Послесловие к Лозанне. О чем написано в отчете рабочей группы, посвященном городам-кандидатам
СОЧИ-2014
22 июня в швейцарской Лозанне Исполком Международного олимпийского комитета (МОК) на основании отчета рабочей группы оставил в состязании за право принять зимние Игры-2014 лишь трех участников: австрийский Зальцбург, южнокорейский Пьонгчанг и российский Сочи. Сегодня мы анализируем их позиции на старте решающего этапа отборочной кампании.
ПРАВИЛА ИГРЫ
Можно тысячи раз патриотично повторять, что Сочи-2014 – уникальнейший проект, какого еще не было в истории олимпийского движения, и именно поэтому Игры должны достаться нашему городу. Можно с пеной у рта доказывать, что Олимпиаду-2014 обязаны отдать Зальцбургу, потому что его развитая инфраструктура хоть завтра готова принять спортивные соревнования любого уровня. А можно, конечно, убежденно ратовать за кандидатуру Пьонгчанга, которому на финише прошлой подобной гонки для завоевания Игр-2010 не хватило всего двух голосов членов МОК. Но все эти доводы применительно к гватемальской сессии, на которой в июле будущего года будет выбрана олимпийская столица-2014, не имеют почти никакого значения. Итоги Исполкома МОК в Лозанне наглядно продемонстрировали, что в этой организации не принимают решений слепо, по зову сердца.
Отчет рабочей группы, оказавшийся в распоряжении редакции, свидетельствует: олимпийские проекты разбираются скрупулезно и оцениваются строго математически. А доверие к своим специалистам у руководства МОК настолько велико, что в Лозанне Исполком без поправок утвердил выводы рабочей группы.
С большой долей вероятности можно предположить, что с тем же трепетом к исследованиям специалистов отнесутся и в Гватемале. Разница лишь в том, что там будут голосовать все члены МОК, а отчет им предоставит Оценочная комиссия, которая в феврале–марте 2007 года посетит каждый из городов-кандидатов. А значит, дополнительные обстоятельства могут сыграть роль лишь в том случае, если, по мнению комиссии, ни у какого кандидата не будет вопиющего преимущества. Только при этом варианте прямая обработка членов МОК поспособствует победе. Как, безусловно, помог Лондону приезд премьер-министра Тони Блэра на сессию в Сингапур, когда англичане в последний момент обошли Париж в борьбе за Игры-2012.
Выходит, чтобы трезво проанализировать перспективы Сочи, следует внимательно изучить последний отчет рабочей группы МОК, вникнуть в критерии его оценок. Коротко говоря, чтобы оценить шансы на победу, надо назубок знать правила игры.
Они таковы. Готовность к проведению Белой олимпиады оценивается МОК по 11 пунктам по десятибалльной шкале (от 0 до 4 – неудовлетворительно, 5 – средне, 6–10 – удовлетворительно). Каждый пункт имеет определенный вес, своеобразный коэффициент, отражающий важность критерия для успешной организации Игр. Рабочая группа строила свой анализ на основе технических и фактических данных, предоставленных самими городами, отчетах независимых и собственных экспертов.
В большинстве случаев эксперты МОК выставляют сразу два балла – минимальный и максимальный. К примеру, концепция Олимпийской деревни одного из кандидатов может быть оценена в 6–9 баллов. При этом другая заявка может набрать ровно 6. Это означает, что в последнем случае эксперт поставил всем компонентам концепции одинаковую оценку – 6. В первом же варианте некоторые компоненты оценены скупо (в 6 баллов), а некоторые – на отлично (до 9). Средний показатель намеренно не выводится, чтобы не дать возможность спрятать за ним слабости той или иной заявки.
В некоторых случаях оценка имеет еще один коэффициент – «осуществимости». Он фиксирует уровень вероятности исполнения обязательств в срок, принимая во внимание финансирование, политические вопросы, отпущенное время и т.п. Коэффициент существует в пределах от 0,1 до 1,0. Вот как МОК определяет значения этой шкалы (см. ниже).
Теперь посмотрим, как эта система работает на практике, проанализировав отчет рабочей группы по всем 11 пунктам. Заодно станет ясно, как выглядит отечественная заявка в конкурентном окружении.
0,1 | 0,2–0, 3–0,4 | 0,5–0,6 | 0,7–0,8–0,9 | 1,0 |
Неосуществимо | Малая вероятность | Умеренная вероятность | Высокая вероятность | Осуществимо |
1. ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА, ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ И ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
Коэффициент пункта – 2. При этом он имеет три субкритерия, оценки за которые потом складываются в общую: гарантии и поддержка правительства; соответствие заявки Олимпийской хартии, законам страны и отношения со Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА); общественное мнение. Значимость первого субкритерия – 65 %, второго – 20%, третьего – 15%.
Таким образом, отмечаем важную вещь: при выборе столицы Игр МОК практически не придает значения желанию или нежеланию местных жителей принимать у себя Олимпиаду. Зато большую роль играет отношение к заявке правительства. В отчете сказано, что сочинская заявка имеет полную поддержку на всех правительственных уровнях. Отсюда и высокая оценка по этому показателю – от 8 до 9 при коэффициенте осуществимости 0,8 (см. таблицу). Такая же – у Зальцбурга только с более высоким коэффициентом. Не подкачали и корейцы. В итоге при прочих равных в лидеры выбились как раз они и как раз за счет общественного мнения. По опросам МОК, в Зальцбурге и прилегающих районах идею проведения Игр поддерживают 46% населения, в Сочи – 78%, а в Пьонгчанге – все 96%.
Вывод напрашивается сам собой: для первенства в первом разделе россиянам прежде всего чуть-чуть не хватает общественной поддержки (сочинцы, активизируйтесь!). Этого, учитывая низкий удельный вес пункта, должно быть достаточно, чтобы его оценка не сильно потянула вниз итоговые показатели.
Город | Гарантии и поддержка правительства | Осуществимость | Олимпийская хартия и правовые аспекты | Общественное мнение | Общий балл | |||
Мин. | Макс. | Мин. | Макс | Мин. | Макс. | |||
Пьонгчанг | 8 | 9 | 0,9 | 9 | 9 | 9,5 | 7,9 | 8,5 |
Сочи | 8 | 9 | 0,8 | 7 | 9 | 7 | 6,6 | 7,5 |
Зальцбург | 8 | 9 | 0,9 | 9 | 9 | 1,1 | 6,6 | 7,2 |
2. ОБЩАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
Самый высокий вес – 5. А значит, этому компоненту наравне с гостиничными возможностями следует уделить самое пристальное внимание. Общие показатели формируются на оценке трех субкритериев: транспортная инфраструктура (85%); аэропорт (10%); международный телерадиоцентр (МТ) и главный пресс-центр (ГП) – 5%. В свою очередь оценка транспортной инфраструктуры зиждется на двух китах – существующие транспортные возможности (60%) и предполагаемые (40%).
Отметим сразу низкую «стоимость» аэропорта, которая для Сочи, у которого с ним, как известно, пока не все в порядке, как бальзам на душу. Правда, отчет свидетельствует, что эксперты МОК вполне допускают, что при обещанных инвестициях в 365 миллионов долларов аэропорт будет отвечать олимпийским запросам. Сочи проиграл в этой номинации по другим – увы, основным – параметрам.
Крайне низко оценены существующие транспортные коммуникации между городом и горными объектами (5–6 баллов против 7–8 у Пьонгчанга и 8–9 у Зальцбурга). Но хуже всего то, что даже планируемое транспортное сообщение по этим маршрутам, будь оно осуществлено в срок, уступает задумкам обоих конкурентов. Кроме того, рабочая группа более всего сомневается в претворении в жизнь именно наших затей.
Ситуация с городской транспортной инфраструктурой не столь плачевная, но тоже показана как априори проигрышная. Путей выхода, кажется, два. Либо кардинально улучшать транспортную концепцию, либо скорейшим образом развернуть такое масштабное дорожное строительство, которое бы смогло через семь месяцев убедить Оценочную комиссию в жизнеспособности наших планов. А лучше сделать и то, и другое.
Анализируя второй пункт, нельзя не заметить, что эксперты МОК чрезвычайно высоко оценили наши проекты международного телерадиоцентра и главного пресс-центра. Жаль, что они имеют всего пятипроцентную значимость.
Город | Транспортная инфраструктура | Аэропорт | МТ/ГП | Общий балл | |||||||||||||
Городская | Связь города с горными объектами | ||||||||||||||||
Сущ.* | Планируем. | Сущ. | Планируем. | ||||||||||||||
Мн. | Мкс | Мн. | Мкс. | Осущ. | Мн. | Мкс. | Мн. | Мкс. | Осущ. | Мн. | Мкс. | Осущ. | Мн. | Мкс. | Мин. | Мкс. | |
Зальцбург | 8 | 9 | 9 | 9 | 0,9 | 8 | 9 | 9 | 9 | 0,9 | 8 | 9 | 0,9 | 6 | 8 | 7,9 | 8,6 |
Пьонгчанг | 6 | 7 | 6 | 8 | 1 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0,9 | 8 | 9 | 1 | 6 | 8 | 6,4 | 7,6 |
Сочи | 6 | 7 | 8 | 9 | 0,8 | 5 | 6 | 6 | 8 | 0,8 | 8 | 9 | 0,9 | 8 | 9 | 5,8 | 6,9 |
Примечание: * Сущ. – Существующая, Мн. – Минимум, Мкс. – Максимум, Осущ. – Осуществимость
3. СПОРТИВНЫЕ ОБЪЕКТЫ
Вес – 4. Субкритерии: имеющиеся объекты (35%); планируемые и дополнительные (35%); спортивная концепция и последующее использование объектов (30%).
Результаты в этой части отчета обусловлены очевидным обстоятельством: в Сочи на данный момент функционируют лишь четыре объекта, в Пьонгчанге – 6, а в Зальцбурге – аж 8. И сколько б ни говорили о том, что в этом наше скрытое преимущество (аргумент – зато все новое будет), МОК заявляет четко: наличие спортивных объектов дает более трети результата в данном разделе. Обидно, что и оценка наших планов ниже, чем у конкурентов.
Думается, наш шанс – в строительстве к приезду Оценочной комиссии как минимум трех новых арен (чтоб перещеголять корейцев и вплотную подобраться к австрийцам). Причем постройки должны быть такого качества, чтобы даже у самого скептически настроенного члена МОК не возникло сомнений в том, что и остальные объекты будут возведены в срок.
Город | Существующие объекты | Планируемые и дополнительные объекты | Спортивная концепция и последующее использование | Общий балл | |||||
Мин. | Макс. | Мин. | Макс. | Осущ. | Мин. | Макс. | Мин. | Макс. | |
Зальцбург | 8 | 9 | 7 | 9 | 0,8 | 8 | 9 | 7,2 | 8,4 |
Пьонгчанг | 7 | 9 | 7 | 8 | 0,9 | 7 | 8 | 6,8 | 8,1 |
Сочи | 5 | 7 | 6 | 8 | 0,8 | 7 | 8 | 5,5 | 7,1 |
4. ОЛИМПИЙСКИЕ ДЕРЕВНИ
Вес – 3. Субкритерии: расположение (50%), концепция (30%), дальнейшее использование и финансирование (20%). В этом пункте отчета битва, похоже, развернулась на чисто теоретическом уровне. Деревни-то пока существуют лишь на бумаге. Печально, что и здесь мы умудрились чуть-чуть, но уступить австрийцам. Впрочем, учитывая методику оценки и небольшой удельный вес этого параграфа, вполне можно зафиксировать ничью. Поэтому уже сейчас ясно, что этот пункт не будет определяющим в соперничестве Сочи и Зальцбурга. Хотя существенно повлияет на мнение членов МОК, если на финишной прямой главным конкурентом одного из них будет Пьонгчанг. У корейцев, предполагающих строить две деревни и еще три дополнительных отеля для спортсменов на внушительном расстоянии друг от друга, отчаянно слабые позиции.
Город | Расположение | Концепция | Дальнейшее использование | Общий балл | |||||
Мин. | Макс. | Мин. | Макс. | Осущ. | Мин. | Макс. | Мин. | Макс. | |
Зальцбург | 8 | 9 | 8 | 9 | 0,95 | 8 | 9 | 7,9 | 8,9 |
Сочи | 8 | 9 | 7 | 9 | 0,85 | 8 | 9 | 7,4 | 8,6 |
Пьонгчанг | 5 | 7 | 4 | 7 | 0,9 | 8 | 9 | 5,2 | 7,2 |
5. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
Вес – 3. Субкритерии: нынешние условия окружающей среды (40%); влияние проекта на окружающую среду (60%). В отчете сказано, что в Красной Поляне есть хорошие условия для проведения соревнований по зимним видам. При этом эксперты предупреждают о возможности серьезных снегопадов и сильных ветров на больших высотах. Там также зафиксировано, что многие строительные работы предусмотрены в непосредственной близости от национальных парков и других охраняемых природных объектов. Замечено, что строительство автомобильных и железнодорожных дорог между Красной Поляной и Адлером, Адлером и другими горными объектами могут вызвать серьезные проблемы с окружающей средой. В Зальцбурге таких проблем нет, что и отражено в приведенной ниже таблице.
Город | Условия | Влияние | Общий балл | ||||
Мин. | Макс. | Мин. | Макс. | Осущ. | Мин. | Макс. | |
Зальцбург | 8 | 9 | 8 | 9 | 0,95 | 7,8 | 8,7 |
Пьонгчанг | 7,5 | 8,5 | 6 | 8 | 0,95 | 6,4 | 8,0 |
Сочи | 5 | 7 | 6 | 8 | 0,8 | 4,9 | 6,6 |
Трудно сказать, можно ли серьезно подкорректировать такой расклад сил. От снегопадов и ветров уж точно не застрахуешься. Остается лишь порадоваться тому, что вес у данного пункта мал.
6. РАЗМЕЩЕНИЕ
Вес – 5. Субкритерии: количество номеров (80%); концепция размещения (20%).
Расселению туристов и журналистов придается, как видим, столь же серьезное значение, сколь и общей инфраструктуре. Получается, эти два пункта вкупе со спортивными аренами являются краеугольными камнями олимпийской заявки. И как не покручиниться, что и здесь Сочи уступает значительно. Причем обоим конкурентам сразу.
В преамбуле к этому пункту отчета сказано, что для проведения зимних Игр необходимо как минимум 22 800 номеров преимущественно в отелях уровня 3–5 звезд. Нужны и 10 000 комнат для пишущей, снимающей и телевизионной братии, которая может быть размещена как в специально организованных деревнях, так и в обыкновенных гостиницах.
В отчете сказано, что количество гостиничных мест требуемого уровня для начального этапа в Сочи достаточное. Однако учитывая, что город является все-таки в основном летним курортом, следует убедиться, все ли указанные отели готовы принимать народ зимой. Кроме того, эксперты почему-то слабо верят в то, что в требуемые сроки на берегах Черного моря удастся добавить 23 тысячи дополнительных гостиничных мест. Корейцам в этом плане доверия больше, хотя строительство в Пьонгчанге планируется столь же масштабное. В этом смысле можно смело позавидовать Зальцбургу, у которого сейчас в наличии есть даже 400 койко-мест для журналистов. Построит еще три тысячи (во что МОК с легкостью верит) – и дело в шляпе.
Имеются у экспертов к нам претензии и по поводу концепции. Они сетуют на недостаточное количество мест для проживания в горных районах.
Город | Тип номеров | Существующие | Планируемые | Концепция | Общий балл | |||
Кол-во | Кол-во | Осущ. | ||||||
Мин. | Макс. | Мин. | Макс. | |||||
Зальцбург | 3–5 зв. отели | 38 337 | – | – | – | 8 | 9,6 | 9,6 |
2 зв. отели | 7 638 | – | – | – | ||||
Медиа-деревни | 400* | 2 890* | 0,8 | 0,9 | ||||
Пьонгчанг | 3–5 зв. отели | 27 337 | 13 090 | 0,7 | 0,9 | 8 | 9,6 | 9,6 |
2 зв. отели | 8 167 | – | – | – | ||||
Медиа-деревни | – | 10 000 | 0,7 | 0,9 | ||||
Сочи | 3–5 зв. отели | 20 704 | 23 160 | 0,3 | 0,5 | 8 | 7,3 | 8,3 |
2 зв. отели | 4 645 | – | – | – | ||||
Медиа-деревни | – | – | – | – |
* количество мест (не комнат)
7. ТРАНСПОРТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Вес – 3. Субкритерии: расстояния между объектами и время движения (50%); организация движения и управление транспортом во время Игр (50%).
В этом компоненте проигрываем Пьонгчангу исключительно из-за того, что МОК вновь не вполне доверяет реальности наших планов. Тем временем ни секунды не сомневается в возможностях корейцев. Этой тенденции, которая, если присмотреться, прослеживается на протяжении всего отчета, пожалуй, есть логичное объяснение. Все-таки корейцы совсем недавно принимали чемпионат мира по футболу, в течение которого продемонстрировали свои строительные и организаторские возможности. У нас соревнований такого ранга не было с 1980 года. В целом же расположение объектов и разработка их транспортных связей у нас вполне конкурентоспособные.
Город | Расстояние и время движения | Организация движения и управление транспортом во время Игр | Общий балл | ||||
Мин. | Макс. | Осущ. | Мин. | Макс | Мин. | Макс. | |
Зальцбург | 8 | 9 | 0,9 | 7 | 9 | 7,1 | 8,6 |
Пьонгчанг | 6 | 8 | 1 | 7 | 8 | 6,5 | 8,0 |
Сочи | 6 | 8 | 0,8 | 7 | 9 | 5,9 | 7,7 |
8. БЕЗОПАСНОСТЬ
Вес – 3. Проблема была рассмотрена в пяти плоскостях:
а) распространенность и вероятность террористических действий;
б) уровень криминала и другие вопросы общественной безопасности;
в) общая техническая и профессиональная компетенция основных сил безопасности и предложенная система оперативного управления;
г) текущий уровень инвестиций в безопасность и связанные с ней технологии; проекты увеличения безопасности в связи с требованиями Игр;
д) оценка сложности региона, в котором предстоит обеспечивать безопасность, его размеры.
Кажется, одного этого перечисления в данном случае достаточно, чтобы объяснить, почему Сочи в очередной раз замыкает тройку.
Город | Минимум | Максимум |
Зальцбург | 7,6 | 8,2 |
Пьонгчанг | 7,4 | 8,1 |
Сочи | 6 | 6,7 |
9. ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Вес – 2. Субкритерии: общий опыт, базирующийся на количестве серьезных международных и спортивных мероприятий, проведенных в стране за последние 10 лет (40%); опыт организации соревнований по зимним видам спорта за последние 10 лет (60%).
Наша оценка предваряется следующим комментарием от рабочей группы: «Россия успешно провела массу международных и спортивных мероприятий, в частности по зимним видам спорта. Опыт сочинского региона в проведении соревнований по зимним видам ограниченный». А у регионов-конкурентов, как видно из таблицы, опыта хоть отбавляй.
Президент Олимпийского комитета России (ОКР) Леонид Тягачев не раз обещал провести в Сочи хотя бы несколько этапов Кубка мира. Если он сдержит свои обещания уже нынешней зимой, то у Сочи есть шанс встать по девятой позиции вровень с соперниками.
Город | Общий опыт | Зимний опыт | Общий балл | |||
Минимум | Максимум | Минимум | Максимум | Минимум | Максимум | |
Зальцбург | 8 | 9 | 9 | 10 | 8,6 | 9,6 |
Пьонгчанг | 8 | 9 | 8 | 9 | 8 | 9 |
Сочи | 7 | 9 | 4 | 6 | 5,2 | 7,2 |
10. ФИНАНСЫ
Вес – 3. Оценивался общий план финансирования Игр с возможным содействием правительства.
Сложно определенно сказать, почему Сочи и в этом аспекте котируется ниже конкурентов. В комментариях рабочей группы гарантии властей у всех городов представляются одинаково высокими. Вероятно, на более низкую оценку России повлиял некий рейтинг рисков Coface, который принимали во внимание эксперты. По сравнению с Австрией («А1» – наивысший из возможных по шкале Coface) и Южной Кореей («А2») он у нас и впрямь наихудший – «В».
Город | Минимум | Максимум |
Зальцбург | 7 | 8 |
Пьонгчанг | 6,2 | 7,6 |
Сочи | 6 | 6,8 |
11. ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ПРОЕКТА И ЕГО ПОСЛЕДУЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РЕГИОН
Вес – 3. Субкритериев нет. Оценка не комментируется. Скорее всего, она отражает общее впечатление экспертов от каждой заявки.
Город | Минимум | Максимум |
Зальцбург | 8 | 9 |
Пьонгчанг | 7 | 8 |
Сочи | 5 | 7 |
ИТОГИ
Финальные результаты считала специально созданная для этого компьютерная программа – OlimpLogic. Делала она это, исходя из принципа энтропии, сформулированного в 1847 году знаменитым немецким ученым Германом Людвигом Фердинандом Гельмгольцем. К сожалению, подробной расшифровки методики подсчета, на уровне формул, в отчете не привели. А итоговые показатели вообще представлены лишь в графическом виде. Но мы все же возьмем на себя смелость представить вам итоги в привычном табличном виде, заранее извиняясь за возможные погрешности в одну десятую балла.
Город | Минимум | Максимум |
Зальцбург | 8,3 | 8,6 |
Пьонгчанг | 7,5 | 8,1 |
Сочи | 6,3 | 7 |
Впрочем, даже не заглядывая в финальные расклады, руководствуясь лишь предварительными оценками по 11 пунктам, можно утверждать: речи участников нашего заявочного процесса о том, что «предстоит еще очень много работы», – отнюдь не просто громкие слова. Победы над Зальцбургом и Пьонгчангом можно достичь только путем колоссальных трудовых и финансовых затрат. Ведь Сочи, напомним, не первенствовал ни в одном из 11 параметров, лишь дважды заняв вторую позицию. При этом прилично уступил в трех самых важных.
До выборов в Гватемале остался год. В данном случае – всего год. Будем считать, что мы долго запрягали для того, чтобы сейчас быстро поехать. Любое промедление можно расценивать как потерю всяких шансов на Олимпиаду-2014. Иллюзий больше нет. Теперь мы видим, насколько слабы наши позиции в начале финишного этапа выдвижения.