ПреКРАСНАЯ Поляна. К процедуре присвоения статуса города-кандидата Сочи подходит в тройке лидеров
ОЛИМПИЗМ
СОЧИ-2014
Завершился пресс-тур, организованный Заявочным комитетом «Сочи-2014». Благодаря поездке к берегу Черного моря журналисты смогли лично убедиться в уникальности сочинского олимпийского предложения, а также получили возможность пообщаться с гендиректором комитета.
КОМПАКТНЫЕ ГОРЫ И ТРОПИКИ
Долой надоедливое слякотное месиво под ногами! Айда из порта семи морей в потенциальную столицу Олимпийских игр-2014! Всего два часа, а в иллюминаторе уже волнуется море. За бортом – комфортные плюс 9 и старенькое здание адлеровского аэропорта. Совсем рядом, правда, строится современный аэровокзальный комплекс. К приезду Оценочной комиссии Международного олимпийского комитета (март 2007 года) он уже должен вовсю функционировать. Неспроста же все-таки на завершение долгостроя, родившегося в 1989 году, выделено более 300 миллионов долларов.
От висящего на въезде в аэропорт плаката «Красная Поляна + Черное море = Белая Олимпиада» до вывески «Рэдиссон САС Лазурная Пик Отель» минут сорок в неспешном микроавтобусе. «Пик Отель» – гостиница в Красной Поляне (540 м над уровнем моря) в 10–15 минутах езды от Альпики Сервис, где, по задумке организаторов, должны проходить олимпийские состязания сноубордистов. Остальные горные объекты, по задумке, должны быть расположены на соседних склонах (см. карту). Таким образом, от взлетного поля до ближайшего профессионального склона не более часа езды.
Как тут не вспомнить про февральские мытарства моих коллег, у которых в Турине такой путь занял около двух часов. Ночью. По пустой дороге. На официальном олимпийском автотранспорте.
Все эти сочинские маршруты мне уже доводилось по служебной надобности преодолевать в 1998 году. С тех пор не только заметно разросся корпусами «Пик Отель», но и шибко расширилась горная трасса. Восемь лет назад она напоминала узкоколейку. Теперь же наш микроавтобус без затруднений объезжает ДТП с участием шальной лошади и вазовской классики.
Новый трехкилометровый тоннель, открытый недавно президентом России Владимиром Путиным с помощью отечественного авто газовской сборки тоже внушает оптимизм. Он и «Пик Отель» («поляну»-то в Красной Поляне накрывают – пальчики оближешь!) по крайней мере доказывают: в этом районе при желании можно организовать сервис любого уровня.
МАТЕМАТИКА ПОДЪЕМНИКА: 911 ПЛЮС 1144
Так удалось удостовериться в реальном существовании двух концептуальных элементов сочинской заявки: сочетании горного ландшафта с субтропическим морским побережьем и компактным расположением олимпийских объектов.
Третий основополагающий признак – совершенно новая инфраструктура, созданная специально для Игр. Что правда, то правда. Инфраструктуру придется создавать почти с нуля.
Во всяком случае канатная дорога в Альпика Сервис, которая была продемонстрирована участникам пресс-тура, никогда не увидит новоиспеченных олимпийских чемпионов. Хотя бы потому, что нынче по требованиям МОК спортсмена надо доставлять на трассу не за час, а за считанные минуты. К тому же в закрытой кабине, а не на открытых скамейках. Катание на таких в обнимку с лыжами и палками стало для меня бо’льшим экстримом, нежели первый в жизни спуск по горнолыжному склону.
Спасая положение, немного отвлекали от страшных мыслей на канатке лишь незатейливые плакаты эротико-политического свойства. Особо запомнились два: «Элитный стриптиз-клуб 911. Сочи, ул. Учительская, 3, пентхауз отеля «Валентин» и «Через пять минут – кафе, в котором обедал Президент России Владимир Путин». Кафе, кстати, называется почти как упомянутый клуб – «1144» (имеются в виду метры).
В округе сейчас, конечно, ведутся строительные работы. Делают и новые подъемники. Все пока за счет частных средств. Олимпиаду так не заполучить. Нужна, как известно, государственная поддержка. Не только моральная, но и финансовая. Она сейчас и оформляется в правительстве РФ в виде Федерально-целевой программы развития Сочи как горно-климатического курорта. Но будет ли она работать на полную мощь к нужному сроку? Успеем ли показать оценщикам из МОКа товар лицом?
Этот вопрос в первую очередь волновал прибывших в Сочи представителей прессы, когда к их дневной трапезе присоединился генеральный директор Заявочного комитета Дмитрий Чернышенко.
СОЧИ УЖЕ В ТРОЙКЕ
– Обязаны успеть, – заверяет Чернышенко. – Ведь некоторые объекты начнут строиться вот-вот, вне зависимости от Олимпиады. В первую очередь речь о санно-бобслейной трассе. Потому что сейчас таковой в России вообще нет. И обладатели серебряных медалей Турина Зубков и Демченко по сей день вынуждены тренироваться за рубежом, где их, воспринимая нынче как серьезных конкурентов, не очень-то и ждут.
К тому же объектов такого плана в мире всего 12. И все они вполне успешны, окупаемы. Недавно в Сент-Морице мне вместе с главой Росспорта Вячеславом Фетисовым довелось съехать в бобе-четверке. Этот коммерческий спуск оказался возможным только благодаря авторитету Фетисова. Его из уважения, по сути, пропустили без очереди. В Швейцарии при стоимости спуска в 285 франков заезды расписаны на месяцы вперед. Так что в самое ближайшее время мы объявим конкурс на генподрядчика.
– Что еще будет возводиться в любом случае, без привязки к Играм?
– Центральный футбольный стадион, на котором при благоприятном для нас развитии событий пройдут церемонии открытия и закрытия Игр. Еще будет построена хоккейная арена. Вот эти три объекта, выполненные за федеральные деньги, мы и собираемся показывать оценочной комиссии МОК.
– Этого достаточно?
– Вполне. Главное, чтобы гарантии на строительство всех остальных сооружений были четко прописаны в наших бумагах. Чуть не забыл! Хотим продемонстрировать комиссии и горнолыжный комплекс «Роза Хутор», который на внебюджетные средства строится президентом компании «Интеррос» Владимиром Потаниным. Для членов МОК он станет прекрасным примером того, на что ради Олимпиады готов российский бизнес. Ведь, с моей точки зрения, проект «Роза Хутор» – отчасти альтруистический. Быстрых денег с него не получишь. Да и с долгосрочным возвратом инвестиций может возникнуть проблема: все-таки лишь треть подобных курортов в мире считается окупаемыми.
– Насколько формальной будет для Сочи процедура получения статуса города-кандидата, которая пройдет в июне?
– У нас есть серьезные надежды на то, что такой статус нам выпишут. По последним анализам авторитетного ресурса www.aroundTheRings.com, мы находимся на третьем месте среди городов-претендентов (это, напомним, казахстанская Алма-Ата, грузинский Боржоми, испанская Хака, корейский Пьонгчанг, австрийский Зальцбург и болгарская София. – Прим. ред.), дважды совершив скачок по 10 баллов (смотреть таблицу на этой странице. – Прим. ред.)
– Но ведь МОК будет принимать решение не на основании изысканий www.around TheRings.com!
– Да. Есть четкие критерии, которым на этом этапе должна соответствовать заявка города-претендента, мечтающего стать городом-кандидатом. Степень соответствия этим критериям будет изложена в техническом отчете, который подготовит к июню специальная комиссия МОК. Члены исполкома и президент МОК – всего 14 человек, – изучив этот документ, должны сделать вывод, все ли наши намерения адекватны олимпийским требованиям.
Кроме прочего, они изучат государственные гарантии. С этим у нас проблем быть не должно. Ну и еще будет принято во внимание, насколько в геополитическом плане выгодно проводить Игры в том или ином регионе. А в этом у нас даже определенные преимущества. Ведь в нашем регионе Игр не было давно. Так что шансы на получение звания города-кандидата хорошие.
На этом вопросы у акул пера иссякли, и они смело употребили «Боржоми», в достатке выставленное организаторами на стол. Похоже, одного из конкурентов Сочи уже точно нисколечко не опасается.
ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ВЫДВИЖЕНИЯ
июнь 2006 г.
Присвоение статуса города-кандидата
январь 2007 г.
Подача Заявочной книги в МОК
март 2007 г.
Визит Оценочной комиссии МОК
июль 2007 г.
Финальная презентация
ИНДЕКС ОЛИМПИЙСКИХ ЗАЯВОК НА ЗИМНИЕ ИГРЫ 2014 ГОДА (версия Around the Rings на 27 февраля)
| Алма-Ата | Боржоми | Джака | Пьонгчанг | Зальцбург | Сочи | София |
Проживание (оценивается качество и количество мест) | 5 | 2 | 4 | 6 | 7 | 7 | 5 |
Привлекательность для туристов | 5 | 5 | 5 | 6 | 8 | 7 | 5 |
Разработка заявки (управление, стратегия, PR) | 5 | 3 | 5 | 6 | 6 | 8 | 5 |
Стоимость Игр (высокие баллы означают низкие затраты) | 4 | 4 | 5 | 7 | 7 | 3 | 3 |
Последние Игры (давно ли в стране проходила Олимпиада) | 7 | 7 | 6 | 6 | 6 | 6 | 7 |
Последующее использование объектов | 6 | 4 | 5 | 8 | 7 | 8 | 4 |
Маркетинг | 3 | 3 | 5 | 8 | 7 | 7 | 4 |
Правительственная и общественная поддержка | 6 | 6 | 6 | 9 | 9 | 9 | 6 |
Безопасность | 5 | 3 | 5 | 7 | 7 | 5 | 5 |
Транспорт | 5 | 2 | 4 | 6 | 8 | 7 | 5 |
Проекты арен | 6 | 2 | 6 | 7 | 8 | 7 | 5 |
Индекс (предыдущий) | 57 (53) | 41 (46) | 56 (56) | 76 (75) | 80 (81) | 74 (64) | 54 (56) |
ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ОБЪЕКТЫ
| Расположение | Вместимость | Сроки строительства | Использование после Игр |
Центральный стадион с гостиницей и медико-восстановительным центром | Стадион им. Метревели | 40 тысяч сидячих зрительских мест | 2006–2007 | спортивный медико- восстановительный центр |
Большая ледовая арена для хоккея с шайбой | Правобережье устья реки Мзымта | 12 тысяч сидячих зрительских мест | 2006–2009 | спортивно-концертный комплекс |
Санно-бобслейная трасса | Грушевая Поляна | 11 тысяч зрительских мест, из них тысяча – сидячих | 2006–2009 | спортивная база |
Горнолыжный центр | Плато Роза Хутор | 18 тысяч зрительских мест, из них 8 тысяч – сидячих | 2006–2007 | горнолыжный курорт |