Послевкусие победы. Наш корреспондент сопроводил золотой квартет биатлонисток на награждение
ТУРИН-2006. БИАТЛОН
Путь из Бардонеккиа в Турин и обратно корреспондент «СС» проделал в специальной машине для призеров Игр, сидя на месте волонтера, который, согласно обязанностям, должен сопровождать олимпийцев на церемонию награждения и обратно. Само нахождение на этом месте – грубое нарушение олимпийского протокола, но какие только исключения из правил не делали на этих Играх для нашей олимпийской бригады.
Четыре года назад в Солт-Лейк-Сити все было намного демократичнее. В домик, где жили биатлонисты, прибыл вместительный мини-вэн, в котором хватило места не только для наших бронзовых призеров женской эстафетной гонки (Ольги Пылевой, Галины Куклевой, Светланы Ишмуратовой и Альбины Ахатовой), но и практически для всех желающих, в частности и меня.
Нынче же все по-другому. Шесть мест в салоне и два рядом с водителем. Соответственно и отбор жесточайший. Наши «сестры по оружию»: Анна Богалий-Титовец, Светлана Ишмуратова, Ольга Зайцева и Альбина Ахатова, тренер сборной команды по стрелковой подготовке Александр Селифонов, начальник комплексно-научной группы (КНГ) Николай Загурский, родная сестра и личный тренер Зайцевой – Оксана Зайцева-Рочева и… корреспондент «СС».
ЗАЧЕМ СТЕПАНЫЧ СБРИЛ УСЫ
И вот машина, сопровождаемая полицейским эскортом, мчит нас по автостраде. Начало торжественной церемонии в 20.00, но призерам полагается прибывать заранее.
Каюсь, до самого Турина я почти не обращал внимания на то, что творилось в салоне автомобиля: набивал в компьютер репортаж о нашей победе. Вычислил попутно одну интересную деталь. Альбина Ахатова, победно финишировавшая в четверг с российским флагом в руках, является отныне единственной в мире биатлонисткой среди и мужчин, и женщин — обладательницей олимпийских эстафетных наград всех достоинств. То есть, выражаясь языком военных (капитан Российской армии как-никак), полным кавалером олимпийских эстафет. Делюсь этим наблюдением с Альбиной.
— Даже не задумывалась над тем, что являюсь обладателем такого уникального достижения, — улыбается участница трех Олимпиад.
Мысли наших девчонок витают где-то далеко от биатлона. Звонки домой, родным и близким, воспоминания, смех… Одной из тем обсуждения: как Степаныч (Загурский. – Прим. ред.) будет выглядеть без усов. Накануне Олимпиады начальник КНГ имел неосторожность заявить: если на Играх в Турине биатлонистки завоюют больше одной медали, усы сбриваются.
ДЕВОЧКА ПЛАЧЕТ, ДЕВОЧКИ СМЕЮТСЯ
И вот мы в Турине на Пьяцца делле Медайле. Так спортсмены называют главную площадь города – Пьяцца Кастелла. Она уже заполнена народом. До начала торжественной церемонии еще полчаса. Проходим в помещение для лауреатов Игр. Серебряные и бронзовые призеры эстафеты – немки и француженки уже здесь. Немки сидят обособленно и, судя по всему, их настроения далеки от восторгов. А вот у француженок – полная гамма чувств. От слез Сильвии Бекар до веселого заразительного смеха Флоранс Баверель-Робер, для которой завоеванная медаль уже вторая на этих Играх.
Биатлонисток награждают четвертыми после шорт-трека, скоростного бега на коньках и фристайла. В ожидании награждения наши чемпионки общаются с француженками, фотографируются на память, оставляют автографы на нагрудных номерах и в специальной книге олимпийских призеров.
Здесь же Виталий Смирнов. Члену МОК и почетному президенту ОКР досталась приятная миссия: повесить золотые олимпийские медали на шею соотечественницам.
ИШМУРАТОВА САМА ВСЕХ БОИТСЯ
Залитая огнями площадь, помпезная музыка, русская речь, преобладающая над многоголосьем иных языков, российский флаг на фоне ночного неба и гимн нашей страны, красочный фейерверк. В описании этих деталей корреспондент «СС» при всем желании едва ли переплюнет телевидение. А вот что происходило потом, после того как наш золотой квартет спустился с олимпийского пьедестала на землю, едва ли показал хоть один телеканал. А жаль. По полноте эмоций этот миг едва ли уступит самому моменту награждения. Недаром же ценители вина выделяют «послевкусие» в особую категорию оценки качества.
Таких жарких поздравлений я не видел даже на спортивной арене после финиша.
— Отойдите все! Дайте мы вчетвером сфотографируемся, с медалями, — умоляли толпу болельщиков и просто праздношатающуюся публику Аня, Оля, Альбина и Света.
Куда там! Каждый из находившихся в этот момент в радиусе 30 метров так и норовит сделать эксклюзивное фото на память с олимпийскими чемпионками. Путь до машины (чуть более 100 метров) занял ни много ни мало полчаса. Однако и там, за семью кордонами, наших девчонок все равно достали их горячие поклонники.
— Россия! Россия – чемпион! – голосит какая-то респектабельно одетая дама. — Светочка, вот здесь распишись, пожалуйста… И напиши: «Для Юли». Это дочка моя. Мы в Турине уже несколько лет живем. Какие вы молодцы! Я на награждение индивидуальной гонки ходила, билеты покупала, но там к вам близко не пробиться. Вот и решила сегодня подождать на выходе. Господи, девчонки, спасибо вам!
«КАК КАМЕНЬ С ДУШИ…»
— Какая церемония на этих Играх больше запомнилась? — отвечает на вопрос корреспондента «СС» Ишмуратова по пути домой. Машина отъехала от Турина уже километров на 50. В салоне тишина – кто-то спит, кто-то просто смотрит на дорогу. После столь бурного дня эмоций не осталось ни у кого. — Сегодня мне как-то больше все запомнилось, — после длительной паузы произносит Света. – Знаете, после индивидуальной гонки где-то в подсознании висело, словно дамоклов меч: впереди эстафета. Вы не поверите, больше всего волнений перед эстафетами. Индивидуальная гонка была первой на Олимпиаде. Там я всего лишь постаралась выполнить указание тренера. Золото… ну, так уже получилось. А вот сейчас… Господи, как хорошо, что эстафета уже позади. Как камень с души…
— Света-Света… все-то вы лукавите. Вам ли, гроссмейстеру эстафетных гонок, волноваться перед очередным стартом? Вас ведь все на свете боятся.
— Они просто не знают, что я сама боюсь безумно… Да, боюсь! Боюсь подвести в самый ответственный момент, растерять преимущество, заехать на штрафной круг… Мало ли что.
— А какую из своих эстафет вы считаете самой удавшейся?
— В Солт-Лейк-Сити в 2002-м. Галя Куклева мне тогда ее седьмой передала. И я, что называется, полетела. Когда отправляла на последний этап Альбину Ахатову, в душе было только сожаление, что мой этап уже закончился. Норвежку и немку уже видела. Эх, думала, еще бы кружочек пробежать – точно бы догнала.
Машина прибывает в Бардонеккиа. Девчонки засыпают на ходу.