. Но, с другой стороны, плюс, потому что я потихоньку улучшила свою физическую подготовку и технику работы с предметами, которая, скажем прямо, была слабенькой. И еще прибавилась женская сила, про которую Ирина Александровна твердит мне каждый день. То есть я почувствовала себя не маленькой девочкой, а взрослой женщиной, которая сможет постоять за себя в любой ситуации...
– А сможете ли пробиться на июньский чемпионат Европы в Москве?
– Не хочу обольщаться, но буду стремиться. Помните прошлый европейский чемпионат? Никто не ожидал, что Винер поставит меня запасной. Это решилось буквально за две недели до турнира. Так что верю в чудо и буду бороться.
– Интересно, почему у Винер так много спортсменок восточных кровей (Утяшева, в частности, имеет башкирские и татарские корни. – Прим. ред.)?
– Мне кажется, что такие гимнастки более темпераментны, обладают необычайной гибкостью в суставах, прыгучестью. А вот то, что восточные спортсменки послушнее остальных, по-моему, миф. Наоборот, мы – девушки с характером!
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Ляйсан УТЯШЕВА
Родилась 28 июня 1985 г. в пос. Раевка Башкирской АССР.
Рост 174 см, вес 50 кг.
Чемпионка мира в командном первенстве 2001 г. Чемпионка Европы в командном первенстве 2002 г. Обладательница Кубка мира 2001/02 г.
Тренеры: Ирина Винер, Наталья Тишина.
Хобби: музыка.
Живет в Москве.