Президент ОКР Леонид Тягачев: Пекин нам только снится
ОЛИМПИЗМ
ПЕКИН-2008
На днях делегация Олимпийского комитета России (ОКР), возглавляемая Леонидом Тягачевым, вернулась из Китая. По приглашению хозяев летних Игр 2008 года наши чиновники посетили Пекинский национальный тренировочный центр, в котором уже сейчас полным ходом идет подготовка китайских спортсменов к Олимпиаде. Президент Тягачев был настолько поражен условиями, в которых тренируются китайцы, что поспешил поделиться свежими впечатлениями с журналистами.
— Есть сведения, Леонид Васильевич, что Олимпиада-2008 для китайских атлетов уже началась.
— Это так – собственными глазами видел. Их подготовка проходит сейчас в ультрасовременном Пекинском национальном тренировочном центре и по своим масштабам и качеству не знает аналогов. Центр рассчитан на 965 человек. В нем тренируются спортсмены сборных команд по бадминтону, баскетболу, волейболу, легкой и тяжелой атлетике, настольному теннису, плаванию, прыжкам в воду, синхронному плаванию, спортивной гимнастике.
— Всего-то десять видов. Разве это размах?
— А зачем китайцам распыляться? Они целенаправленно делают ставку на те виды, в которых уже достигли определенных результатов. В тех же Афинах они взяли кучностью: 34 медали из 63 пришлось на четыре вида – бадминтон, настольный теннис, прыжки в воду и тяжелую атлетику. Размах же в том, что в каждой сборной занимается приблизительно по сто человек. Представляете, какая там в команде конкуренция?
— И на всех сборников нашлось финансирование?
— На всех. Каждый (!) член команды получает зарплату в 1000 долларов, при том что среднемесячный доход населения по стране, как нам сказали, менее 100 долларов. Кроме прочего, все спортсмены заранее знают, за что борются. Уже сейчас объявлено, что китаец, завоевавший золото Пекина, получит 100 тысяч долларов. Еще столько же ему заплатят местные власти. И это не считая земли, квартиры, машины и иных благ, которые по традиции получает тамошний олимпийский чемпион. Так что, учитывая нынешний уровень жизни в КНР, мотивированность у местных спортсменов должна быть запредельная. Ведь выиграв олимпийское золото, китаец решает все свои материальные проблемы фактически до конца жизни.
— Уже начинаю завидовать китайским олимпийцам…
— Бросьте! Житуха-то у них сейчас не сахар. До Игр еще три года, а они уже по сути в казармах. Тренировки шесть дней в неделю, по семь часов минимум. Поэтому практически круглый год им приходится существовать в отрыве от семьи в трехзвездном общежитии на территории центра. Посторонним вход на эту территорию заказан: пускают лишь по пластиковым картам. Родителям, чтоб хотя бы в выходной увидеть чадо, приходится получать спецпропуска.
— Все подчинено одной цели – общекомандной победе в 2008 году?
— Абсолютно все. Вы даже не представляете, насколько! Само собой, в центре имеются первоклассные спортивные сооружения, инвентарь, прочее оборудование. И это даже не центр в обычном понимании – целый квартал на пекинской улице Спортивная. По его территории курсирует автобус, каждые 15 минут доставляющий спортсменов на тренировку и с тренировки. В непосредственной близости от центра расположены Институт спортивной медицины с антидопинговой лабораторией, Институт спортивной информатики. Идя рука об руку с учеными, тренеры уделяют колоссальное внимание питанию спортсменов. Ежедневно им предлагается до шестнадцати разных рационов. На каждой кухне работает по десять поваров. Причем кухни всегда открыты, и любой атлет может понаблюдать, как готовится пища. Это сделано для того, чтобы у уставших от постоянных тренировок спортсменов не пропадал аппетит. Ну а для психологической разгрузки в распоряжении китайских олимпийцев всегда есть площадки для мини-гольфа.
— Просто рай какой-то спортивный! У нас, конечно, не так… Почему, кстати?
— Потому что в КНР на эту отрасль выделяется 1,5 млрд. долларов, не считая доходов от различных лотерей, а у нас в отечестве – 6,5 млрд., но – рублей (приблизительно $227 млн. — Прим. ред). Так что о пекинской роскоши мы можем мечтать лишь в самых сладких снах.
— Против лома нет приема? Выходит, мы проиграли китайцам за три года до начала Игр?
— Нет, конечно. Так просто сдаваться не собираемся.
— И какие в таком случае будут сделаны выводы по итогам китайского вояжа?
— Самые конкретные. Для начала перестанем, образно выражаясь, размазывать икру по всему бутерброду. Китайцы, как я объяснил, делают ставку на считанное число видов. Американцы, если вспомнить, тоже в Греции из 103 медалей более половины – 53 – выиграли в плавании и легкой атлетике. Тенденция идет четкая. И мы теперь тоже будем ее придерживаться, концентрируя все усилия лишь на тех видах, которые могут нам принести хороший медальный урожай.
— Это прежде всего скажется на финансировании олимпийской подготовки? Кому-то достанется все, кому-то – ничего?
— Каждому по заслугам, я бы так выразился. Ну зачем, скажите, распыляться, к примеру, на бадминтонистов, если шансов у них на медали нету? Я только что видел бадминтонистов в Китае: два зала по одиннадцать площадок, на всех постоянно кипит такая работа, что наши, увы, рядом не стояли. Не лучше ли сосредоточиться на той же борьбе, чтоб выудить там дополнительную медаль? Вот будет у нас конкурентоспособный бадминтон, будем тогда готовить игроков к Олимпиаде по полной программе.
— Знаю, что за время пребывания в Китае вы подписали соглашение о сотрудничестве между ОКР и Олимпийским комитетом Китая. Что бы это значило?
— Рассчитанное на три года соглашение предусматривает обмен спортивными делегациями, тренерами, медицинскими работниками, специалистами в области науки, организацию совместных сборов и соревнований на территории обеих стран, научно-методических семинаров и конференций. Считаю, что двусторонний спортивный обмен со столь амбициозным партнером положительно повлияет на наших спортсменов, совместная подготовка с сильным соперником, несомненно, сделает их сильнее.
— А что это китайские товарищи к нам так благосклонны? Американцев-то небось в гости не звали?
— Не звали. И – не позовут. Догадываюсь, что партией и правительством перед китайскими спортсменами поставлена четкая задача: обогнать именно американцев. Мы же им в ее выполнении можем быть полезны, отобрав у США несколько медалей.