Снова вляпались в гемоглобин
ТУРИН-2006
СКАНДАЛ
С внутренним содроганием вспоминаю лыжный олимпийский турнир четырехлетней давности в Солт-Лейк-Сити, очевидцем которого довелось стать. Оглушительный допинговый скандал, апофеоз которого – дисквалификация нашей женской эстафетной команды, затмил даже неожиданные победы Юлии Чепаловой в спринте и Михаила Иванова в марафоне.
Помешать россиянкам выиграть эстафетную гонку в Солт-Лейк-Сити могло только что-то из ряда вон выходящее. И это случилось: команду вообще не допустили к старту, поскольку в анализе крови Ларисы Лазутиной оказался повышенный уровень гемоглобина…
Тогда руководители нашей делегации обвинили всех и вся (один из высокопоставленных чиновников посетовал даже на физиологические особенности женского организма, у которого время от времени случаются критические дни), но только не самих себя. Урок впрок не пошел…
Лишнее тому подтверждение – нынешняя Олимпиада, начавшаяся для российских лыжников по тому же сценарию. Слава богу, что на сей раз повышенное содержание гемоглобина в крови у трех из них обнаружили за три дня до старта первой гонки. Но все равно новость из Турина об отстранении на пять дней от соревнований Натальи Матвеевой, Николая Панкратова и Павла Коростелева прозвучала как гром среди ясного неба.
Увеличить количество кровяных телец, утверждают специалисты, могут четыре фактора: высокогорная подготовка, применение допинга, в частности эритропоэтина и его аналогов, переливание (обновление) собственной крови и тренировки в барокамере. Три последних являются запрещенными, поэтому в качестве официального объяснения, естественно, был выбран первый.
«Ничего страшного не произошло, нет никаких поводов для беспокойства», – в один голос утверждают сейчас руководители Федерации лыжных гонок России и тренеры нашей сборной. Ой ли! Даже если принять на веру заявление тренеров: мол, участие Матвеевой в командном спринте 14 февраля и не планировалось (а что еще остается делать в сложившейся ситуации?), то как быть с Панкратовым – наиболее вероятным кандидатом в пару к Василию Рочеву?
Обратите внимание: в компании с российскими лыжниками, временно отстраненными от Олимпиады, в основном представители стран, не претендующих на высокие награды в Турине. Во главе с эфиопом Робелом Теклемариамом. А как же олимпийская чемпионка и обладательница серебряной медали Солт-Лейк-Сити немка Эви Захенбахер? – предвижу возражения. Стоп, с ней немного другая история. За несколько месяцев до Олимпиады руководители сборной Германии обратились в Международную федерацию лыжного спорта с просьбой придать Захенбахер особый статус, позволяющий участвовать в соревнованиях с высоким уровнем гемоглобина. Основание: у спортсменки, дескать, это врожденный порок. Был у них перед глазами и пример другого немецкого лыжника, Йенса Филбриха, который в свое время получил такой статус.
Просьбу Захенбахер ФИС не удовлетворила, как не удовлетворил ее и Спортивный арбитражный суд в Лозанне, куда спортсменка обратилась после случившегося в Турине. Но речь сейчас не об этом. Временная дисквалификация Эви не стала неожиданностью ни для нее, ни для немецкой лыжной федерации, ни для тренеров сборной. Чего не скажешь о руководителях нашего лыжного спорта, которых ЧП с тремя их подопечными застало, судя по всему, врасплох.
Знали ли тренеры сборной России, что высокогорная подготовка в Цахкадзоре может привести к повышению гемоглобина в крови у некоторых лыжников? Смешной вопрос. Безусловно. Тем не менее никаких мер не предприняли. «Не успели», – как выразилась одна из пострадавших – Наталья Матвеева…
Сразу после случившегося я позвонил знакомому специалисту (пожелавшему остаться неизвестным) и спросил: «Могли врачи сборной России привести в норму уровень гемоглобина у той же Матвеевой, например, за час до официальной сдачи допинг-пробы?».
«Только с помощью внутривенного вливания, что могло привести к более тяжелым последствиям. Впрочем, существует аппарат – центрифуга, – определяющий объем форменных элементов крови. С его помощью можно измерить уровень гемоглобина мгновенно. Знаю, что такая центрифуга есть на вооружении многих велосипедных команд. Где ее достать? Да вы загляните в Интернет – там полно объявлений о продаже этого аппарата…»
Не поленился, заглянул. Действительно, есть, и цена не страшная: около 4 тысяч долларов…