Лыжные гении– Евгений и Евгения! Вчера в гонке пурсьют россияне Евгений Дементьев и Евгения Медведева выиграли золотую и бронзовую медали
ТУРИН-2006. ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ
ПУРСЬЮТ. 7,5 Х
Первые медали для России! Как же ревел стадион! Вчера утром бронзу ХХ зимней Олимпиады завоевала в пурсьюте Евгения Медведева. 29-летняя спортсменка из Санкт-Петербурга еще до последнего 2,5-километрового круга оставалась вне тройки лидеров…
А ближе к вечеру вторую медаль – золотую – завоевал 23-летний Евгений Дементьев из Ханты-Мансийска. Он стал нашим первым олимпийским чемпионом-2006, выиграв у соперников шесть десятых секунды в яростной финишной схватке.
– Я сделал это! Получилось! – олимпийский чемпион Евгений Дементьев падает на колени перед сотней фотокамер, для которых в этот миг нет цели желаннее. В его жесте нет позы. Он не из пижонов – из пахарей. И это он поставил на колени весь лыжный бомонд...
Мы виделись с Женей накануне старта, когда он обкатывал лыжи. Работящий парень. Немногословный. Но только не сейчас.
– Это то, ради чего я терпел и пахал как проклятый! – слова, кажется, сами вырываются из него. Большущие глаза сияют. Где там усталость? Нет ее!
– Так было задумано – победить финишным рывком? – наседает пресса.
– У меня не было задачи тащить за собой всех остальных, – выпаливает чемпион и убегает. Сумасшествие какое-то! А как без него, когда человек, двадцать девять километров державшийся в тени лидеров, вдруг одним махом убрал их со своего пути?!
Со всех сторон слышится: «Женя, Женя!». Его поздравляют, кажется, все вокруг. Стоящий возле меня немолодой болельщик уже охрип. Ничего, отойдет, отогреется.
– Пишите что хотите, – отзывается на мою просьбу о комментарии президент Федерации лыжных гонок России Владимир Логинов. – Мы все сейчас так счастливы! Будут еще победы, уверен. Но эта же – первая.
Впервые в истории над лыжным олимпийским стадионом звучит Гимн России! В честь нашего спортсмена, который выиграл первый в истории олимпийский пурсьют.
О ПОБЕДЕ УЗНАЛИ ИЗ МОСКВЫ
Чего ожидать от этой гонки, было совершенно неясно. О чем твердили за день до старта все, в том числе и сам будущий олимпионик. На старт вышли четверо россиян: Дементьев, Иван Бабиков, Александр Легков и Иван Артеев. Два последних отстали сразу. «Пятнашку» классикой Бабиков закончил тринадцатым, Дементьев – тридцатым.
Нам только и оставалось, что вздыхать, переминаясь с ноги на ногу.
А на второй половине дистанции, что преодолевается свободным стилем, наши парни заработали как бы посменно: то фамилия одного поднималась по строчкам табло вверх, то другого.
– Дементьев в этой гонке работал по нарастающей, – рассказывает менеджер сборной России Юрий Чарковский. – Эту тактику он отрабатывал давно: идти спокойно, а потом неумолимо накатить. Один очень хороший тренер, к сожалению, в августе умерший, Василий Павлович Смирнов говорил: «Лучше в конце будете обгонять, чем сначала рванетесь и не добежите». Вот так Женя и сделал.
Мы видели, что он пытается выйти вперед, но у некоторых команд была такая тактика (наверное, сюда подходит эпитет «нечестная», но Чарковский сдерживается. – Прим. ред.)… Например, Чехия. Там один работает на другого. Женя сколько ни пытался пройти справа, чех все время ломился наперерез. А потом Женька разобрался со всеми!
– Как же это произошло? Кто-то серьезно ошибся?
– Здесь два серьезных подъема. У тех, кто лидировал всю гонку, видимо, не осталось на них сил, – чех Бауер, швед Содергрен. Женя опередил их буквально на последнем подъеме. За пятьсот метров до финиша он был четвертым. После моста пошел в пригорочек, поравнялся с третьим. Лично я не видел его финиша. Наши товарищи по рации передавали. Он стал третьим, потом вторым. И вдруг Геннадий Раменский (государственный тренер. – Прим. ред.) как заорет: «Победа! Победа!».
А гул стоит жуткий. Мы засомневались. И тут нашим туристам, что рядом стояли, звонят из Москвы: все, точно победа.
ИКОНА В КАРМАНЕ
Чарковский достает из куртки икону святого Георгия.
– Вот тоже помог. Это нам еще перед Солт-Лейк-Сити патриарх вручил.
– Если бы итальянцы Пиллер Коттрер и ди Чента в паре сработали, они могли Женю отсечь?
– Я думаю, они не ожидали, что оба окажутся впереди. Заранее об этом не договаривались.
– На трассе вы что Евгению советовали?
– Что бы мы ни советовали, выполнить он это не мог. Но мы все равно ожидали, что если он придет в группе, то финиш вырвет. Его финиша боятся. Именно на такой дистанции, когда у остальных силы измотаны. Женя молодец! Вы же знаете, с какими муками он пробивался в команду.
Знаю. В январе, на этапе Кубка мира в итальянском Валь-ди-Фиемме, Дементьеву позарез нужны были очки, чтобы пробиться в состав сборной. В пурсьюте он решил со старта отсидеться за спинами лидеров. «Начать помедленнее, чтобы закончить посильнее» – так незамысловато потом сам определил свою стратегию.
За десять километров до финиша Евгений отставал от ведущих почти на полминуты. Но затем резко прибавил, плотно закрепился в «головке» и уже не покидал ее вплоть до финиша. Вместе с итальянцем Пьетро Пиллером-Коттрером, французами Винсентом Виттозом и Эммануэлем Жонье, немцем Тобиасом Ангерером и шведом Андерсом Содергреном разыграл главные роли в сценарии гонки на трех последних километрах. А на финише уступил лишь лидеру в общем зачете Кубка мира Ангереру.
Так он получил свою третью медаль на кубковых этапах. И потрясающий опыт финишной борьбы, пригодившийся на Олимпиаде.
– Отмечать победу будете?
– Конечно, будем! Где этот Бородавко?
Подносит к губам рацию. Но тут старший тренер появляется сам собой.