Что Гватемала нам готовит? Пять вопросов о голосовании на 119-й сессии МОК
ОЛИМПИЗМ
Завтра на 119-й сессии Международного олимпийского комитета (МОК) заслушают доклад Оценочной комиссии, побывавшей во всех городах – кандидатах на проведение зимних Игр 2014 года: в корейском Пьонгчанге (14–17 февраля), российском Сочи (20–23 февраля) и австрийском Зальцбурге (14–17 марта). «Советский спорт» выяснил, какие акценты будут расставлены в этом выступлении и как оно повлияет на мнение голосующих.
1. ЧТО ТАКОЕ ДОКЛАД ОЦЕНОЧНОЙ КОМИССИИ?
Выступление московских оценщиков в Гватемале по сути будет выжимкой из подробного 88-страничного отчета комиссии, который в соответствии с правилами стал общедоступен ровно за месяц до голосования. Отчет состоит из вступления, трех глав, посвященных городам-кандидатам, резюме и приложений. Части документа, рассказывающие о Сочи, Зальцбурге и Пьонгчанге, построены по идентичной схеме. Она включает следующие пункты: «Концепция Олимпийских игр и их наследие», «Политический и экономический климат и структура государства», «Юридические вопросы», «Таможенные и иммиграционные формальности», «Окружающая среда и метеорология», «Финансы», «Маркетинг», «Спорт и сооружения», «Олимпийские деревни», «Паралимпийские игры», «Медицинский сервис и допинг-контроль», «Безопасность», «Условия размещения», «Транспорт», «Условия для СМИ», «Олимпизм и культура».
На Сочи и Пьонгчанг потрачено по 20 страниц, на Зальцбург – 18. Немало! Отчет Оценочной комиссии – такой тонкий политический инструмент, что требует детального анализа любых мелочей. Потому что эти мелочи имеют важное значение.
– Предполагается, что города, допущенные к последнему раунду голосования, в техническом отношении могут великолепно организовать Игры, – объясняет глава Заявочного комитета «Сочи-2014» Дмитрий Чернышенко. – Поэтому в отчете комиссии почти нет количественных оценок претендентов. В данном случае МОК не ставил задачу расставить конкурентов по ранжиру. Комиссия просто должна была предельно четко показать: вот этот город собирается провести вот такую Олимпиаду, а другой – эдакую. Еще раз повторюсь, что вопрос, «может или не может провести», уже не ставится, это пройденный этап.
Конечно, оценки качественные в отчете то и дело всплывают. К примеру, наметанный взгляд международных экспертов сразу выхватил пассаж, где концепция названа дословно «очень хорошей», а концепции конкурентов – «отличными». Неспроста? Конечно. Однако концепция – это еще не все Игры. Поэтому для тех, кому важна только концепция, Сочи будет чуточку позади остальных. Те же, кто оценивает Олимпиаду комплексно, могут прийти к иному мнению. А те, кому важен вопрос наследия, которое оставят Игры, вообще поймут, что по этой теме лучше смотрится Сочи. Потому что именно наше наследие названо в отчете «отличным».
Кстати, по аспектам отчета, в которых от количественной оценки никак не уйти, мы – в лидерах. Независимым опросом общественного мнения доказана прекрасная поддержка населением идеи проведения Игр, а при анализе гостиничных номеров по контракту выясняется, что у нас их больше, чем у обоих конкурентов, вместе взятых. Мы документально гарантируем в 2014 году 57 300 апартаментов, корейцы – 27 307, а Зальцбург – 22 316. Что, как тонко подмечено в отчете, несколько меньше требуемых МОК 22 800 номеров.
2. ОТЧЕТ КОМИССИИ – ЧЕРНАЯ МЕТКА ДЛЯ ЗАЛЬЦБУРГА?
Родина Моцарта получила в отчете больше всего критики. Где-то завуалированной, где-то явной. Вообще порой возникает впечатление, что не только местные жители не горят желанием увидеть у себя Игры (см. таблицу на этой странице. – Прим. ред.), но и тамошний Заявочный комитет тоже. В голове не укладывается: ну как можно было недотянуть с апартаментами по контракту до цифры, четко указанной в рекомендациях МОК? Не просто не выполнить одно из немногих строго регламентированных требований – издевательски не выполнить, недотянув до нормы всего 1493 номера!
Я бы после такого на месте членов МОК шибко осерчал. Впрочем, похоже, что они и не остались равнодушными к такому фортелю. Поэтому Зальцбургу тут же, не отходя от кассы, попеняли на слишком скромный ($22,3 млн.) рекламный бюджет. Как недостаточные оценили и запланированные совокупные расходы на церемонии открытия и закрытия плюс культурную программу ($33,8 млн.).
Поражают и явные проблемы австрийцев с гарантиями на недвижимость. Например, Оценочной комиссией отмечены трудности с разделением коммерческих прав на хоккейную арену. Земля же, на которой собираются построить Олимпийскую деревню, вообще принадлежит министерству обороны. И пока нет никаких предпосылок к тому, что военные согласятся передать ее олимпийцам. А это уже вносит, по выражению комиссии, некоторый «элемент риска».
Для членов же МОК, доложу я вам, это самый нелюбимый элемент. Как ни банально это прозвучит, но основная специфика Олимпийских игр в том, что их нельзя отложить. Они должны состояться в строго определенное время. И если Зальцбург не успел подготовить требуемые документы к одному дэдлайну, то где гарантия, что он не сорвет следующий, когда на носу будет Олимпиада и деваться некуда?
3. ПЬОНГЧАНГ – ФАВОРИТ?
Если читать отчет Оценочной комиссии сплошняком, то такого ощущения, пожалуй, не складывается. Ведь в нем отмечены многие трудности корейской заявки: и вырубка
Почему по пути от основного текста к саммари из корейского блока улетучился весь негатив? Значит ли это, что замечания были крайне незначительными? Или следует просто вспомнить о том, что главой комиссии был азиат – японец Чихару Игайя? Объективного ответа на эти вопросы у меня нет. Ясно лишь, что некоторое преимущество в глазах олимпийской общественности после такого отчета Пьонгчанг получил. Остается надеяться, что оно не будет развито во время устного представления Оценочной комиссии, намеченного на завтра.
4. КАКИЕ СЛАБОСТИ ОТМЕЧЕНЫ У СОЧИ?
А) Экология.
На 14-й странице отчета Оценочная комиссия настоятельно посоветовала олимпийским активистам из России обратить более пристальное внимание на проблемы экологии. Не секрет, что два объекта Заявочный комитет планирует построить на границе с Кавказским государственным природным биосферным заповедником. МОКу проблемы с экологами не нужны. Вот и просят они россиян играть в открытую, тщательно обсуждать планы с общественностью, неправительственными организациями.
– Комиссию, безусловно, волнует, как будет осуществляться сооружение всей олимпийской инфраструктуры, – говорит Чернышенко. – Как будут соблюдаться строгие стандарты, которые выставляют и сам МОК, и экологические организации, влияющие на общественное мнение. Чем лучше будут реализованы эти принципы, тем лучше для всего имиджа олимпийского движения, и конкретных Игр в частности. Поэтому озабоченность комиссии экологическими вопросами вполне объяснима.
Московские эксперты сочли необходимым дополнительно сакцентировать наше внимание на этих вопросах. Мы же в свою очередь не откладывая дело в долгий ящик, с момента их отъезда существенно продвинулись в этой теме. Был организован координационный экологический совет «Сочи-2014», в состав которого вошли специалисты из ведущих экологических правительственных и общественных организаций, включая «Гринпис России» и WWF-Russia, а также ученые-экологи из различных научно-исследовательских и академических институтов. В том числе и наши последовательные критики, кстати. Так что мы не отгораживаемся от претензий, мы работаем с ними, достигая максимально возможного компромисса. О наших усилиях в этом направлении мы уже проинформировали МОК.
Б) Расписание соревнований.
Оценочная комиссия отмечает, что из-за особенностей конфигурации лыжной и биатлонной трасс (по нашей заявке у этих видов по сути один стадион. – Прим. ред.), проведение на них одновременных стартов по биатлону и лыжам невозможно. В результате в случае неблагоприятных погодных условий и переноса соревнований могут возникнуть трудности с расписанием.
– Могут. Но – исключительно теоретически, – заверяет руководитель нашей заявки. – Во-первых, погода там в дни проведения Игр нам известна, подтверждена метеорологами. Во-вторых, погоду мы в крайнем случае можем «сделать» – технологии имеются. Ну а в-третьих, МОК вообще-то напрямую рекомендует при возможности совмещать сооружения для разных видов спорта. Такой же финт, кстати, был использован на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити.
В) Недостаточный опыт в проведении некоторых соревнований.
Обращается внимание, что россиянам в случае победы на выборах надо как следует потренироваться в проведении состязаний по горнолыжным видам. Также в отчете говорится о том, что у нас недостаточный опыт в паралимпийском спорте.
– Зато у нас есть большой опыт в организации мероприятий по другим лыжным дисциплинам, – рассказывает Чернышенко. – Из этого следует, что за семь оставшихся до Игр лет мы способны подтянуть до такого же уровня и горнолыжную тематику. К этому располагают и заявленные сроки сдачи горнолыжных объектов, которые можно будет тестировать задолго до 2014 года. Эту же логику можно применить и в отношении соревнований для инвалидов.
Г) Слишком большой бюджет на Паралимпийские игры.
Эх, Зальцбургу бы наши проблемы! Но если у австрийцев, как уже упоминалось, вечная денежная недостача, то нас корят за переплату. Бюджет в 70,8 миллиона долларов на Паралимпиаду показался Оценочной комиссии завышенным.
– Здесь налицо недопонимание структуры нашего бюджета, – поясняет Чернышенко. – Это при том, что если вы откроете тему «Финансы», то наш бюджет хвалят. Расходы на Паралимпийские игры можно по-разному считать. Скажем, мебель, приобретаемую для Оргкомитета, можно указать один раз в разделе «Мебель». А можно разделить затраты на нее на две статьи – «Мебель для Олимпиады» и «Мебель для Паралимпиады». На самом деле мы предоставили Оценочной комиссии цифры, выведенные и по одной, и по другой методике. В отчете они немного перемешались.
Д) Транспорт.
Заявленная транспортная инфраструктура комиссию, понятно, устраивает. Но судя по тому, как настойчиво в отчете нам напоминают о том, что ее строительство должно быть жестко выдержано по срокам, все же чувствуется некоторое недоверие оценщиков. Дескать, а не много ли вы на себя берете, товарищи: столько всего с нуля построить собрались?
– У комиссии есть совершенно справедливые опасения, поскольку заявленные нами сроки строительства действительно сжатые, – подтверждает Чернышенко. – И нельзя терять время. Но мы и не теряем! Данное дорожное строительство предусмотрено Федеральной целевой программой по развитию Сочи как горно-климатического курорта (ФЦП). А раз так – значит, все будет выполнено четко и в срок. Ведь расходы на эти вещи автоматически попадут в законы РФ о бюджете на соответствующие годы. К тому же известно, что у ФЦП есть Координационный совет, возглавляемый министром экономразвития и торговли Германом Грефом. Он собирается раз в две недели как раз затем, чтобы отслеживать своевременность выполнения мероприятий по ФЦП. Так вот, на одном из весенних заседаний было отмечено, что при нынешних темпах строительства вся (!) олимпийская инфраструктура будет сдана в эксплуатацию минимум (!!) за год (!!!) до начала Игр.
Е). Олимпийская атмосфера.
Казалось бы, что в этом-то мы впереди планеты всей. Но комиссия верно подмечает, что Олимпийский парк, в котором на берегу Черного моря будут компактно размещены все ледовые объекты, находится аж в
– Вход в Олимпийский парк будет бесплатным, – напоминает Чернышенко. – Думаю, это, безусловно, привлечет туда народные массы. Кроме того, в городе будут установлены несколько экранов, на которых пройдут прямые трансляции различных соревнований. Продажа атрибутики, олимпийская культурная программа – все это будет организовано для жителей Сочи.
5. МОГУТ ЛИ В ГВАТЕМАЛЕ ПРОГОЛОСОВАТЬ ВОПРЕКИ РЕКОМЕНДАЦИЯМ ОЦЕНОЧНОЙ КОМИССИИ?
Грубо говоря, может ли так случиться, что какой-нибудь член МОК из условной Набимии, не прочитав отчета Оценочной комиссии, проспав ее выступление на сессии, проголосует за Зальцбург. Скажем, исключительно потому, что ему название понравилось.
– Такое теоретически, пожалуй, возможно, – улыбается почетный президент Олимпийского комитета России (ОКР), член МОК Виталий Смирнов. – Но на практике мои коллеги принимают решения взвешенно, ответственно. Все-таки надо понимать, что от уровня проведения Олимпийских игр в значительной мере зависит благосостояние МОК. А значит, и их личное.
На решение членов МОК оказывают влияние самые разные факторы. Я, к примеру, прежде чем отдать кому-либо свой голос, всегда думаю о том, насколько сложно нашим спортсменам будет добираться до места проведения будущих Игр. Насколько больно это ударит по бюджету ОКР. Члены МОК из федераций по видам спорта наверняка принимают во внимание степень развития их вида в стране, претендующей на Игры. Зачастую перед голосованием согласовывают свое решение и с руководителями своего государства, советуются с ними.
При этом хочу заметить, что выборы зимней столицы всегда наиболее непредсказуемые. Потому что многие члены МОК представляют летние виды. Или страны, в которых зимние виды не культивируются. Их решение предугадать сложней всего. Хотя они по обыкновению являются самыми внимательными читателями отчета Оценочной комиссии и слушателями ее доклада. Ведь больше черпать информацию о городах-кандидатах им в общем-то неоткуда. Особенно после того, как членам МОК запретили их посещать.
Наш специальный корреспондент Александр Зильберт вчера вылетел в Гватемалу для освещения 119-й сессии МОК. Завтра читайте его первый репортаж с места событий.
ПРАВИЛА ГОЛОСОВАНИЯ
Президент МОК, как и члены МОК, представляющие страны-претенденты, не принимают участия в голосовании. Если их город выбывает из гонки, то эти члены МОК допускаются до голосования в следующем туре. Таким образом, из 111 ныне действующих членов МОК участие в голосовании изначально будут принимать лишь 102.
Победителем считается город, набравший абсолютное большинство голосов. Если в первом раунде ни один город не назван победителем, то из гонки вылетает город, набравший наименьшее количество голосов.
РАСКЛАДЫ ПЕРЕД БОЕМ. РЕЙТИНГ АГЕНТСТВА AROUND THE RINGS
(от 25 июня; в скобках – количество баллов в предыдущем рейтинге от 22 апреля)
Параметр/Город | Пьонгчанг | Зальцбург | Сочи |
Гостиницы | 7 | 8 (9) | 7 |
Атмосфера | 6 | 9 | 6 |
Работа Заявочного комитета | 8 (7) | 7 (5) | 9 |
Бюджет Игр | 6 | 7 (8) | 5 (3) |
Опыт проведения Игр | 9 (8) | 7 (6) | 9 (8) |
Наследие | 8 | 7 | 9 (8) |
Маркетинг | 8 (7) | 6 (5) | 9 (8) |
Правительственная и общественная поддержка | 10 (9) | 6 (8) | 10 |
Безопасность | 6 | 6 (7) | 6 (5) |
Транспорт | 7 (6) | 10 (9) | 6 (5) |
Объекты и опыт проведения соревнований | 8 (7) | 10 (9) | 7 (6) |
Сумма баллов | 83 (77) | 83 (82) | 83 (75) |