Бобслей. Страх на виражах. Пилот российского экипажа-четверки Александр Зубков боится за друзей, которых везет в бобе

Завтра в канадском Калгари стартует розыгрыш Кубка мира-2005/06. А его главными действующими лицами считаются прошлогодние победители Александр Зубков, Дмитрий Степушкин, Алексей Селиверстов и Сергей Голубев. Российский квартет стремится повторить свой у
news

БОБСЛЕЙ
ТУРИН-2006

Завтра в канадском Калгари стартует розыгрыш Кубка мира-2005/06. А его главными действующими лицами считаются прошлогодние победители Александр Зубков, Дмитрий Степушкин, Алексей Селиверстов и Сергей Голубев. Российский квартет стремится повторить свой успех.

ПРИТОРМОЗИ, САША!

По словам пилота экипажа Александра Зубкова, недавно на сборах в Норвегии его спортсмены опробовали новый боб немецкого производства.

– Впечатления пока хорошие. Однако уверенности, что эта машина нам подойдет, нет. Слишком мало времени было для «знакомства», сборы были короткие. А приехали на следующий сбор в Сигулду – там трасса не готова, льда не было. Кроме того, для четверки она вообще непригодна: стартовая эстакада 1000 м вместо положенных 1200.

По идее надо было уезжать обратно в Норвегию или во Францию, где тренируются ведущие команды мира. Но было решение тренерского совета: готовиться в Латвии. И от плана не отошли. Теперь нам предстоит обкатывать боб на этапах Кубка мира, и, если окажется, что старый быстрее, его и оставим. К окончательному решению придем в январе после чемпионата Европы в швейцарском Сент-Морице, – рассказал Александр в интервью корреспонденту «СС» накануне отъезда в Канаду.

– Прошлый год стал для вашей четверки очень успешным. Это повлияло на настрой в этом сезоне?

– Конечно! Ребята поверили, что могут бороться на равных с любыми соперниками и даже олимпийскими чемпионами – немцами, которые стали уважать нас.

– Раньше такой веры не было?

– Честно – нет, так как мы боролись за места в десятке. У нас такое негласное правило: вошел в это заветное число – можешь чувствовать себя «человеком». А кто за первой десяткой – это, скажем прямо, люди второго сорта.

– В чем отношение к вам изменилось?

– Теперь все подходят, спрашивают, как дела. До этого могли пройти мимо, не поздороваться. А парни из первого немецкого квартета периодически подшучивают над нами. Просят меня: «Может, притормозишь?»

ЧУЖИЕ ЗДЕСЬ НЕ ХОДЯТ

– Как проходит силовая подготовка?

– Занимаемся бегом со снарядами, толканием 7-килограммового ядра и некоторыми другими легкоатлетическими дисциплинами. В общем, десятиборье получается.

– Осенью в вашу команду пришли легкоатлеты Евгений Печенкин, Кирилл Сосунов. Олимпийская чемпионка Ирина Привалова собирается прийти. А из бобслея можно перейти в легкую атлетику?

– Наверное, можно. Были случаи, когда наши разгоняющие приходили на зимние чемпионаты России, выступали на спринтерских дистанциях. И неплохо бежали, даже с грузом. Выигрывали медали, хотя сами удивлялись, почему так быстро бегут.

– Как вы восприняли приход чужих спортсменов?

– Нормально, без ревности. Какая разница, чужие или свои? Сильнейший – он и есть сильнейший. Выиграл отбор – пожалуйста, все подвинулись и отошли в сторону.

ЛЕДОВЫЕ ОЖОГИ – САМЫЕ ОПАСНЫЕ ТРАВМЫ

– Какую скорость развивает боб?

– Рекорд самой быстрой, естественной, трассы в Сент-Морице (длина 1700 м. – Прим. ред.) – 147 километров в час.

– Интересно, какие-то думы приходят во время заезда?

– Тут думать некогда! Нужно просто рулить. А рулишь так: только смотришь вперед. Как в туннеле…

– Страшно?

– Любому человеку страшно. Мне тоже, особенно на виражах. Но боюсь не за себя, а за тех людей, которых везу. Отвечаю за них. А, скажем, вылететь за желоб не боюсь. Если такие мысли приходят в голову, лучше не выступать.

– Можно ли исправить ошибки на трассе?

– В двойке – поставить ее юзом. Такая машина более легкая, поэтому юркая на виражах. А четверка тяжелее, и скорость здесь наращивается по инерции, по-другому никак нельзя.

– В бобслее много травм?

– Думаю, не больше, чем в других видах спорта. Самые опасные – ледовые ожоги. Представьте: падаешь головой вниз – и тебя вытаскивают из снаряда. И ты плечами упираешься в лед. Так как ткань комбинезона тоненькая, на теле появляются раны, которые долго не заживают. На лечение уходит три-четыре месяца, а то и полгода. А если сразу не получил квалифицированную помощь, потребуется пересадка кожи, потому что она сверху корочкой покрывается, а внутри кровоточит... Кстати, в нашей сборной несколько разгоняющих в прошлом сезоне минимум по два ожога заработали.

– Все ли продумано в технике безопасности?

– В принципе да. И даже, может быть, немножко перестраховались: раньше трассу в Сент-Морице поливали водой, чтобы лучше замерзала, а теперь не поливают. Просто идет напыление, и едешь как бы по снегу, а не по льду. А на голом льду бобы выжимали до 160 километров в час.

– У тех, кто на такой бешеной скорости мчит по желобу, должен быть хороший вестибулярный аппарат. Проходите, как космонавты, подготовку на специальных тренажерах?

– Когда в свое время я готовился в санях, проходил тестирование на космических тренажерах – лопингах. Это когда стоишь, держась за перекладину, и крутишься вокруг своей оси. Я успешно сдавал экзамены, так что с головой у меня все в порядке. (Улыбается.) А в бобслее такой подготовки нет...

– Александр, мысли об Олимпиаде одолевают?

– А как же! Ведь нам постоянно напоминают: «Вы выиграли Кубок мира и обязаны завоевать в Турине как минимум бронзовые медали». Но, признаться, сделать это будет непросто: в лучшей десятке слабых соперников нет, и каждый экипаж может быть в числе призеров.

СОСТАВ СБОРНОЙ РОССИИ НА ЭТАПЫ КУБКА МИРА

Мужчины: Александр Зубков (пилот), Дмитрий Степушкин, Алексей Селиверстов, Сергей Голубев. Евгений Попов (пилот), Алексей Андрюнин, Петр Макарчук, Филипп Егоров.
Женщины. Виктория Токовая (пилот), Надежда Орлова. Алевтина Коваленко (пилот), Наталья Иващенко.

КАЛЕНДАРЬ СБОРНОЙ РОССИИ. СЕЗОН-2005/06

11-12 ноября. Этап Кубка мира. Калгари (Канада)
19-20 ноября. Этап Кубка мира. Лейк-Плэсид (США)
29 ноября-4 декабря. Международная тренировочная неделя на олимпийской трассе. Чезана (Италия)
10-11 декабря. Этап Кубка мира. Иглс (Австрия)
17-18 декабря. Этап Кубка мира. Кортина д’Ампеццо (Италия)
14-15 января. Этап Кубка мира. Кенигзее (Германия)
20-22 января. Этап Кубка мира и чемпионат Европы. Сент-Мориц (Швейцария)
28-29 января. Финальный этап Кубка мира. Альтенберг (Германия)
18-25 февраля. Олимпийский турнир. Турин (Италия).

Новости. Олимпиада